Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

К ПУСТОМУ КОЛОДЦУ НИКТО НЕ ПРИДЁТ

Несколько вопросов Александру Бугаевскому, известному русскому писателю, историку, агиографу

— История о трёх мешочках с золотом, которые Святитель Николай подбрасывал трём девушкам, достоверна? Или она лишь сказка?

— Тут я должен вам анекдотическую историю рассказать. Зураб Константинович Церетели сделал скульптуру для города Бари. Святитель Николай там оказался с четырьмя мешочками, а не с тремя. Когда он привёз скульп­туру в Бари, там схватились за голову, потому что это — вещь принципиальная. Скульптор стал объяснять: ничего страшного, такое моё художественное видение и так далее. Там думали, думали, что делать, — всё же подарок от нашего руководства. А когда он уехал, ходили, ходили, посмотрели, где удобней, — и один мешочек спилили. История вроде бы казусная, но суть в том, что надо стараться древние предания передавать достоверно. Тем более о столь великом, столь почитаемом, столь любимом святом. Деяние с тремя девицами —
самое раннее, совершённое им ещё юношей. Он ещё не был покровителем всего православного и католического мира, не был даже дьяконом, он был просто добрым юношей. И история эта —
о добром сердце… Преобразившаяся в народном почитании.

— А был ли он таким, каким его сейчас изображают на иконах?

— Этот вопрос интересует многих. Первообраз Святителя Николая передавался от его иконографических изображений, сделанных ещё при его жизни. В Ликии около его гробницы сохранилось немало рукодельных изображений VIVII веков. Святитель был покровителем мореплавателей. А корабли, проходившие через порт у города Миры Ликийские, могли развозить его изображения в разных направлениях Средиземноморья.

— Если иконы передают его настоящие черты, то надо думать, он был строгим?

— Он был строг во благо. Он был решителен, непримирим к тем поступкам, которые были на пагубу. Но был необыкновенно щедр, добр и обладал огромной любовью к людям. Он является прообразом доброты, кротости и смирения. Но когда дело касалось хулы на Бога, он был твёрд… Но я бы не сказал, что на иконах у него строгий вид. Он скорее сосредоточен.

— И всё же как­то не вяжется Святитель Николай с образом весёлого Санта-Клауса… Почему в качестве прототипа Санты не выбрали другого святого?

— Потому что легенда чётко происходит от трёх мешочков с золотом. У юноши Николая умерли родители, и он получил от них наследство. Он ещё не был ни епископом, ни священником, ни дьяконом, ни даже чтецом в храме. Но он был благочестивым юношей с добрым сердцем. Николай не мог остаться равнодушным, когда узнал, что семейство, жившее по соседству, разорилось и три девушки должны быть отданы отцом в блудилище… То есть — и это очень важный момент — он рос вместе с этими девочками, хорошо знал их и не мог допустить их вынужденного грехопадения. И он подкидывает в их дом мешочки с золотом…

— В детстве меня всегда удивляло то, что он подкидывал их по одному, а не все три сразу…

— О чём это говорит, если вдуматься? Почему он не сразу отдаёт всё золото, а бросает по одному мешочку и ждёт, как поступит с золотом отец семейства? После того как тот, получив деньги, выдаёт замуж старшую дочь, Николай бросает в окошко второй мешочек, и замуж выдаётся средняя дочь. Тогда он подбрасывает золото и в третий раз — для младшей дочери… В святоотеческой литературе есть такое поучение: «Если хочешь помочь, держи монету в руке, пока она не вспотеет в твоей ладони».

— То есть пока не передумаешь давать?

— Золото может погубить человека, а может уберечь от беды. Николай видит, что, получив его, отец выдаёт дочерей замуж. Тем самым будущий святой даёт им возможность избежать жизни в блудилище… Обратите внимание на самое главное: каждым своим чудом Святитель Николай спасает не только от насущной беды, но и от грехопадения. То есть помогает человеку спастись и в другом смысле — в духовном.

— Но благо ли это — выйти за того, кто на тебе не женился бы, не будь у тебя мешочка с золотом?

— Мы не должны судить с позиции людей настоящего времени. С тех пор мир очень изменился. Сейчас такое количество продуктов в магазине, а тогда было чуть больше тридцати видов еды. Основной пищей был хлеб. Люди жили на грани выживания. Были времена, когда от голода вымирали целые сёла, целые города. Если бы эти девушки вышли замуж за столь же нищего, умирающего с голода человека, им бы не оставалось ничего другого, как умереть вместе с ним.

— А сам Святитель, отдав всё своё наследство, не рисковал умереть с голоду?

— Нестяжание — главный принцип Святителя Николая. Он был Божьим человеком. Предание не сохранило историю о том, как он существовал, отдав наследство. Но известно, что он служил при храме и был великим постником. Носил очень простую рясу. А больше ему и не надо было.

