ЕРЕСЬ АРИАНСТВА

В радостных евангельских обетованиях есть и пророческие указания и на то, что жизнь Церкви Христовой на земле должна проходить в борьбе с темными силами ада, которые неустанно пытаются рушить непоколебимую твердыню, воздвигнутую Господом среди мирового зла.

Первые три века в жизни Церкви сопровождались гонениями. Лучшие сыны претерпели мучения и даже самую смерть за исповедание имени Христова. Не победив Церковь извне, враг нашего спасения пытался поразить ее изнутри, возбудив арианскую ересь, уничтожавшую Лице Основателя Церкви Христа Иисуса.

Ее родоначальник Арий родился в 256 году в Ливии. Он был человеком строгой, безупречной жизни, соединявшим с суровой внушительной наружностью приятное обращение; скромный с виду, он был очень честолюбив. Посвященный в диакона Петром, епископом Александрийским, Арий им же был отлучен от Церкви за деятельное сочувствие одной местной церковной партии, проникнутой раскольничьими стремлениями. Преемник епископа Петра Ахилл, приняв отлученного Ария в общение с Церковью, посвятил его во пресвитера и вручил его попечению один приход в Александрии.

На одном из собраний александрийских пресвитеров в 318 году Арий высказал свои еретические убеждения, признающие Христа, Сына Божия, не Богом, Отцу единородным, а Существом сотворенным, хотя и совершеннейшим из всех созданных существ.

Новый епископ Александр пытался было вразумить заблуждавшегося пресвитера дружескими увещеваниями, но последний оставался непреклонным. Тогда епископ Александр был вынужден вторично отлучить Ария от церковного общения.

Арий искал себе убежища сначала в Палестине, затем в Никомидии, активно распространяя повсюду свое учение. Вифинийский местный собор, руководимый Евсевием Никомидийским, признал Ария православным и принял в церковное общение.

Ересь распространялась все более, сея далее смуту церковную. Дошло до того, что в языческих театрах стали высмеивать церковные раздоры. Александрийское священноначалие совместно с императором Константином Великим решили созвать Вселенский собор, дабы восстановить нарушенный мир.

На Первом Вселенском соборе, проходившем в Никее, выступали три партии. Две из них держались противоположных воззрений на Лице Сына Божия, третья занимала среднее положение. Православную партию составляли в большинстве исповедники, претерпевшие мучения за имя Христово во время гонений. Они «чуждались нововведений в вере, преданной издревле»; особенно по отношению к учению о Святой Троице, ибо «таинство Святой поклоняемой Троицы превышает всякий ум и слово, совершенно непостижимо и усвояется только верою». При этом придерживались строго догматического взгляда, ведь Христос сказал: Аз и Отец едино есма. Арианскую партию составляли люди, «искусные в совопросничестве и отвращавшиеся простоты веры», подвергавшие вопросы веры, как и всякие другие, рассудочному исследованию и хотевшие подчинить веру знанию.

Когда Арий излагал перед отцами собора свое еретическое учение, то многие затыкали уши, чтобы его не слышать; присутствовавший при этом Святитель Николай, одушевленный ревностью о Бозе, подобно ревности пророка Илии, не вынес хулений ересеучителя и ударил его по щеке. Отцы Собора, негодуя на подобный поступок Святителя, решили лишить его архиерейского сана. Но отменили свое решение после чудесного видения, бывшего некоторым из них: они увидели, что с одной стороны Святителя Николая стоит Господь Иисус Христос с евангелием, а с другой - Пресвятая Богородица с омофором и вручают ему знаки епископского сана, которых он был лишен. Вразумленные свыше отцы Собора перестали упрекать Святителя и воздали ему честь. Примечательно, что по свидетельству А.Н.Муравьева в Никее сохранилось предание об этом даже среди турок: в одной из бойниц этого города показывают темницу, где, по преданию, Святитель был заключен после осуждения за поступок с Арием.

Отцы Собора утвердили православное учение о Лице Сына Божия, точнее - о Его сущности. По слову греческого церковного историка V века Сократа, «определение относительно веры производилось не просто и как случилось, но объявлено после долгого исследования и испытания - и не так, что одно показано, а другое умолчано, но взято во внимание все, относящееся к утверждению догмата, и что вера не просто определена, но наперед тщательно рассмотрена, так что устранено всякое мнение, представлявшее повод к обоюдности либо к раздвоению мыслей. Дух Божий установил согласие епископов». Наблюдателем на Соборе присутствовал император Константин Великий, предложивший внести в Символ веры слово о единосущности Бога Отца и Бога Сына.

...Кончина Ария была нежданна и тяжела: «после случившегося с ним обморока вместе с испражнениями и обильным кровотечением вышли его внутренности, малые кишки, части его печени и селезенки, так что он почти немедленно умер» (историк Сократ).

Но различные ереси, порожденные арианским учением, живы до сих пор. Так, имя Ария возникает в памяти при знакомстве с набирающей нынче силу сектой «Свидетелей Иеговы», отрицающей Божественную Сущность Господа Иисуса Христа.

А.Тихонов