«ОТ СЛОВ СВОИХ ОПРАВДАЕШЬСЯ И ОТ СЛОВ ОСУДИШЬСЯ»

Очень сложное и страшное письмо. Мы привыкли называть чудом свершение чего-то светлого и доброго, исполнение радостной надежды. А тут явно свершилось зло. Причем зло, автором письма даже не понятое: Анна Григорьевна, видимо, искренне считает, что свершилось благо для внучка Коленьки - умер во младенчестве. Но самый ужас в том, что она считает, что умер он именно потому, что о том молилась ее мать - прабабка Коленьки. Это что же получается? Прабабка "поставила себе на службу" Святителя Николая, этакой "ручной" святой, который безпрекословно слушается, стоит его только о чем-либо попросить? Если следовать такой логике, значит, коли кому-то не нравится, к примеру, соседка, - то стоит лишь помолиться о ее смерти и просьба будет "услышана и исполнена"? Но это же кощунство, это грех-то какой!.. Молить о чьей-либо смерти - чисто бесовское дело, потому что бес стоящий тут, за спиной, может слышать эти хульные слова и действовать. Дьявол - отец смерти и лжи, разве ему не подвластна смерть?

- Только если Господь попустит…

- Верно, если Господь попустит. Но Сам Господь никого не убивает, это человечество убило Господа, а Он дарует всем жизнь вечную, всех любит и спасает.

- Так, быть может, Господь спас мальчонку, забрав его из этой семьи?

- Про то Господу ведомо. Но приходят на ум слова Анны Григорьевны, которая сомневается, что Коленька вырос бы верующим человеком. Почему она сомневалась? Значит, семья на тот момент была невоцерковленной и не смогла бы вырастить мальчика в православной вере? Тут возникает вопрос о будущем ребенка… Быть может, он, став взрослым, совершил бы что-то ужасное, и потому Господь забрал его из мира? История знает такие примеры. Мать будущего декабриста Рылеева отмолила его, когда он, будучи младенцем, смертельно заболел. Что из этого получилось?..

Наиглавно же надо помнить, что Господь посылает смерть не по нашим молитвам, а по Своим высшим соображениям, нашему земному уму непонятным и недоступным. Господь принимает младенцев, в том числе и некрещеных, и Сам определяет их судьбу.

- Но, если в доме была икона Святителя Николая и прабабка молилась пред этой иконой, можно ли назвать ее неверующей?

- Да ведь прабабка даже не заметила, что обратилась со столь богохульной неправославной молитвой не к Николаю Чудотворцу, а к бесу. Разве святого просила она о "помощи"? Идола просила. Ибо сделала из иконы Святителя некий амулет, "выполняющий просьбы", а это уже язычество. Враг хитер и не дремлет. Лукавый все сделал - и к иконочке ее подвел, и слова нужные прабабке на ушко нашептал, и ребеночек в тот самый момент на ее руках оказался… все подгадал. Мол, ты только попроси, и все тебе сделано будет - по вере вашей воздастся вам… Вот где подмена-то понятий произошла!

А Святитель потому и Чудотворец, что творит добрые, богоугодные дела, а не убийства по молитвам глупых или злых людей. Не могут святые быть на службе у язычников, неверующих или маловеров. Святые - Христовы воины, угодники Божии, не наши.

Как много нас, тех, кто говорит: "Я - православный, я хожу в церковь и верую в Христа". Но дела-то наши говорят об обратном. Своими поступками мы по-прежнему распинаем Христа. Да еще хотим, чтобы Христос и святые участвовали в наших злых делах, по нашим "молитвам". Оттого-то и сокрушается Господь, что когда придет к нам, то увидит ли хоть одного по-настоящему верующего: "Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле" (Лк.18,8).

- Быть может, прабабка думала, что умерев во младенчестве, Коленька станет ангелом Божиим?

- Как хитро… Это лукавый путает нас специально. Господь забирает к Себе младенцев, но никого не убивает. Возможно, Он попустил смерть мальчика для вразумления. Но весь ужас в том, что ни бабка, ни прабабка не вразумились, не поняли, какой это грех - молить о смерти ближнего. "От слов своих оправдаешься и от слов осудишься" (Мф.12,37). Они не поняли грозного вразумления… это видно по концовке письма Анны Григорьевны, где она благодарит Святителя Николая за то, что, как она думает, он прибрал младенца. Вот, мол, Николай Угодничек помог - умер Коленька и все проблемы с ним умерли. Не надо бояться, что кто-то осудит дочку за внебрачного младенца, не надо ломать голову, где жить, чем кормить, во что одевать мальчика, а согрешившая дочка может спокойно продолжить учебу. Но в том-то и дело, что проблемы не ушли, их стало больше, причем таких, которые до конца дней надо замаливать.