— Люди ездят к мощам Чудотворца в Бари, Венецию, Анталию. Почему мощи одного святого находятся в разных местах?

— В Анталии мощей Святителя Николая нет. Сначала турки говорили, что косточки, находящиеся в мощевике музея в Анталии, были найдены на территории около храма в Мирах. Заметьте, не внутри храма, а около него. А спустя несколько лет их представили как найденные в самом храме. Ещё через десятилетие они стали утверждать, что извлекли их из могилы Святителя. В результате эти косточки стали выдаваться за мощи Святителя Николая.

— Значит, они не подлинные?

— Понимаете, не всегда сама древность останков является надёжным основанием для их отождествления с тем или иным святым. Например, мощи некоего святого были утрачены в VIII веке и вновь при не очень убедительных обстоятельствах обретены в десятом. Неизвестно при этом, где они находились в течение двухсот лет. Согласитесь, что тысячу лет назад люди могли сильно ошибиться. Это сейчас можно провести не только анатомическую экспертизу, но даже генетический анализ, уже не говоря о точных современных археологических датировках. К тому же, говоря о лжемощах, следует упомянуть, что в Риме более полутора тысяч лет была распространена торговля не только подлинными мощами, но и, мягко говоря, сомнительными. Я бы даже сказал, что таковая индустрия поставлена на широкую ногу — вы можете заказать частицу мощей самого разного размера любого святого. И через какое-то время вам предложат частицу даже с папской печатью, скажем, XVI века. При этом печать может быть подлинной, а вот мощи — совсем не имеющими отношения к указанному вами святому.

— То есть мощами торгуют? А кто поставщик?

— В Риме торгуют мощами даже некоторые священнослужители. Подлинность мощей — это проблема проблем. Что касается Святителя Николая, то я надеюсь, что когда-нибудь генетические исследования его мощей будут проведены и можно будет точно сказать, какие частицы мощей подлинны, а какие нет.

— Разве мощи Святителя, вывезенные из Мир в Бари, не подлинные?

— Когда баряне вынимали мощи Святителя из гробницы, они очень торопились — боялись, что в храме появятся ликийцы и отнимут мощи. Когда моряк Матфей опустился в гробницу, он растоптал тазовую часть скелета святого до мелкой фракции. Баряне успели взять основную часть мощей — череп и крупные кости. А через десять лет оставшуюся часть мощей забрали венецианцы. Но останков святого было уже мало, поэтому они подложили кости и череп из других могил.

— Разве у барян и венецианцев воровство не порицалось?

— Это было похищение святынь, совершённое людьми Средневековья. Оно оправдывалось этикой того времени. Да, и баряне, и венецианцы действовали без благословения греческого архиерея, поэтому изъятие мощей, разумеется, было кражей.

— А если представить, что мощи Святителя так и не были бы увезены из Мир, как вы думаете, что бы с ними случилось?

— Впоследствии история показала, что Византия была обречена. Многие святыни, оставшиеся в Малой Азии, были попраны. Погибло огромное количество прекрасных византийских храмов, чудотворных икон, мощей… Ликия находилась на самой окраине Византийской империи, на побережье Средиземного моря, которое в первую очередь страдало от набегов. Вспомните, ведь арабы неоднократно пытались похитить мощи Святителя Николая, полагая, что они также будут им помогать в их нуждах… Но если один эмир считал, что мощи ему помогут, то другой, пришедший ему на смену, полагал, что останки — мерзкая христианская святыня, и повелевал сжечь их, или бросить в море, или каким-либо ещё образом попрать. Надежда на то, что мощи Святителя Николая могли бы уцелеть в Мирах, очень мала. Оценивая ту историческую ситуацию, можно сказать, что перенесение мощей в Италию защитило их от уничтожения и вандализма.

— Но тогда почему турки так упорно цепляются за якобы те мощи, которые находятся в Анталии?

— Для них мощи — это материальная ценность, ведь они привлекают поток паломников. В случае возвращения мощей Святителя в Малую Азию огромный поток паломников мог бы принести им значительный доход. Но это было бы для нас плохо. Даже теперь турки разрешают служить в храме святого в Мирах греческому православному духовенству всего один день в году — 19 декабря. Если вы приедете в обычный день и начнёте петь акафист, в тот же момент к вам подойдут турецкие смотрители и сделают замечание. Но если вы будете громко разговаривать в этом храме, который выполняет музейные функции, или напевать что-то другое, светское, вам ничего не скажут. Воспрепятствуют, только если вслух начнёте молиться.

— Я, как и многие российские туристы, была в Демре. Видела саркофаг, в котором, по словам гида, когда-то находились мощи Святителя Николая. Они действительно там находились?

