Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ СИБИРЬ

До поездки в Омск я думал, что самый большой монастырь в России (по территории) — Курская Коренная пустынь. Но я ошибался: это Ачаирский Крестовый женский монастырь под Омском.

Он раскинулся вдоль реки Иртыш на 38 гектаров: здесь и поля, и луга, и святое озеро, и немаленькая берёзовая роща — и всё это внутри монастыря, а не за его пределами. А над рощей — купола величественного Успенского собора и высокая колокольня храма святых Константина и Елены. Простор и высота — вот первое, что испытываешь, входя в ворота обители.

История Ачаирского Крестового монастыря восходит к 1905 году, когда 8 сентября св. прав. Иоанн Кронштадтский освятил на земле богатого местного казака Михаила Бубённова место под строительство нового храма. Вскоре здесь возник женский общежительный монастырь, которому Бубённов подарил земли, освящённые о. Иоанном. Началось строительство обители. К 1913 году оно было завершено, но, увы, новой обители выпало существовать недолго.

В конце 20-х годов прошлого века в Омске все монастыри и большая часть храмов были закрыты, поруганы и разграблены большевиками. Разрушен один из самых больших храмов России — Успенский собор в Омске. Священников подвергли гонениям и истязаниям. Архиепископа Омского Сильвестра (Ольшевского), по свидетельству очевидцев, распяли в каземате и пронзили его сердце раскалённым шомполом. Ужасна была судьба и Ачаирского монастыря, закрытого в начале 30-х годов: в его стенах разместили один из самых страшных лагерей в СССР. За 16 лет существования в нём погибло около 200 000 человек. Нет, здесь не расстреливали, как в Соловках или на Карлаге, — люди погибали от невыносимых условий жизни. Неотапливаемые бараки в одну доску, насквозь пронизываемые ледяным ветром, снегом и дождём, лёгкая одежда, 40-градусный мороз… Кормили заключённых бурдой из овсюга, вызывавшей желудочно-кишечные кровотечения. На территории монастыря сохранились рвы, в которые сбрасывались тела умерших. 14 лет назад здесь был установлен большой крест в память о замученных людях, оттого Ачаирский монастырь и называется Крестовым.

Возрождён из праха Ачаирский  Крестовый женский монастырь трудами митрополита Омского и Тарского Феодосия и трудами тех, кого он благословил. В нём теперь девять церквей, из которых две подземные — Живоносного Креста Господня и мученика Сильвестра. Храмы расписаны великолепным художником и иконописцем Геннадием Адаевым. А ещё построены гостиница, трапезная, митрополичьи покои и библиотека, сестринский корпус… Правда, монахинь в монастыре пока немного — человек 15, во главе с игуменьей матушкой Верой (Бирюковой).

Андрей Юрьевич Быков, президент Благотворительного фонда Святителя Николая Чудотворца, считает, что Ачаирская обитель не только самая крупная, но и самая красивая в России. Что ж, у него есть для этого веские основания, особенно теперь, когда руководимый им фонд воздвиг в монастыре между Успенским собором и храмом Константина и Елены величественный памятник Святителю Николаю Чудотворцу работы скульптора Сергея Исакова.

С высокого постамента, являющегося одновременно и часовней Николая Угодника, бронзовый Святитель благословляет нас обеими руками. Как сказал владыка Феодосий, «памятник Святителю Николаю будет созывать людей на молитву, простирая руки к приходящим и приглашая их: придите, видите, благ Господь, воскрес Господь, так и воскресла эта обитель».

И Николай Угодник незримо опекает тех, кто творит добро его именем. А. Ю. Быков рассказал: «За два дня до нашего отлёта в Омск произошло чудесное событие. Когда передо мной положили фотографию этого памятника, он произвёл на меня такое впечатление, что захотел взять с собой в поездку всех сотрудников нашего фонда. Но оказалось, что на нужный рейс осталось всего 7 билетов, 44 не хватало. Какова же была наша радость, когда мы узнали к вечеру, что все недостающие билеты были сданы!» Представляете: не два билета, не десять, сорок четыре!

Освящение памятника произошло 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы. По обе стороны центральной монастырской аллеи выстроились шпалерами кадеты, казаки, солдаты Омского гарнизона. Небо хмурилось, казалось немыслимым, чтобы солнечный луч пробился сквозь плотный слой облаков. Однако и здесь случилось маленькое чудо. Когда после литургии крестный ход во главе с митрополитом Феодосием вышел из Успенского собора, тучи неведомым образом разошлись, и жёлтая берёзовая роща вся засияла, пронизанная солнечным светом.

Владыка Феодосий освятил воды целебного источника, находящегося слева от входа в обитель. Температура на улице была немногим выше нуля, и, когда митрополит стал обильно кропить водой из источника, я невольно зажмурился, ожидая, что капли будут холодными. Но, к моему удивлению, они были тёплыми и солёными,— словно слёзы тех горемык, что приняли мученическую смерть на этой земле…

Оказалось, что температура воды плюс 37 градусов. Но ещё более удивительным было то, как появился этот источник. До 1993 года его не существовало. Однажды митрополит Феодосий увидел во сне, что в монастыре бьёт из-под земли ключ и образуется прекрасное озерцо. По его просьбе пробурили скважину в этом месте, и не маленькую. Из скважины хлынула та самая тёплая минеральная вода, оказавшаяся, как узнали впоследствии, целебной. Она заполнила низину и получилось озерцо — точь-в-точь как во сне владыки.

От источника крестный ход двинулся к часовне преподобного Серафима Саровского с неугасимой лампадой, а потом и к памятнику Святителя Николая. Едва владыка Феодосий освятил монумент, как вдали, на центральной монастырской аллее, тянущейся от входа примерно на километр, показалась свадебная процессия. Невеста была истинной сибирячкой: на холодном ветру в белом воздушном платье, с обнажёнными плечами и руками, она под руку с женихом в тёплом костюме мужественно шагала на высоких каблуках к памятнику. Потом подъехали ещё две свадебные процессии. На наших глазах закладывалась новая омская традиция.

Андрей ВОРОНЦОВ, Москва

предыдущая    следующая