Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

ЛЕГЕНДА О «КРУГЛОЙ ДОСКЕ»

Хранитель фонда древнерусской живописи и резного дерева старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Юлия Комарова откроет тайны двух древнейших икон с изображением Николая Чудотворца.

— У нас наряду со считающейся покровительницей нашего города чудотворной иконой «Богоматерь Знамение», которая находится в Софийском соборе, есть ещё одна главная святыня Великого Новгорода. Это чудотворная икона Святителя Николая Мирликийского. Она располагается в нашей музейной экспозиции. Икона необычная, единственная в своём роде. Икону ещё называют «Никола Круглый» — за необычную форму доски. И это единственный сохранившийся памятник такой формы.

Известно, что в доиконоборческий период, то есть до VIII—IX веков, правда, чрезвычайно редко в византийском и древнерусском искусстве встречались круглые иконы. Но до нашего времени они не дошли. Круглая икона — это отголосок античности. Ведь мы, Русь, — наследники Византии, а Византия — наследница греческой античной культуры. Если иметь в виду форму, это воинский щит и образ победителя на щите. На нашей иконе не воин-победитель, — здесь символ триумфа христианской веры.

Наша икона долгое время считалась именно той самой чудотворной древней иконой XII века, с которой связана легенда об исцелении новгородского князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха. Сохранилось рукописное «Сказание о дивном обретении иконы Святителя Николая архиепископа Мирликийского…». Князь Мстислав тяжело заболел, не мог двигаться. Во сне ему явился святой Николай и повелел отправить послов в Киев за чудотворной иконой, которая хранилась на хорах в киевском Софийском соборе и прославилась к тому времени чудесами. Никола поведал князю даже «меру», то есть размер «круглой доски».

Мстислав направил посольство в Киев, но на озере Ильмень послов настигла буря, им пришлось пережидать её три дня и три ночи. На четвёртый день повар, желая зачерпнуть воды для приготовления пищи, увидел плавающую на воде круглую доску с изображением святого. Вот такое произошло чудесное обретение иконы, приплывшей из Киева в Новгород. Её торжественно принесли князю, и он узнал образ, который ему был явлен во сне. Икону омыли водой, Мстислав этой водой омыл лицо и получил исцеление. В честь этого замечательного события в 1113 году Мстислав приказал заложить на Торговой стороне, «на Ярославле дворе», храм во имя Святителя Николая.

И в течение многих столетий с этой иконы, которая была очень почитаема, делались списки. Считалось, что копия принимает все чудотворные свойства оригинала. И если посмотреть описания древних новгородских храмов, практически в каждом из них был «Никола Круглый», «Никола Круглая доска». И в Никольском соборе было несколько икон этой формы.

Сравнительно недавно в одной из рукописей была обнаружена карандашная пометка на полях, где рассказывается, что чудотворная икона в начале XVI века из Новгорода была вывезена в Москву, помещена в один из храмов Московского Кремля — Благовещенский собор — и там погибла во время пожара.

Но экспонируемая у нас икона Святителя Николая тоже находилась в Никольском соборе. Значит, это один из списков — может быть, один из древнейших. Видимо, когда она обветшала, её перенесли из местного ряда в придел Никольского собора, а для иконостаса в XVI веке была написана ещё одна копия, она тоже находится у нас в экспозиции.

Эту круглую икону мы отправляли в Москву, в ГосНИИР. Юрий Александрович Рузавин, в течение нескольких лет её исследовавший и реставрировавший, подтвердил, что доска очень древняя. Живопись, которую мы сейчас видим, датируется XIII—XIV веками. Это фон и фигура святого. Только лик переписан в Макарьевское время, в XVI веке.

Живопись тонкая, суховатая. Надписи, стилизованные под греческое письмо. Ощущение древности придаёт большое количество точек — гвоздевых отверстий от крепления оклада. На иконе был позолоченный серебряный басменный оклад (бывает чеканный, а басма — это тоненькие пластиночки, изготовленные методом тиснения). То, что за иконой так следили — поновляли, украшали, чинили, — говорит о том, что она была очень почитаемой.

Наталья МЕЛКОВА

предыдущая    следующая