- Итак, свершилось зло. По отношению к кому? И добро - по отношению к кому? Кому это грозное вразумление?

- Всем нам. Никто из нас не знает своего конца. Но надо помнить, что даже волос не падет с головы человека без воли Божией. Поэтому… легче всего осудить, закидать камнями эту самую прабабку. Но давайте разберемся, почему такие вещи происходят? То, что ее просьба к Святителю была искренней - не оставляет сомнения. Эта просьба была ею выстрадана. Она прошла войну, знает, что такое голод, неустроенность, поломанная жизнь… Весь ее жизненный опыт подсказывал, что с внебрачным ребенком ее внучке тяжелее будет пробиться и устроиться в жизни, чем одной, труднее будет найти мужа. Она искренне хотела оградить от всех бед и неприятностей свою дочь и внучку. Да, она пыталась сделать это ценой жизни Коленьки, но она-то была уверена, что и ему от этого будет лучше, что он попадет в Царствие Небесное.

Но не только от лишнего рта и обузы пыталась избавиться прабабка, но и от позора. Вот оно - "что люди скажут?" Это еще раз говорит о том, что она была невоцерковленным человеком: с точки зрения Православия позором является не родившийся, ни в чем не повинный младенец, но сама ситуация… которая бросает тень, кстати, и на саму прабабку - значит, не сумела как надобно воспитать свою дочь, а та не привила целомудрие своей.

- Если прабабка "молилась" искренне, значит, не так уж и виновата она? Все по недомыслию.

- Все это невежество, непросвещенность нашего народа. Из этого частного примера видно, как глубоко болен наш народ духовно. Я не националист… но не выращивать свою нацию на евангельских нравственных идеалах, не радеть о доме, стране, в которой живешь, не беречь, не хранить накопленное веками дедовское благочестие - это преступление. Ведь человека-то с Божией помощью с пелен растить надо, чтобы вырос истинный воин Христов и достойный гражданин своей страны. Ибо Господь - сама любовь и добро. Ан нет, мы все в сторону беса поглядываем.

У русского народа еще и поговорка есть: "не согрешишь - не покаешься". Что ж получается, ради покаяния грешить надобно? А я, как отец девятерых детей, скажу: нельзя детям, полезшим в грязь, потакать, - ладно, мол, пусть наиграются. Потом мать все постирает, заштопает. А потом: "Да ладно, пусть парень нагуляется, мужику и надо перебеситься, потом смирнее будет". Неправильно это. Порванную жизнь, запятнанную совесть, душу изгаженную не заштопаешь, не застираешь. Многие считают, что если ребенок через грязь не пройдет, как через огонь очистительный, то ничего путного из него не выйдет. Вот и суют его как самородок золотой в печь плавильную, забывая, что ребенок, возможно, и не самородок, а печь-то - адова.

- Батюшка, а если бы прабабка молилась не о том, чтобы Николай Угодник прибрал ее внучка, а так: "Господи, сделай так, как Ты считаешь нужным. Нужно - забери, а нет - оставь…"?

- Эта молитва была бы более тонко лукавая. Тоньше, но лукавая. Вот если бы она просила: "Господи, дай нам силы уберечь этого ребеночка, вырастить его и воспитать в вере Православной, чтобы он Бога знал, чтобы делал добрые дела и почитал родителей…" Пусть не такими словами, но хотя бы искренно желала правнуку жизни и всяческого блага. Так нет, добра и спокойной жизни она желала себе и дочери с внучкой. Мы даже не знаем, крещен ли был Коленька…

- Что ж теперь делать Анне Григорьевне и ее дочери, которая и не хотела смерти своего сынишки, а радовалась его появлению?

- Да, прабабка пыталась решить за всех. Коленька был "принесен в жертву" благополучию и спокойствию остальных членов семьи. Но это с нашей точки зрения. Мы привыкли все события мирскими мерками мерить. А надо мерить от Христа. Повторяю, нам неведомо, отчего умер Коленька, но не по "молитвам" прабабки, это ясно. А делать бабушке и дочери ее теперь надобно одно - каяться и молиться: за прабабку согрешившую - душу-то ее крепко отмаливать надо, за душу отошедшего ко Господу невинного младенца Коленьки, за свои все грехи вольныя и невольныя. Ходить в церковь, творить богоугодные дела. А нам не судить их и таких, как они, а пожалеть и просвещать надобно. Господь не зря с Креста сказал: "Боже, прости им, ибо не ведают, что творят". Обо всех так сказал, а ведь вокруг Креста Его не только разбойники стояли…

А чтобы понять: плох или хорош твой поступок, задай себе вопрос: "Христос поступил бы так? Сказал бы это?" Если ответ - "нет", значит, то, что ты собираешься сказать или совершить - зло.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА