НИКОЛАЙ ДАНИЛЕВСКИЙ

Николай Яковлевич Данилевский († 1885) сегодня незаслуженно забыт, между тем это славное имя в русской истории.

Данилевский был биолог и его замысел состоял в том, чтобы показать своеобразие славяно-русского «растения» среди мировой исторической и культурной жизни. Характерно, что свою знаменитую (но не изданную при советской власти) книгу «Россия и Европа» он начинает почти с «тютчевского» вопроса: почему Европа нас не любит? И отвечает: потому что Европа видит в России чуждое себе начало. Несмотря на все благодеяния со стороны России - защиту от татар, освобождение от Бонапарта и т.д. Европа не считает нас своими и одновременно боится нас, потому что видит в нас силу.

Действительно, Россия почти не знала феодализма и католичества; не входила в состав империи Карла Великого; не ведала схоластики и рыцарства; не пережила протестантства и гуманизма т.е. развивалась отдельно от европейского добра и зла. Более того, Россия делается смешной, когда начинает строить из себя Европу.

Однако Европа - это романо-германская цивилизация, одна из двенадцати культурно-исторических типов, обнаруженных Данилевским в мире. Таким образом, Н.Я.Данилевский в 60-х годах XIX века выступил с одной из первых в мире теорией культурно-исторических циклов. В мировом доме обитателей много, словно говорит Данилевский, поэтому не следует сводить дело только к одному романо-германскому образцу. Каждая цивилизация вырабатывает особое, свойственное только ей отношение к Богу (религия), своеобразное отношение к внешнему миру (наука и культура); особые отношения людей друг к другу как в государственной жизни (политика), так и в труде (хозяйство). Ни в коем случае нельзя смешивать их друг с другом или навязывать одной цивилизации политику, экономику или веру другой.

Так, например, гений израильского народу проявился прежде всего в его единобожии, в завете с Единым Богом-Отцом; древние греки создали удивительное искусство, римляне - правовое государство, романо-германские народы - естественную науку и философию. Однако все это были одноосновные, одномерные культурно-исторические типы. Самобытность русской цивилизации заключается в том, что она четырехосновна - она стремится к объединению веры, знания, искусства, хозяйства и государства. В области религиозной одаренность русского народа не вызывает сомнений, что сближает Россию с Израилем и с Византией. Русь создала мощную державу, которая сложилась не путем колонизации (на манер европейского истребления коренных народов и цивилизаций Америки), а путем включения их на равных правах в состав единой России. В области хозяйственных отношений крестьянский надел и общинное землевладение являются прочной экономической базой России, служа одновременно опорой монархического государственного строя и защитой от революции. Наконец, в науках в искусствах Россия уже показала, что она способна именно как носительница Православной культуры…

Говоря кратко, отличие России и ее особая ответственность перед Богом заключается по Данилевскому в том, что душа ее целостна, а не раздроблена, она хочет всеобщей (соборной) правды, она не отделяет экономики от государства и веры, она не пойдет на успех любой ценой, она социально не потакает греху. В религии Святая Русь оказывается завершающим звеном небесного потока всемирной истории (Иерусалим - Царьград - Москва), в противовес ее «слишком человеческому» началу (Афины - Рим - Европа - Америка). Нам не дано знать, как этот спор разрешится - пишет Данилевский. Но спор этот составляет стержень мирового развития.

Спустя годы школа Данилевского расцвела пышным цветом у К.Н.Леонтьева, отчасти у В.В.Розанова. Этот сухой биолог-путешественник прекрасно понимал иномирность христианского духа в истории, его несводимость ни к каким культурно-философским схемам и циклам. Не случайно его труд заканчивается такими стихами А.С.Хомякова:

И верю я: тот час настанет,
Река свой край перебежит,
На небо голубое взглянет,
И небо все в себя вместит.
Александр КАЗИН, СПб