ПОД ЗАЩИТОЙ УГОДНИКА БОЖИЯ

Диканский образ Святителя Николая в жизни Гоголя

Сорочинцы, Диканька, Миргород. Благодаря Гоголю эти названия известны каждому со школьной скамьи. Книга "Вечера на хуторе близ Диканьки", принесшая известность молодому автору, понравилась всем, от типографских наборщиков до государыни императрицы. Чтобы возбудить в публике любопытство, Гоголь придумал пасечника Рудого Панька, который "будто бы жил возле Диканьки, принадлежавшей князю Кочубею". Кстати сказать, Рудый Панько - не просто псевдоним; писатель был рыжеватым, а будь он простым крестьянином, звали бы его по местному обычаю не по отцу, а по деду - Паньком (дед Гоголя - Панас, Афанасий). В предисловии к своей книге пасечник говорит: "Про Диканьку, я думаю, вы наслышались вдоволь. И то сказать, что там дом почище какого-нибудь пасечникова куреня. А про сад и говорить нечего: в Петербурге вашем, верно, не сыщете такого". Сегодняшнему читателю такое сравнение может показаться наивным преувеличением. Однако, великолепный сад и дворец Кочубеев, устроенный в классическом стиле, триумфальная арка у въезда в Диканьку (в память посещения этих мест императором Александром I) были вполне под стать столичным дворцам и паркам.

И все-таки главной достопримечательностью Диканьки была Свято-Никольская церковь с находившимся в ней чудотворным образом Святителя Николая. По преданию, в старину, на одном из пней в лесу недалеко от Диканьки таинственным образом была явлена эта икона. Удивленные жители перенесли ее в сельскую церковь, но утром иконы там не нашли, а обрели ее снова в лесу на том же самом пне. Святую находку трижды возвращали в церковь, но каждый раз она неизменно оказывалась на месте обретения. Слух об этом дивном происшествии разнесся по всей округе. Решено было воздвигнуть здесь деревянный храм. По благословению черниговского святителя в 70-х годах XVII столетия поставлена была Никольская церковь. На памятном пне поместили метровый дубовый крест, который оказался в алтарной церкви новопостроенного храма. Главной почитаемой святыней его была чудесно обретенная икона Святителя Николая, ставшая неиссякаемым источником чудотворений.

Впоследствии Диканские земли принадлежали генеральному судье Запорожского войска В.Л. Кочубею. В 1754 году его внук Павел перестроил деревянный храм, расширив его. Он к тому времени стал местом паломничества богомольцев, которые нескончаемым потоком стекались к своему небесному заступнику. В результате различных нестроений и недоразумений епархиальное начальство приказало перенести храм в другое место, а чудотворный образ хранить в архиерейской ризнице Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве.

В 1783-1789 годы наследники Василия Кочубея просили у Синода разрешения построить вместо деревянного каменный храм, но на прежнем месте. Нелегко было получить такое разрешение, поскольку церквей в селе было достаточно: три приходских церкви, при которых находилось более трехсот дворов, где жило примерно четыре с половиной тысячи прихожан. Свято-Никольская церковь не имела приходских дворов и была при имении Кочубеев, хотя посещало ее немалое количество прихожан. По прошествии нескольких лет синодальное благословение на строительство храма было дано, и уже В.П. Кочубей, достигший в Петербурге высоких государственных постов, в 1794 году построил каменную церковь, которая существует и поныне. Икона Святителя Николая была возвращена из архиерейской ризницы и заняла свое прежнее место. Постепенно стал увеличиваться поток богомольцев.

С этой церковью и с чудотворным образом связана одна из первых страниц жизни Н.В. Гоголя. Его мать, Мария Ивановна, у которой двое детей умерли, едва появившись на свет, дала обет перед иконой угодника Божия, если будет у нее сын, наречь его Николаем, и просила священника Диканьки молиться до тех пор, пока его не известят о рождении дитяти и не попросят отслужить благодарственный молебен. Испрошенный молитвой, новорожденный Николай был и встречен в этом мире молитвой благодарения Богу. По словам сестры писателя О.В. Гоголь-Головни, брат ее любил вспоминать, почему назвали его Николаем.

Среди предков Гоголя были люди духовного звания: прадед его по отцовской линии был священником, дед закончил Киевскую Духовную академию, отец - Полтавскую семинарию. Мария Ивановна отличалась глубокой набожностью. После смерти мужа весной 1825 года она до конца жизни носила траур - "из самого грубого шерстяного изделия платье" - как бы по образцу монашеских власяниц, и, по свидетельству знавших ее людей, была похожа на игуменью монастыря. В семье был благочестивый обычай посещать, по возможности пешком, святые места. Чаще всего бывали в Диканьке, отстоящей от Васильевки на тридцать верст.

Осенью 1844 года, находясь за границей, Гоголь в письме к сестре Елисавете просит маменьку, если случится ей быть в Диканьке, "привезти оттуда образок Николая Чудотворца, самый маленький, который бы можно было носить на шее в виде благословения". А летом 1845 года, в один из переломных моментов своей жизни, Гоголь просит молитв матери о своем выздоровлении. "Прошу вас также, - добавляет он, - отправить обо мне молебен не только в нашей церкви, но даже, если можно, и в Диканьке, в церкви Святого Николая, которого вы всегда так умоляли о предстательстве за меня".

В Васильевке была своя каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в первой половине 1820-х годов по обету, данному матерью Гоголя. В доме долгое время находился большой, обитый железом сундук, с проделанным в крышке отверстием, через которое бабушка Татьяна Семеновна опускала деньги, предназначенные на устройство храма. Позднее Мария Ивановна вспоминала: "В деревне нашей не было церкви. Свекор наш хотел было купить старую и перевезти в Васильевку, но скоро после того запретили строить деревянные, и намерение то гораздо прежде моего замужества было оставлено".

Строительство храма шло медленно, и в середине 1830-х годов обустройство его еще не было завершено (из письма Гоголя к матери от 15 декабря 1834 года явствует, что он по ее просьбе занят составлением "плана для иконостаса"). В эту церковь Николай Васильевич по возвращении из Иерусалима подарил икону Святителя Николая, вывезенную им из Рима. Здесь, возле церкви, погребены родители Гоголя и его близкие родственники. И сам он просил похоронить себя на том же месте.

С образом Николая Чудотворца, своего небесного покровителя, Гоголь не расставался в своих странствиях. Священник Петр Соловьев, находившийся в составе Русской духовной миссии в Иерусалиме, оставил воспоминания о встрече с писателем в январе 1848 года на пароходе "Истамбул", следовавшем к берегам Сирии. Начальник миссии архимандрит Порфирий (Успенский) отрекомендовал Гоголю отца Петра как художника. Спустя полчаса Гоголь вышел на палубу и подошел к нему. "Не входя ни в какие объяснения, - вспоминает тот, - он показывает мне маленькую, вершка в два, живописную (масляными красками) на дереве икону Святителя Николая Чудотворца и спрашивает мнения - искусно ли она написана? Затем он, пока я всматривался в живопись, поведал мне, что эта икона есть верная копия в миниатюре с иконы Святителя в Барграде (Бари), написанная для него по заказу искуснейшим художником, и теперь сопутствует ему в путешествиях, потому, что Святитель Мирликийский Николай - его патрон и общий покровитель всех христиан посуху и по морям путешествующих. Я полюбовался иконою как мастерски написанною, и сказал, что ничего не могу сказать о верности копии, не видав прототипа, и еще заметил, что у нас на православных старинных иконах Святитель изображается несколько иначе, особенно по облачению, и что последнее прямо говорит о латинском происхождении барградского изображения Святителя. На мой отзыв Гоголь ничего не возразил, но по всему видно было, что он высоко ценил в художественном отношении свою икону и дорожил ею как святынею".

Гоголь, конечно, не ограничился одним этим, хотя и особенно дорогим ему, образом Святителя Николая. Всюду на пути ему встречались иконы Угодника Божия и оставляли след в его душе. Так, в июне 1850 года он вместе с Михаилом Максимовичем, проездом на юг, в Малороссию, посетил Оптину пустынь, любимый в народе монастырь, где процветало благодатное старчество. 13 июня друзья выехали из Москвы. Первую ночь они провели в Подольске, где встретили супругов Хомяковых, с которыми коротали вечер в дружеской беседе. 15 июня Гоголь и его спутник ночевали в Малом Ярославце, утром отстояли молебен в тамошнем Черноостровском Николаевском монастыре, настоятель которого игумен Антоний благословил обоих финифтяными образками Николая Чудотворца.

А еще раньше, в 1846 году, накануне Великого поста, Гоголь получил от Н.Н. Шереметевой, тетки поэта Ф.И. Тютчева, двусторонний дорожный Иверский образ Божией Матери с написанной на обороте иконой Святителя. Когда пришло уведомление о получении, Надежда Николаевна отвечала Гоголю: "Наконец, после столь долгих странствий благословение мое до вас достигло, да великий угодник Николай Чудотворец не оставит вас своим предстательством у Престола Божия…"

В последние годы жизни Гоголя в его переписке не однажды возникает образ Святителя Николая. Так, в связи с предстоящим замужеством сестры Елисаветы он писал другой своей сестре в Васильевку весной 1951 года: "Отправляйтесь пешком теперь же в Диканьку испросить, вымолить у Бога, чтобы супружество это было счастливо. Чтобы во всю дорогу на устах ваших была одна молитва… Молись Богу ото всех сил души, сколько их в тебе достанет. Шаг твой страшен: он ведет тебя либо к счастью, либо в пропасть. Впереди все неизвестно; известно только то, что половина несчастья от нас самих. Молись, отправься пешком к Николаю Чудотворцу, припади к стопам Угодника, моли его о предстательстве, сама взывай ото всех сил ко Христу, Спасителю Нашему, чтобы супружество это, замышленное без совещания с матерью, без помышления о будущем и о всей важности такого поступка, было бы счастливо".

До конца жизни Гоголь твердо верил в заступничество великого Угодника Божия, Святителя Николая. Что касается дальнейшей судьбы Диканской церкви, то после революции лес вокруг нее вырубили, княжеские захоронения в склепе под храмом разграбили. Церковь не раз закрывали. Но в годы Великой Отечественной войны здесь служилась литургия. В 1963 году храм отобрали у верующих и устроили в нем музей атеизма. С 1985 года в качестве памятника архитектуры Никольская церковь принадлежала государственному историко-краеведческому музею. За годы запустения утрачена была богатая церковная утварь, древние иконы, старинные богослужебные книги. В 1989 году храм заново освятили. Тот самый пень, на котором была обретена икона, по-прежнему находится под престолом. Сам же чудотворный образ Святителя Николая ныне хранится в фондах Полтавского краеведческого музея.

Владимир ВОРОПАЕВ, "Десятина"