Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

Епархиальный Вятский вестник

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ

При входе в главный корпус Вятского педуниверситета висит объявление, приглашающее к посещению курса валеологии для всех желающих. Курсы проходят на базе валеологического центра. Подготовленные кадры валеологов уже сегодня работают в некоторых детских садах и школах города Вятки. Валеология подается как наука о здоровом образе жизни.

Мотивы введения нового предмета вроде бы ясны: ныне наблюдается резкое ухудшение здоровья наших граждан, особенно детей. Приходя в школу, дети из потенциально нездоровых превращаются в реально больных.

Так о чем же этот предмет — о здоровье или о здоровом образе жизни? Если о здоровье, так за ним призваны наблюдать медики. «Нет, — говорят валеологи, — наша наука не медицинская, а педагогическая». С этих позиций и попытаемся посмотреть на то, что она предлагает.

Знакомство с программами по валеологии, предлагаемыми педагогам и детям, показывает, что для данной науки человек в первую очередь есть тело. О человеческой душе ничего не говорится, хотя ее наличие подразумевается.

С точки зрения валеологии вся жизнь человека зависит от того, здорово ли твое тело. Будущих педагогов учат сначала тому, как провести диагностику своего состояния здоровья: по выносливости, давлению, пульсу, мозолям на стопах, ногтям, лысине и т.д. Такое комплексное обследование даст предсказуемый результат: вы больны, надо немедленно укреплять здоровье.

И вот тут-то в программе валеологии заложены моменты, которые людям, далеким от педагогики, совершенно не видны. Ведь прежде, чем заниматься профилактикой болезней, надо заранее договориться, что мы будем понимать под телом и причинами его заболеваний. Если, по слову апостольскому, «тело — во Христе» (Кол. 2, 17), если тело наше сотворено с тем, чтобы быть храмом Бога живаго (2Кор. 6, 16), хранить мир Божий (Кол. 3, 15), тогда и болезнь тела есть следствие греховного образа жизни. Но совсем иные представления о теле в валеологии.

Обратимся к программе для учеников первого класса. Вскоре после темы «Откуда берутся дети» ребята знакомятся с телом. Знакомство начинается с чрева. Тело — это фабрика, чрево в ней — кухня, желудок — скороварка с привратником у входа (язык, губы и зубы), передвижением пищи занимается начальник станции — глотка. За всеми знаниями, которые получает школьник, нетрудно увидеть основной образ: тело — это механизм. Отсюда и болезнь — это поломка механизма, лечение — ремонт. Дерзнем продолжить аналогии: начало тайны жизни — механический акт, старение — изнашивание механизма, смерть — сели батарейки. Чувствуете, какая нравственность будет произрастать из таких образов?

Православной аскетике известно, что именно угождение чреву является основой многих страстей: жестокосердия, прекословия, высокомерия, дерзости, лености, гнева, сребролюбия... Здесь-то и становится понятным, какой образ жизни приуготовляется ребятам валеологами за внешней заботой о здоровье.

Чревоугодие является основой еще одной страсти — блудной. В программе для педагогов-валеологов соответствующий раздел занимает видное место. Не будем останавливаться на этом, помня призыв апостола Павла: «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5, 3). Отметим только, что программы предусматривают подробное знакомство и с тем, как избежать рождения нежеланных детей, как планировать рост семьи. Не случайно работники отделений Российской ассоциации планирования семьи (РАПС) — частые консультанты в валеологических центрах.

Валеология открыта для любых методов и традиций, связанных с накачкой человка энергией. В зависимости от широты подходов педагога он может, например, рассказывая о закаливании, познакомить ребят с «нетрадиционными методами». Здесь и метода Порфирия Иванова, и у-шу с обязательной медитацией и освобождением энергетических каналов от пробок. Для предотвращения стрессов можно порекомендовать йоготерапию. Вся эта смесь язычества и оккультизма выдается за научный подход к проблеме охраны здоровья человека.

Простор для творчества в валеологии непомерно широк. В одном классе, например, педагог начал с того, что стал обучать детей тому, как надо правильно улыбаться. Оказывается, и здесь есть стандарт: при улыбке должно быть видно по 8 зубов в каждом ряду. Чей же это стандарт? Как тут не вспомнить трафаретные приклеенные американские улыбки, которые, по мысли американских психологов, располагают партнера к контактам с тобой.

Конечно, после всего сказанного остается много вопросов. Почему необходимость такого предмета особо прописывается в «Основных положениях концепции очередного этапа реформирования системы государственного образования»? Почему «здоровый образ жизни» требует снижения учебной нагрузки до 20 процентов за счет классических дисциплин?

Братья и сестры, прислушайтесь, не к нам ли обращены слова Спасителя: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 17)? Последуем же совету апостола: «Не будьте сообщниками их» и «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы» (Еф. 5; 7,11).

Сергей ГОМАЮНОВ,
кандидат исторических наук