Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

Никольские настоятели

КРЕСТ — ЗНАМЕНИЕ ПОБЕДЫ

Протоиерей Димитрий Ничипорук, настоятель Никольского храма в посёлке Мга (Ленинградская область)

— Сейчас у многих людей крест ассоциируется исключительно с кладбищем. Это символы, как мне кажется, далёкие от того первоначального значения, которое имел крест для первых христиан. Принципиально ли то, что изменилось это значение?

— Думаю, принципиально отношение к кресту поменяться не могло. Крест — это знамение христианской победы. Трудно представить, как рассуждал сатана, когда настаивал на том, чтобы Христа распяли на Кресте. Может быть, он считал, что, убив Богочеловека, нанесёт ущерб Богу. Но произошло так, что крест стал знамением его безсилия. Крест для нас — знак победы Бога над сатаной. Могущество Божие не поддаётся логике обычных рассуждений, поэтому Господь, преодолевая смерть, воскресает. Так что и для первохристиан, и для всех нас крест всегда будет оставаться знаменем победы, свидетельствующим о безсилии сатаны перед Богом. Традиция ставить кресты на могилах или поклонные кресты — древняя практика, восходит она к первым векам христианства. В Римской империи христиане не могли позволить себе ставить кресты на могилах, потому что за это убивали в буквальном смысле слова. Но на задворках Римской империи находят надгробные плиты, где иссечён христианский крест, относящиеся к самым ранним христианским временам.  Мы знаем церковное Предание, говорящее, что апостол Андрей, придя на киевские холмы, водрузил там крест, и так делали многие апостолы. Это означало, что в этом месте начинается проповедь Христова. Равноапостольная княгиня Ольга тоже водрузила крест на реке Великой в том месте, где три луча с неба сошлись в одной точке. Традиция — использовать крест для обозначения того, что здесь живут христиане и проповедуют о Христе. В древности многие населённые пункты ограждались крестами. Многие христианские храмы и монастыри могут сейчас засвидетельствовать, что у них есть величайшая святыня — частичка Животворящего Креста. Хотя вполне вероятно, что в Средние века были и шарлатаны. Но смущаться не надо — ведь Господь иногда даже наши намерения принимает как содеянное дело. Если мы видим, что присутствует такая святыня, надо прикладываться с молитвой и верой, и, поверьте, Господь будет воздавать ровно такую благодать, которая бы происходила из того самого источника, на который мы можем рассчитывать.

— Если сам вырезал крестик из дерева и не освятил его, считается ли он святым?

— Есть молитвы, направленные на то, чтобы освящать крест. Но на одном из Вселенских Соборов было постановлено почитать всякий крест. Поэтому если человек делал крест с добрым намерением, с тем, чтобы пользоваться им как христианской святыней, думаю, сам силуэт креста себя освящает. Поэтому, думаю, любой крест достоин почитания, и каждый является знамением поражения сатаны. Может быть, кто-то из петербуржцев помнит, что когда был закрыт Иоанновский монастырь, где покоились мощи святого праведного Иоанна Кронштадтского, то рядом с криптой на стене кто-то вырезал крест, и люди приходили и лобызали его. Этот рукотворный крест сохранился до сих пор, и думаю, он освящён сам по себе.

— Как относиться к крестикам, на которых нет изображения Спасителя, и можно ли женщинам в отдельных случаях надевать их поверх одежды?

— Понятно, что к кресту нельзя относиться как к украшению. Значит, нельзя демонстрировать его в этом качестве. Если же он случайно оказался на поверхности одежды, ничего страшного в этом нет. Надо понимать, что на первых крестах, которые стали почитаться, не было изображения Христа, но они от этого не были менее значимы. Насколько я знаю, до никоновской реформы было даже запрещено изображать на кресте Спасителя. Поэтому не стоит этим смущаться.

— Возможна ли радость при несении креста? Ведь это представляется скорбным подвигом, но при этом апостол заповедует непрестанно радоваться. Как это сочетать?

— Мать, которая видит страдания ребёнка, в молитве может говорить: «Господи, дай лучше пострадать мне, но освободи его». И если это произойдёт, то несение её материнского креста будет для неё радостным. И это принцип, который действует во всех ситуациях. У всех нас есть свои послушания, работа, обязанности. Бывает, конечно, что кому-то работа не в радость. Но для многих это радостно, а ведь это, по сути, тоже несение креста, следование за Христом. Радоваться при этом не только возможно, но так и должно быть.

— Перед тем как дать заповедь о несении креста, Господь говорит, что надо отвергнуться себя, своих близких. Насколько надо это сделать?

— Мы должны отвергнуться того, что мешает нам следовать за Христом, в том числе если это делают наши родные и близкие. В этом смысле мы должны сделать выбор в пользу Христа, но это не значит, что мы должны относиться к ним с презрением. Мы должны молиться о них, пытаться объяснить. Если человек не может воспринять слова, тогда ограничиться молитвой, которая, может быть, более действенна. Что касается отвержения себя, Господь требует от нас не истязания или страдания, но сострадания. Чтобы мы могли почувствовать боль другого человека, вместе с ним понести утрату. Если мы намеренно будем причинять себе страдания, это не угодно Богу. Апостол Павел говорит в Посланиях, что даже если отдам свое тело на истязание, но если не имею любви, всё это будет напрасно. В христианстве на первом месте всегда стоит любовь и сострадание. Как любящее материнское сердце страдает за ребёнка, просит переложить его страдания на себя из чувства любви к нему. Если человек лишён этого чувства, для него ничто не будет в радость.

— Стоит ли рассматривать свою светскую работу как послушание? Если да, то каковы его границы в профессиональной сфере? Является ли покорность власти, поставленной над тобой, сама по себе крестом, необходимым нам для приобретения смирения?

— Когда Господу принесли монету, Он ведь сказал: отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божие. На работе надо выполнять возложенные на тебя обязанности и через это нести смиренное послушание. Если человек выполняет работу как повинность, которая в тягость, наверное, лучше найти такую, которая бы приносила радость. Ведь если человек недоволен чем-то на работе, от этого мало пользы не только ему самому, но и окружающим. Воспринимать работу как крест, который надо безропотно тащить на себе, — это мука, которую нести не стоит. Надо выбрать работу по сердцу, чтобы она приносила радость не только вам, но и окружающим.

— В светской среде существует представление о православии как скорбной религии, и в первую очередь символ этой скорби — крест.

— Нельзя согласиться, что это символ скорби, хотя, с одной стороны, крест — объект, связанный со страданиями Христа, но с другой — символ нашей победы над сатаной. Крест должен вселять веру. Апостол Павел говорит: всегда радуйтесь, за всё благодарите. Православие — религия, вселяющая радость о воскресшем Христе. Зайдите в течение пятидесяти дней после Пасхи в храм — никогда не встретите скорбного лица. После молитвы, после доброго дела бывает такая радость, что она переполняет сердце. Как в одной притче, когда два человека сидят в комнате, и один из них просит другого доказать, что существует ветер. Пока не выйдешь из комнаты и не почувствуешь ветра, не поймёшь, что он есть. Так и здесь. Почувствовать радость от церковной жизни можно, только когда ты вступишь в неё и почувствуешь. Строить же поверхностное мнение на основе внешних впечатлений просто не стоит.

Записал Юлий ПОДЗОЛОВ

предыдущая    следующая