НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РИМЕ

Русская церковь в Риме - самая старинная из русских церквей в Италии. По представлению Коллегии Иностранных Дел 6 октября 1803 г. император Александр l подписал указ об учреждении «греко-российской церкви» при Римской миссии. Был утвержден штат с одним священником и двумя псаломщиками. Св. Синоду было поручено к весне 1804 г. «приготовить церковь со всею к оною потребностию».

Борьба с Наполеоном отвлекла Россию от церковного проекта: храм при миссии был устроен лишь спустя 20 лет после подписания Высочайшего указа - в 1823 г. Однопрестольный храм во имя святителя Николая Чудотворца разместили в посольском доме. Впоследствии церковь кочевала из одного дома в другой.

Как и все заграничные церкви, римская была включена в состав Санкт-Петербургской епархии, но во многом, прежде всего материально, зависела от Министерства Иностранных Дел и именовалась Посольской.

В 1867 г. император Александр ll утвердил новый штат римской церкви в составе архимандрита-настоятеля, диакона и двух псаломщиков.

Идея сооружения отдельной православной церкви в «римо-католическом престольном граде» обсуждалась уже давно. Начало было положено вдовой надворного советника Е.Ковальской, которая в 1880 г. обратилась в Св.Синод с просьбой разрешить сооружение храма за свой счет, дабы «почтить память супруга, служившего в Риме». Церковные власти решили навести справки в Риме. Русский посол, барон Икскуль, на запрос Св.Синода ответил так: «Храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности некатолическим храмам, которые с 1870 г. строятся в Италии. Средства Ковальской недостаточны». В результате вдова разрешения не получила.

Настоятель домовой церкви архимандрит Климент (впоследствии - епископ Винницкий) с самого начала своего настоятельства заявил о «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества». Уже в 1898 г. начался сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен императором Николаем ll, внесшим «царскую лепту». Для сбора средств архимандрит Климент выезжал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергея Александровича и Михаила Николаевича, от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников. Граф Л.А.Бобринский (+1915) обещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима.

К сожалению, новый настоятель, назначенный в 1902 г., архимандрит Владимир (Путята), стал вести иную линию: поставил под сомнение ценность участка Бобринского и предложил искать другое место. Споры разделили участников церковного строительства, но дело все-таки продолжалось: в 1906 г. был образован Строительный Комитет, в который вошли российские дипломаты в Италии, члены Русской колонии и архимандрит Владимир.

С именем архимандрита Владимира связана первая в истории Русской Церкви попытка устроения Западно-Европейской епископской кафедры. Вопрос был поставлен впервые в 1897 г. архиепископом Финляндским Антонием (Вадковским), впоследствии - митрополитом Санкт-Петербургским. Посол в Риме А.И.Нелидов через Министерство Иностранных Дел деятельно поддержал идею. Летом 1907 г. архимандрит Владимир был хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Санкт-Петербургской епархии, для заведования всеми русскими православными заграничными церквами. К сожалению, Западно-Европейская епархия по невыясненным причинам через два года была упразднена. В 1911 г. епископ Владимир покинул Рим.

Новый этап в истории церкви связан с назначением в Рим в 1916 г. архимандрита Симеона (Нарбекова). Архимандрит Симеон служил здесь почти полвека - он умер в 1969 г. Весной 1921 г. архимандрит Симеон основал римский приход, в который вошло около ста полноправных членов. Таким образом, домовая церковь при российском (в перспективе - советском) посольстве стала приходской.

Следующим важным событием было вступление прихода во владение особняком М.А.Чернышевой. Княжна Чернышева (+1919) завещала русской церкви свой дом. В апреле 1932 года в нем была освящена вновь устроенная церковь.

Вторая Мировая война привела в Италию множество «перемещенных лиц», которым община всячески помогала. Церковная жизнь была также временно оживлена православными из состава союзнических войск.

Если к началу 1980-х годов русская община в Риме в основном состояла из старой эмиграции, то уже с середины 1980-х, когда Рим стал одним из транзитных пунктов «новоэмигрантов», численность прихожан стала быстро возрастать. Многие вновь приезжие приняли в Риме Святое Крещение, венчались, крестили своих детей, некоторые осели в Италии, другие сохранили связь с церковью в иных местах жительства.

Кроме русских прихожан церковь окормляет сербов, коптов, болгар, румын и православных итальянцев. До постройки посольской греческой церкви в приходе состояли и греки.

Настоятель храма протоиерей Михаил Осоргин окормляет еще церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Преподобного Серафима Саровского в Париже, а также домовую церковь Святых равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (Франция). Римская церковь святителя Николая состоит в Архиепископии Православных Русских церквей Западной Европы с епархиальным управлением в Париже. Во главе стоит архиепископ Сергий (Коновалов). Архиепископия находится в подчинении Вселенского Константинопольского Патриархата.

Михаил ТАЛАЛАЙ, г.Рим