Со-временник

ИКОНА-ДРАГОЦЕННОСТЬ

Екатеринбург. Уральские камнерезы выполнили уже вторую икону Святителя Николая Чудотворца. Первая была изготовлена в канун весеннего праздника святого для базилики в г. Бари. Новый образ выполнен в той же технике флорентийской мозаики, по одному эскизу и из тех же камней. Но, по словам главного художника завода "Русские самоцветы" Натальи Бебко, двух одинаковых икон, а тем более - из камня, просто не бывает.

Работа над иконой велась в течение трех месяцев. Над ней трудились семь камнерезов, ювелир и главный художник. В этом произведении искусства использовано 10 сортов камней - различные виды яшмы, родонит, мрамор, ирнимит, а также камни с эффектом ирризации - беломорит, авантюрин и тигровый глаз. Когда на такие камни попадает свет, они начинают "играть" и переливаться изнутри, что придает иконе дополнительный объем, свечение и особую торжественность.

Основная сложность этой работы - не только сохранить визуальное сходство с оригиналом, живописной иконой Николая Чудотворца, пребывающей в Никольском храме монастыря Святых Царственных Страстотерпцев и освященной на мощах Святителя в Бари. Кроме того, нужно было сохранить духовное наполнение этой живописной иконы. По словам архиепископа Викентия, мастера с этой задачей справились.

"Икона передает те добродетели, которые были присущи Николаю Чудотворцу: доброта, милосердие, любвеобилие. Все это мы можем прочитать на лике, - говорит владыка, - и потому икона и нас назидает совершенствоваться в этих добродетелях".

Дальнейшая судьба иконы Николая Чудотворца уже определена - после освящения она будет помещена в Никольский храм Уральской резиденции Святейшего Патриарха.

"Православная газета", Екатеринбург, №26, 2003 г.

ИКОНА СВЕТИТСЯ В ТЕМНОТЕ

В прошлом году в Хабаровский краеведческий музей попала икона Святителя Николая Мирликийского, созданная в начале XIX века. Икона редкая - Святитель изображен на ней в полный рост. Но уникальность рисунка предыдущие хозяева не ценили: на красочной поверхности резали мясо, и, судя по всему, словно молотком, заколачивали образом гвозди.

Почти год с иконой возились реставраторы, и теперь это - шедевр музейной экспозиции. В благодарность Святитель преподнес спасителям чудесный подарок: образ явственно светится в темноте, освещая помещение на полтора метра. Рядом с иконой можно фотографироваться без вспышки, даже стоя спиной к образу - все будет прекрасно видно.

- А не случилось ли чего с иконой при реставрации? - спросила я у директора музея Николая Рубана. Он покачал головой: "Нет, все было, как с обычным музейным экспонатом". После этого разговора я оправилась фотографировать уникальную икону. В зале музея было темно, а фотовспышку применять нельзя: от краски пойдут блики. "Будь что будет", - подумала я, и стала снимать в темноте. Каково же было удивление, когда на экране цифрового фотоаппарата появились очень яркие изображения. Все, конечно, слышали, что иконы мироточат, но вот чтобы они сами себя освещали?!

Ксения ИСАЕВА, Хабаровск

В ПОДАРОК АНТАРКТИДЕ

Архангельские художники и мэр областного центра Олег Нилов подарили русской антарктической экспедиции икону Николая Чудотворца. Оплечный образ Святителя написан Сергеем Егоровым по благословению архимандрита Трифона, настоятеля Антониево-Сийского монастыря. Освящен образ в Петербурге. Архангельские поморы всегда просили Николу Угодника о помощи и милости; и для архангелогородцев, зимующих на Южном полюсе, икона будет дышать теплом родного дома. Установили икону в православной часовне на о. Кинг-Джордж, в 300 километрах от Антарктиды. Новенькая часовня прибыла на остров одновременно с иконой. Встретились они в Антарктиде только в декабре 2003 года.

Газета "Правда Северо-Запада"

ПОЗДНЕЕ РАСКАЯНИЕ

9 декабря 2003 года в суде Ленинского района Владивостока состоялось судебное заседание по слушанию дела об ограблении Свято-Никольского кафедрального собора. Как выяснилось в ходе следствия, обвиняемый Константин Ровенский уже не раз совершал подобные преступления.

Напомним, что в ночь на 23 сентября было совершено ограбление ризничной Свято-Никольского кафедрального собора. Были украдены все панагии и кресты архиепископа Вениамина, находившиеся в ризничной, а также серебряная чаша-потир. По словам благочинного центрального округа Владивостокской епархии иерея Сергия Якутова, присутствовавшего на заседании суда, обвиняемый отказался от защиты адвоката и, раскаявшись в покушении на церковное имущество, просил прощения за содеянное. Обвиняемый также признался, что из украденных церковных предметов он так и не смог извлечь материальной выгоды, но щедро дарил их приятелям.

