Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Воспоминания о протоиерее Николае Гурьянове
†††
Игумения Елисавета, бывшая настоятельница Спасо-Елизаровского монастыря:
— На один мой жизненный вопрос никто не мог ответить, а батюшка тут же на него
ответил. Я даже заплакала, словно река слёз открылась. Сижу, плачу, слез не
унять. Тогда отец Николай стал меня веселить. Вытащил толстую книжку со стихами
и стал читать не по книжке, а на память. Последнее стихотворение было очень
длинное. По мере того как он читал, я поняла, что это было про меня. Смысл же
был таков: она учится, учится, учится и опять учится. И заканчивалось, что она
ещё будет учиться. Я вновь заплакала: «Не хочу больше учиться. Я устала». А
батюшка не слушает и читает дальше: мол, сколько ты ни учись, но всё это не та
наука, однако потом откроется то, что тебе надо. Я поняла, что, конечно же, это
было о монашестве. Действительно, мне пришлось учиться дальше, закончить
Богословский институт и уйти в монастырь. А батюшка видел, в какой именно
монастырь мне придётся идти! В Спасо-Елизаровский. Когда стоял вопрос об
открытии на Псковщине монастыря, который предполагалось построить на пустом
месте, Господь вразумил владыку Евсевия восстановить древний Спасо-Елеазаров
монастырь. Владыка и привёз нас в Елизарово. Но нам, конечно, всё там не
понравилось: храмы разрушены, кругом глушь, всё разорено, в лесу змеи. А мы ведь
из столицы, из Москвы. Однако Промысл Божий был спасаться именно здесь. Владыка
нам тогда сказал: «Ну что же, раз вы не верите архиерею, поезжайте к старцу и
послушайте, что он вам скажет». И мы поехали. Как только зашли к батюшке, он нам
прямо с порога: «Вы что задумали? Ерунду построить? Там, где монастыря не было,
там ему и быть не надо».
Батюшка никогда раньше не пугал меня ни концом света, ни дурными предзнаменованиями, ни адом. Никогда не говорил: «Спасайтесь! Завтра вы все погибнете!» Никогда не забуду, какая была ночь перед его погребением. Псковское озеро в ту ночь представляло собой громадный международный порт. Плыли суда, множество разнообразных лодок. И при этом необыкновенный, густой-прегустой туман, какого раньше здесь никто не наблюдал. В природе был покой, была благодать, буквально — благорастворение воздухов. Когда мы приехали на остров и встретились там с владыкой Евсевием, то пошли в батюшкину келью. И там Владыка спросил келейниц в присутствии свидетелей: «Был ли батюшка в постриге? И если да, то сохранилось ли монашеское облачение или какое-либо свидетельство его пострижения?» Ведь ходят всякие разноречивые слухи, будто он был в монашеском чине и даже чуть ли не епископ. Владыке надо было знать, как и в чем хоронить батюшку. Для монашествующих ведь нужен соответствующий чин погребения. И ответ келейниц был: «Нет». Владыка при этом несколько раз переспросил. И в ответ снова прозвучало: «Нет». Тогда Владыка сказал: «Ну что же, тогда сомнений быть не может. Будем погребать как священника». При этом Владыка предложил погрести отца Николая в церкви, где он прослужил более сорока лет, или хотя бы за алтарём храма. Он даже хотел сделать особую сень, чтобы люди могли прибегать за помощью к батюшке как к угоднику Божию. Но келейницы возразили, сказав, что сам батюшка желал быть погребённым около своей мамушки на кладбище. Однако позже мне сказал отец Евгений, который служил в Озёрах, что однажды, когда он приехал на остров со своей матушкой Ольгой, отец Николай предрёк: «А вы знаете что? Когда я умру, меня среди дороги положат». Тогда они не придали этому значения, но всё всплыло в памяти после того, как похоронили батюшку на кладбищенской дорожке.
†††
Священник Алексий, храм Рождества Богородицы в Изборске:
— С первого взгляда я воспринял отца Николая как небожителя — такой он излучал
свет. Видно, он так близок был к Богу, что воспринял этот свет. Это зрительно. А
внутренне поражали его глубочайшее смирение и кротость. Отец Николай сохранял
верность Господу всю свою жизнь. Часто бывает, что люди приходят в церковь
только тогда, когда им становится туго. Там они получают облегчение, радость,
утешение, но когда их жизнь входит в обычное русло, то они забывают про церковь.
