МОЛИТВА ОСУЖДЕННОГО

На всех ектеньях, возглашаемых в храме диаконом или иереем, народ почти всегда отвечает краткими словами: "Господи помилуй". Вот как трактует значение сих слов Николай КАВАСИЛА, митрополит Солунский, известный богослов XIV века:

"Это молитва осужденного. В сих двух кратких словах заключается, однако, великая сила. Ими мы выражаем наши просьбы, обращенные к Господу Богу, от Которого мы ждем исполнения наших прошений. В них отражается также то, что мы не доверяем самим себе, но во всем полагаемся на Господа, и только от Него ждем помощи. Отвечая на все молитвенные воззвания священнослужителя словами "Господи помилуй", мы умоляем, мы просим Бога лишь об одном - дабы быть нам помилованными… Итак, "Господи помилуй" есть молитва осужденного.

На всех наших богослужебных последованиях, равно как и на Божественной литургии, иерей призывает верных воссылать Господу множество разных молитв и прошений. Однако, предстоящий народ неизменно молит Бога только о помиловании, взывая неизменно: "Господи помилуй". Почему? Да ведь просить милости у Бога это значит просить Его Царства, которое обещано было Христом. "Просите, прежде всего, Царствия Божия, а остальное приложится вам", сказано было устами Господа Иисуса Христа в Евангелии. Неужели же не даст Он нам того малого, в чем мы имеем нужду, ведь Он Сам знает все наши нужды прежде нашего прошения. Поэтому будем следовать примеру истинных древних христиан, которые молили Его о помиловании, то есть искали прежде всего быть вместе с Богом, в Его Царстве, а ведь Божественная литургия как раз и ведет нас в Его Царство уже здесь на земле, ибо она и есть Его благословенное Царство".

Евангелия ЛАГОПУЛУ, собкор, Греция, Афины