В ходе расследования сотрудникам Ленинского ОВД удалось вернуть практически всю украденную церковную утварь, но в большинстве своем эти вещи нуждаются теперь в ремонте.

БЫВШИЙ ДЕТСКИЙ САД

В Тавде, небольшом городке на северо-востоке Свердловской области, всего один маленький храм, и тот разместился в здании бывшего детского сада. Однако, среди жителей церковь эта очень любима. Ее в народе считают самой благодатной в округе. И это не случайно. В небольшом храме собрано редкое даже для храмов областного центра количество святынь.

В первую очередь, это, конечно, частицы мощей самых почитаемых прихожанами святых: Целителя Пантелеимона, преподобного Ипатия Целебника и преподобного Агапита, врача безмездного, святого Далматия Исетского, святого Димитрия Ростовского.

Одно из последних обретений - это мощи 12 иноков, строителей Успенского храма Киево-Печерской Лавры. Святыни доставил в город сам отец Сергий Циммер, настоятель Никольского храма. В путешествие за святынями батюшка отправился не случайно. Дело в том, что в самой Тавде началось строительство нового, постоянного здания храма, именно поэтому священник и решил привезти в город мощи строителей известной на весь мир святыни.

Святые мощи - одна из главных, но не единственная святыня местного прихода. К их числу можно смело отнести и икону Святителя Николая Чудотворца, написанную местным художником четыре года назад. Тогда же образ совершил путешествие в Италию, в базилику города Бари, где икону приложили к мощам Николая Чудотворца. С тех пор она снискала славу иконы исцеляющей.

Среди местных жителей ходит немало свидетельств того, как при приложении к иконе или даже просто молитве возле нее люди получали исцеления. Немало случаев исцеления в Тавде происходило и от других икон. Помазавшись маслом от чудотворных образов, люди излечивались от самых разных хворей и болезней.

ОТ СМЕРТИ МЕНЯ СПАС ГОСПОДЬ

С Андреем С. (фамилию он просил не называть) я был знаком давно. Встретились мы с ним случайно в церкви, во время воскресной литургии. Андрей стоял на коленях перед иконой Святителя Николая Чудотворца и не совсем умело, но искренне молился. Служил он сержантом в подмосковном ОМОНе, был большой любитель выпить и подраться и, насколько я помнил, набожностью никогда не отличался. Но похудевшее и осунувшееся лицо говорило о перенесенных страданиях. Я слышал, что пару месяцев назад омоновец пропал в Чечне, и не поговорить с ним просто не мог.

- Андрей, что случилось с тобой? Был в плену? Расскажи.

- Да, собственно, рассказывать нечего. Во время рейда попал к чеченам в плен. Скрутили меня, как барана. Думал, сразу застрелят. Я уже молился, как мог, и Бога просил заступиться. Но сразу не убили, погнали в один из их аулов.

- Ну а дальше?.. Жизнь в плену?..

- Издевались, конечно, как могли. Били, заставляли работать с утра до ночи, кормили отбросами. Да ты и сам можешь догадаться. Спали мы в грязном сарае, на гнилой соломе. Было нас трое. Но вырваться удалось мне одному.

- Что же спасло тебя?

- Думаю, просто чудо. В соломе я подобрал маленькую бумажную иконку, видимо, кто-то из наших обронил. А ночью стал мне сниться этот святой. Как я позднее узнал - это был Николай Угодник. Он-то меня и спас, защитил и от болезней, и от чеченской пули. А через месяц наши заняли это село, чеченцы разбежались, а про меня забыли. Так я и спасся.

Андрей бережно развернул платок с маленькой печатной иконкой Святителя Николая Чудотворца. А я подумал, что вот, еще один раб Божий через горе, страдания и сомнения пришел к вере и, видимо, уже навсегда.

Геннадий МЕТЕЛЕВ, "Глагол", Коломна

НА РОДИНЕ ПРОСВЕТИТЕЛЯ ЯПОНИИ

Оленинский район Тверской области имеет богатые традиции Православия. Именно здесь родились выдающийся педагог и православный мыслитель С.А. Рачинский, а также святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский. Тем печальнее, что в 1996 году на территории Оленинского района не было ни одного действующего храма. И лишь недавно церковная жизнь в районе начала возрождаться. В августе 1998 года в деревне Береза прошли торжества в память о родившемся здесь святом равноапостольном Николае, принесшем свет православного учения в далекую Японию. В честь своего славного земляка на месте его рождения был установлен памятный крест. А вскоре в поселке Мирный началось строительство храма, посвященного Николаю Японскому. Радостным днем стало для всех жителей района 16 февраля 2003 года. В день памяти Просветителя Японии, ровно через три года после закладки первого камня в основание храма, над поселком Мирный впервые зазвонили колокола, возвещая жителям о начале первой церковной службы. Службу провел архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, который в последние годы стал частым гостем в Оленинском районе.

Газета "Наш Выбор", Тверская обл.

