Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Николо-Богоявленский Морской собор
Однообразное, как бы сжатое с обеих сторон пространство набережной канала Грибоедова внезапно раскрывается, и в перспективе пересечения с Крюковым каналом возникает Николо-Богоявленский Морской собор. Его величественность привлекает людей самых разных, и они тянутся сюда, будто угадывая свет. Об этих людях, с их судьбами и надеждами, печалями и памятью, и о самом соборе мы беседуем с его настоятелем, протоиереем Богданом Сойко.
ЕДИНСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ
Никольский храм — единственный морской собор Петербурга. Заложенный в 1753 году в старинной городской слободе, где издавна селились «корабельные люди», он с самого начала стал памятником морской славы России. С 1770-х гг. в соборе служили благодарственные молебны в честь побед российского флота, а в числе прихожан постоянно были матросы, офицеры, их жёны, матери — все те, кому небезразлично море и чьим покровителем является святой Николай Чудотворец, в честь которого храм и назван.
Отец Богдан: — В соборе сохранились памятные доски, установленные в честь русских моряков, отдавших жизни в Русско-японскую войну, и есть доски последнего времени, посвящённые экипажам погибших подводных лодок. Как и столетия назад, сегодня мы молимся за тех, кто сейчас в море, и тех, кто уже никогда не вернется из плавания, а в памятные дни — 7 апреля (гибель АПЛ «Комсомолец» в 1989 году) и 12 августа (трагедия на подлодке «Курск» в 2001-м) — совершаются литии по усопшим.
САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЧТОБ ВОЙНЫ НЕ БЫЛО
В Петербурге солнечный полдень. Облака. Купола собора. Птицы. А в самом храме — снопы света из окон да причудливые узоры теней на полу. В уголке под образом, склонив голову, отдыхает старушка. Старинного покроя пальто, ветхий платочек и светло-серые лучистые глаза. Это Ольга Федоровна.
«Восьмой десяток мне уж минул. Уже и здоровье не то, и память — а все помню ее, блокаду-то, и никогда не забуду. Темно было, даже когда солнце, и холод. И мертвые… Тогда и работать начала — на заводе, до сих пор вот руки болят. И молиться, и в Бога веровать — тогда же. Война, а трамваи ходили. Жили мы на Васильевском. Помню еще, как в храм ходила. А худющая была, как щепка. Ветром сдувало. Но некоторые храмы в войну работали — этим многие спасались. Я сюда редко выбираюсь, разве что к праздникам большим. Вот на Пасху, и обязательно — на День Победы. Ехать-то далеко… Ну да ничего. Самое главное — чтоб войны не было. И чтобы люди с Богом были».
Отец Богдан: — Божией милостью после революции собор никогда не закрывался. В первозданном виде до нас дошло убранство храма и его реликвии. А благодаря силе духа наших людей, в течение всей войны, даже в блокаду, здесь шли ежедневные богослужения: ранняя, поздняя и вечерняя службы.
Тогда же в храме (в то время Никольский собор был кафедральным) жил митрополит Алексий (Симанский) — будущий Патриарх Алексий I, избранный сразу после войны. Митрополиту, как и всем в ту пору, приходилось тяжело: сначала он жил на хорах, затем обезсилел и спустился вниз, ночевал в отгороженной части алтаря.
Каждый день служители собора совершали крестный ход вокруг
храма, а во время арт-
обстрела — в самом здании.
Часто во время службы в храме никого не было, но служба шла, несмотря ни на что. В знак почтения к мужеству и стойкости жителей блокадного города митрополит Гор Ливанских Илия преподнес собору частицу мощей Святителя Николая Мирликийского, сейчас она находится на чудотворной иконе святого.
ТЁТЯ НАДЯ
Несколько минут ходьбы от Никольского собора — и на набережной канала Грибоедова можно увидеть четырёх львов, вполне мирных, несмотря на оскаленные пасти. Львы держат Львиный мост. Здесь вот уже несколько лет каждый вечер прогуливается тётя Надя. В один из таких вечеров она, давняя прихожанка Никольского собора, поведала нам свою историю.
Когда в сорок первом немцы пришли в Псковскую область, девятилетняя Надя уже была христианкой. Вскоре Надю вместе с бабушкой — та ни за что не хотела покидать внучку — отправили в Прибалтику. Так, с девяти лет, она и начала работать. В пятнадцать Надя стала токарем на заводе.
Вскоре у нее начало болеть сердце. Примерно в это же время Надежда познакомилась со своим первым мужем. Всего их было двое, и оба умерли молодыми. Второй муж, Иван, подарил Надежде сына Юру, а через несколько лет умер в больнице на руках у жены. Его до смерти забили пьяные. В 84-м Надежда Александровна потеряла и сына. Восемнадцатилетнего Юру привезли в цинковом гробу из Афганистана. В начале девяностых умерли две ближайшие подруги тёти Нади… А потом — болезни, долгие ночи, полные безысходного страдания. И наконец, — обращение к вере — уже окончательное, «уже навсегда».
Почти десять лет тетя Надя практически ничего не видела — и неустанно молилась. Нельзя было ни читать, ни смотреть телевизор. А когда врачи сказали, что надежды больше нет, внезапно прозрела. «Как стала видеть, бросилась читать. У меня большая библиотека, но нынче всё больше перечитываю. И в основном светлых, родных писателей: Пушкина, Чехова. А недавно стала вот Евангелие перечитывать, медленно».
Отец Богдан: — Таких людей немало — тех, которые способны вынести все тяготы и горести, но не озлобиться, остаться с Богом и продолжать любить людей. Но и не много… Сегодня — в воскресный день — причастились около ста пятидесяти детей, больше сотни причащаются постоянно.
— Приходят ли матросы, офицеры в ваш храм?
Отец Богдан: — Русский флот в отношении веры находится на ступени, ведущей к возрождению. Наши матросы и офицеры, собственно, уже верят, пусть во многом пока обрядово; однако, судя по внутренним флотским законам, они еще остаются советскими воинами. Хотя никому уже не запрещается веровать и молиться.
Моряки всегда были в числе прихожан собора. Большое количество военных моряков бывает в памятные дни. Часто, приезжая в Санкт-Петербург, матросы и офицеры других флотов заходят в собор, обычно зная о том, что он морской. Для них это очень важно…
НЕСЛУЧАЙНЫЙ СВЕТ
Несмотря на нетипичный для православного храма архитектурный стиль (переходный между барокко и классицизмом), собор сохранил исконно русскую структуру: и могучее пятиглавие, и две церкви, зимнюю и летнюю.
— И пусть, — не унывает отец Богдан, — раньше собору принадлежало место от Фонтанки до Мойки, а теперь, со времени принятого при Хрущеве закона, выделено всего 24 метра площади вокруг, сегодня люди чувствуют присутствие храма на гораздо большем расстоянии…
Православным храмам издавна присуща сила менять место вокруг себя, освящать пространство окрест. И если люди чувствуют этот свет, значит, он действительно существует.
Дмитрий ЖАВОРОНКОВ, «Вода живая», СПб