Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

«Благовест», Рязань

иерей Артемий Владимиров

ТРЕТИЙ — ЛИШНИЙ

На встречах с людьми, где я выступаю с темой выбора спутника жизни, часто спрашивают о ревности — этой, как считают, непременной спутнице любви. Библейское повествование не противоречит такому утверждению. Например, в «Песни Песней» два эти чувства поставлены рядом: «Крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность. Стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песн. 8, 6). О том, сколь часто соседствуют любовь и ревность, говорит и Евангелие — ведь даже святые апостолы ревновали друг друга ко Христу, желая быть как можно ближе к любимому Учителю. Разграничим славянское слово «ревность» в значении «ревность по Бозе», и иное, душевное чувство — ревнование, ревность, которой не лишены были до времени и апостолы, покуда не возродились благодатью Духа Святого.

Если говорить о ревности, которая имеет место в отношениях супругов, то это, конечно же, тяжелое, страстное чувство, доставляющее мучения человеку. Равнодушие ужасно, но не менее ужасна и ревность, порой заглушающая совершенно голос разума и делающая человека своеобразным маньяком, лишающая его нравственной свободы. Эта ревность называется в Библии жестокой, как ад; эта ревность доводит иногда до умоисступления и убийства, зачинаясь и совершаясь в человеке не без участия демонов.

Отчего она возникает? Конечно же, от недостатка доверия к любимому, от недостатка благородства в душе любящего. Возникает она, наверное, и потому, что мы не любим в Боге того, кого любим, — ведь благодать не насилует, любовь не подавляет. Любя, мы отдаем себя другому. Предмет любви для нас не вещь, и мы не простираем на него права собственности. Истинная любовь не порабощает человека, а стремится уважать в нем ту царственную свободу, которая является чертой образа Божия.

Но это оказывается почти невозможным, особенно в семьях, которые живут, что называется, «открытым домом», когда у супругов много друзей, каждый увлечен любимым делом... Имея сам тринадцатилетний стаж супружества, я размышляю об этом предмете и как священник, который исповедует людей семейных. Мне кажется, каждому из христианских супругов важно всегда следить за своим расположением и внутренним настроем, за своей мыслью, и тотчас бить тревогу, когда сердце — а оно ведь у нас падшее — находится «на грани» и готово увлечься. Знаю, что если я тотчас осекаю сам себя, мысленно каюсь, то Господь в награду за верность не попустит ничего такого, что питало бы мою ревность. Если христианский супруг или супруга стараются быть беспорочными в отношении друг друга и даже мысленно не согрешать, то благодать венчания в полной мере царствует в их умах и сердцах.

Но это непрестанный труд, а ведь каждый из нас подвержен искушениям. Часто приходится видеть, что супруги — по недостатку опыта совместной жизни или по некой простоте, увлекаясь каждый своим делом, — не умеют жить общим домом. Даже благородные, возвышенные занятия, относящиеся к богослужению или творчеству, не должны полагать между супругами никакого разделения. Как об этом прекрасно пишет в своих дневниках царица Александра Феодоровна, жена должна уметь жить делом мужа, а муж — проявлять заботу и неподдельный интерес к кругу обязанностей жены, так чтобы у них действительно было все общее: одна душа, одно сердце, чтобы они смотрели бы на мир единым образом и жили полной мерой внутренних душевных переживаний. Тогда и помысел о ревности не сможет прорасти на сердечной почве.

К сожалению, в современных семьях часто случается, что почва для ревности не исчерпывается только отношениями супругов — есть ведь еще родители, дети, и порой все теснятся в одной квартире...

Если у свекрови достает ума и она знает жизнь, то совесть подскажет ей, сколь тактично она должна относиться к новой семье. Сама жизнь поможет ей отказаться от своего чада в пользу половины, которую то обрело, по слову библейскому: «Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будут два во плоть едину» (Быт. 2, 24).

Ревность к избраннику или избраннице чада в полной мере обнаруживает родительский эгоизм: слепую, животную родительскую любовь, которая не созидает, а разрушает. В самом деле, сколько семей распалось из-за того, что родители нарушили данный Богом чин и вторглись туда, куда не должна ступать нога постороннего человека! Третий здесь — действительно лишний.

Молодые женщины, супруги-христианки, конечно же, не должны совершать ошибку и с появлением ребенка переставать интересоваться мужем — в этом будет своего рода нравственная аномалия. Один многоопытный духовник, которого мне посчастливилось знать, определительно говорит, что если в семье муж пьет или бьет, то это во многом указывает на недостаток мудрости и подлинной любви в сердце супруги.

Современные люди очень слабы, эгоистичны, падки на всякие пороки... Едва лишь удельный вес супружеской женской любви будет перемещен в сторону детей или кого бы то ни было — муж, оставленный без попечения, начнет увядать, как растение без солнечного света. Напротив, прозорливая, умная, добродетельная женушка будет фокус своего внимания неослабно держать на сердце мужа, никогда не отнимет всей полноты попечения о нем — своей главе — дабы он чувствовал себя удовлетворенным, насыщенным, радостным. И, конечно, платил тем же своей супруге, являясь подлинным духовным главой Богом данного союза.

Ревность находит место в сердце человека, свивает там гнездо лишь в случае, если он не обращен всеми силами своей души ко Христу. Та ревность, о которой мы говорили, свойственна человеку грубому, плотскому, душевному. Чем духовнее личность супруга, тем полнее он вверяет судьбу своей семьи в руки Божии — а стало быть, тем глубже и сердечнее молится о нерушимости мира и согласия, именно в молитве к Богу высказывает и выливает, выплакивает все то, что в союзах языческих обрушивается на голову легкомысленной половины.

Внимательный христианский супруг не может не замечать малейших отклонений в сердце и мыслях любимого человека, не может не видеть опасностей и соблазнов, которые постоянно стучатся в двери семьи. Но как по-разному ведут себя мужья: один накричит на свою жену, другой ударит, третий перестанет с ней разговаривать, четвертый будет сидеть с мрачным лицом и односложно буркать что-то в ответ на слова супруги... А иной не подымет голоса, приветливо поздоровается, в осторожной форме спросит супругу или выразит свое беспокойство, не потеряв ни нежности, ни доверия, ни любви. И этот вопрос, эта тревога, изошедшая из чистого, добродетельного сердца, будут куда более действенны, чем внешняя поза или какая-то грубость, хотя бы и внушенная оскорбленной любовью.