— Вы видели в полу отверстие, из которого якобы вынули саркофаг? Там мозаика разбита. Так вот, тот саркофаг, который сегодня турки выдают за мощевик Святителя, в то отверстие не войдёт и не выйдет из него. Та дыра действительно была проломлена барянином Матфеем… Но если он разбил пол сверху, то и у саркофага, находившегося под спудом, должна быть проломлена крышка. А дыра — в боковой части саркофага. Следовательно, этот саркофаг точно не имел никакого отношения к Святителю Николаю… И я вам даже больше скажу: храм в Мирах Ликийских, скорее всего, был построен только в VI веке около могилы Святителя.

— 19 декабря в Демре приезжает большое количество туристов и паломников из России. Они едут к Святителю Николаю. Но выходит, что ни храм, ни саркофаг не имеют к нему отношения?

— Храм — великая святыня, ведь он построен около его могилы. Святитель жил и работал в Мирах Ликийских. Если человек хочет поклониться мощам Святителя Николая, он должен побывать в Бари. Но и древняя могила Святителя в Мирах тоже является святыней.

— Вы сами бываете в Демре?

— Конечно. Когда я последний раз был в Анталии, турецкий экскурсовод потеряла голос. Ехали на автобусе в Миры Ликийские — нынешний Демре. Экскурсовод попробовала говорить, и я понял: если она и дальше будет так шипеть, то рискует на всю жизнь остаться немой. Взял микрофон и сообщил пассажирам, что про Анталию ничего рассказать не могу, а вот про Святителя Николая — сколько угодно. Говорил два часа. Потом приехали в храм, туристы разбрелись, а я принялся рассказывать жене дальнейшие подробности из жизни Святителя. Постепенно за моей спиной образовалась толпа… Когда ехали обратно, туристы уговорили снова рассказывать о Святителе. Говорил ещё два с половиной часа, а выйдя из автобуса, сказал жене: «Как мало я успел рассказать им о Святителе Николае!»

— А вы сами чувствуете помощь от Святителя?

— Каскад помощи… Более чудесной и представить нельзя. Я каждый день, когда молюсь, обращаюсь к Святителю Николая за помощью.

— Как? Читаете какую-то особую молитву?

— Просто говорю: «Святитель Николай, помоги мне в работе над сборником «Добрый кормчий». Этот сборник я сейчас о нём делаю и прошу, чтобы эта работа шла с его помощью, а не так…

— У людей часто возникает вопрос: почему нужно обращаться к святому, а не напрямую к Богу?

— Душа человеческая бессмертна, и что происходит с ней там — это великая тайна. Душа выходит из тела, и человек продолжает свою жизнь либо с Богом, либо с другими силами, в зависимости от того, что он заслужил — верх или низ. Есть люди, которые особо угодили Богу, и свои чудеса Он часто совершает через них. Они стоят рядом с Его небесным престолом, они не ангелы и не архангелы, а души людей, которые Господь взял к себе по любви к ним, к их добродетелям. Через них Он совершает чудеса. Бог совершает Свои чудеса через Святителя Николая. Такой у Святителя дар — он наиболее быстро приходит на помощь. Такое у него было сердце… Он уже и при жизни мог совершать чудеса и помогать людям. Его помощь — это рука Божья. Он помогает через Своего любимого святого. Господь любит всех, другое дело, что у людей свободная воля… Но Святитель Николай полностью подчинил свою волю Богу.

— Других, таких как он, больше не было?

— Такие подвижники были во все времена. Они подражали этому святому. Святитель Николай — наиболее яркий, чёткий жизненный пример. Господь знает сердца, и, возможно, сердце Святителя было видено им как самое прекрасное… И мы его видим таким.

— Именно поэтому Святитель стал таким почитаемым святым в России? Это как-то связано с тем, что он быстро приходит на помощь, исполняет желания?

— В том-то и дело, что он желания исполняет далеко не все. Он исполняет только те желания, которые полезны людям, которые им во благо. Так же как мешочками с золотом он оградил девушек от грехопадения, Святитель помогает людям и материально, и духовно. Спасает от «кораблекрушения» тех, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему. Обстоятельства могут человека так затянуть, что он по слабости своей очень низко упадёт. Но если он не поворачивается спиной к святым, они приходят и помогают. А особенно быстро — Святитель Николай. Многовековой опыт убедил, что ни от одного святого человек не получит столь быстрой помощи во благо, как от него. А формула тут очень проста — к пустому колодцу никто ходить не будет. Никогда бы миллионы не стали ходить к колодцу, проверив, что он пуст. Опыт убедил их в том, как безгранична бывает помощь Святителя Николая. Вот что привело к такой его популярности.

предыдущая