БЕЛЬСКИЕ КАЗАКИ И НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ

6 июля 2003 года архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон освятил Никольский храм в поселке Булгаково. Перед освящением храма владыка освятил его престол и жертвенник. Помогали владыке митрофорный протоиерей Николай Дудинов и клирик Сергиевского кафедрального собора священник Феодор Галкин.

Храм этот построен молитвами и трудами одного из заслуженных священников Уфимской епархии протоиерея Николая Дудинова. Сначала отец Николай поставил на окраине Булгаково деревянный сруб, затем этот сруб был потихоньку обложен кирпичом. Пока храм строился, на соседнем пустыре выросли новые дома, новая поселковая школа, и теперь Никольская церковь уже не занимает окраинное место.

После торжественного богослужения, собравшего нарядных по такому случаю жителей поселка, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон в присутствии войскового атамана Владимира Гулай и казаков освятил Войсковое знамя Бельского казачьего войска. Казаки хотели приурочить освящение своего знамени к освящению храма, в котором они не чужие. Вот и один из колоколов на храмовой колокольне - их подарок. Недаром атаман Гулай любит повторять слова святого благоверного князя Александра Невского, что "войсковая святость и божественная святость едины". Надеемся, что дружба казаков с Никольским и другими храмами епархии будет крепнуть.

В. КНЯЗЕВ, "Уфимские епархиальные ведомости"

НА ПРИЕМ К БАТЮШКЕ

В Екатеринбургском храме во имя Святителя Николая на Синих Камнях начался регулярный прием прихожан по личным вопросам. Начиная с середины июля, каждое воскресенье с 12-00 до 13-00 священник Алексий Яковлев, настоятель прихода, ведет такой прием. Вопросы могут быть самые разнообразные - от богословских до житейских. По словам отца Александра, это не исповедь, для которой в храме отводится определенное время перед началом богослужения, а именно доверительный, серьезный разговор по назревшим проблемам. И смысл ограничения времени приема не в том, что в другое время обращаться с вопросами к отцу Алексию нельзя, наоборот - можно и нужно. Смысл в том, чтобы иметь определенное время, когда священника точно можно застать в храме и он будет свободен для беседы.

И еще одно новшество Никольского храма - вопросы батюшке можно отправлять и на e-mail: nikolast@yandex.ru

Адрес Никольского храма: Екатеринбург, Байкальская ул., 46.

"Православная газета", г. Екатеринбург

ПО СЛЕДАМ УГРЕШСКИХ ПОХОДОВ

Николо-Угрешский мужской монастырь хотя и не входит в число обителей, расположенных на территории Москвы, на протяжении всей своей 600-летней истории теснейшими узами был связан со столицей. Современная граница города почти вплотную приблизилась к монастырю, но в момент основания его отделяли от Москвы пятнадцать верст.

Это было живописное место, где в 1380 году по пути на Куликово поле войско Великого князя Димитрия Донского остановилось на отдых. Именно здесь явилась благоверному князю Димитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепила князя верой и надеждой и "сия вся угреша сердце его". С тех пор место это называется Угреша.

Возвращаясь с Куликовской битвы, благоверный князь Димитрий повелел отслужить молебен на месте чудесного явления иконы, а также воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая.

Подобно многим обителям, расположенным близ столицы, Николо-Угрешский монастырь испытал немало бедствий в тяжелые для нашего Отечества годы: горел и разорялся, но потом вновь возрождался и украшался. Богатству и славе монастыря способствовало то, что находился он поблизости от дворцового села Острова, которое любили и часто посещали московские цари. По дороге из Москвы царская семья непременно совершала "угрешский поход" в обитель со всей свитой. Царь Михаил Федорович Романов сделал таких походов тринадцать, а его сын, царь Алексей Михайлович, - девять. Во время одного из самых замечательных "угрешских походов" Алексея Михайловича, 11 июля 1668 года, Угрешу посетили сразу три патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий и Московский Иосаф.

Не раз монастырские стены видели вражеские полчища: татарскую конницу, литовцев, французов. В 1521 году монастырь был сожжен дотла при набеге на Москву крымского хана Махмет-Гирея. Но всего несколько десятилетий понадобилось обители, чтобы возродиться. В 1611 году воеводы Прокопий Лятунов и Иван Заруцкий сделали монастырь местом сбора своих полков перед походом на занятую поляками Москву.

История Николо-Угрешского монастыря в годы социализма была типичной и весьма печальной: здесь царили разруха и запустение. Соборы закрыли, в них устроили школу, поликлинику. Но десять лет назад началось воссоздание монастыря. В 1990 году в обители появились первые монахи, через восемь лет при монастыре было открыто духовное училище, преобразованное вскоре в Николо-Угрешскую семинарию.

По словам насельников монастыря, возрождению обители они обязаны прихожанам. Любовь народа есть истинное признание и надежда на светлое будущее. Только своими силами и любовью мы сможем возродить нашу историю, чтобы сохранить ее для потомков.

Наталия ВЯЛКИНА, "Татьянин день", Москва