А батюшка интересовался только Богом.
†††
Иеромонах Вениамин:
— Первый раз я приехал к отцу Николаю в 1993 г., когда закончил Мухинское
художественное училище. И батюшка сразу же всё рассказал обо мне и уже тогда
назвал моё будущее имя. В то время я был даже не крещён. Меня покоряла и
захватывала его необычность, неотмирность. Батюшка знал, что Господь есть
Любовь, и помогал людям познать эту Божественную любовь. Батюшка не говорил о
любви, а показывал её всем своим существом. Поэтому к нему шли люди. Его душа
горела от любви, даже глаза искрились, как у ребёнка. Такое состояние описывал
пророк Давид. Человек, получающий эту благодать, действительно становится просто
ребёнком. Много раз я сам уезжал от батюшки наполненный детской необъяснимой
радостью.
†††
Протоиерей Константин Линдберг:
— Наш православный приход храма Кирилла и Мефодия в Гамбурге существует уже 15
лет. С 2002 г. мы приняли юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского
Патриархата. Вначале служба у нас велась по-польски, так как ходили к нам одни
поляки. Со временем храм наполнился прихожанами из русских, грузин, румын,
сербов, арабов и многих других народностей, которые приехали на жительство в
Германию. Их дети говорят по-немецки лучше, чем на родном языке. Много пришло в
православие и немцев. Служба стала вестись на двух языках: церковнославянском и
немецком. Но вновь возникла проблема: на каком же языке вести службу в храме,
куда ходят столько национальностей? В 1998 году мой знакомый на машине предложил
съездить с ним к старцу Николаю Гурьянову, чтобы я мог спросить его о языке
богослужения на приходе. Я согласился, и мы по-
ехали. У каждого приезжего были свои проблемы, поэтому организовали очередь.
Встал я очень далеко. Не знаю, о чём батюшка говорил с русскими людьми, но в
один момент он вдруг возгласил громким голосом, повернувшись в нашу сторону: «Deutschen
beten» («Молиться по-немецки»). Я думал, что он велел всем нам сейчас молиться
на немецком языке, и стал вслух читать «Отче наш». Но вижу, что никто почему-то
не обратил внимания и не молится. Когда подошла моя очередь, спросил: «Отец
Николай, на каком языке надо совершать Литургию в нашем храме?» А он ответил:
«Всё будет хорошо». Встал опять в очередь. Потом в третий, четвёртый раз. А он
вновь: «Всё будет хорошо». И смеётся. Так я и ушёл недовольный. И уже по дороге
я вдруг с отчётливостью осознал происшедшее и начал сам себе изумляться: «Ну
почему ты не понял отца Николая? Он ведь именно тебе сказал громким голосом, да
ещё на немецком языке, что молиться надо по-немецки. Других людей из Германии
там никого не было».
†††
Послушница Ольга, Снетогорский монастырь:
— Моя знакомая была духовной дочерью отца Николая. По особому расположению он
поверял ей страшные и необыкновенные тайны духовного мира, которые открывал ему
Господь через Священное Писание. Часто знакомая передавала слышанное и мне. Эти
чудесные рассказы с подробностями, которые я никогда раньше не встречала, просто
поражали меня, потрясая воображение и впечатываясь в самую душу. Слушая в
очередной раз страшные и величественные откровения, я попросила знакомую узнать
у отца Николая о моём будущем. Она пообещала. Однако батюшка был очень непростой
— часто он юродствовал и говорил прикровенно. Так и на вопрос о моём монашестве
он сказал: «Пускай она собирает золото». Знакомая изумилась: какое может быть у
монахов золото, если они и копейки не должны иметь по обету нестяжания? А
батюшка просто дал понять, что разговор — это серебро, а молчание — золото для
монаха, и подтвердил: «У неё путь монашеский. Пусть ни о семье, ни о браке не
думает, это не для неё. Пусть не читает разных книг: не все они полезны, многие
даже смущают душу, загрязняют, а у неё и так нет ни времени, ни здоровья». А у
меня и действительно здоровья нет после очень тяжёлой травмы. Откуда он это
узнал? Я никогда не говорила об этом.