КОММЕНТАТОР

Беседа с президентом Православного информационного телевизионного агенства Николаем ДЕРЖАВИНЫМ

— Чем вызвано появление вашего агенства и как оно работает?

— Возникла необходимость упорядочить отношения Церкви и ТВ. Мы даем в эфир несколько телециклов: духовные беседы митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Слово пастыря», «Канон» с участием митрополита Минского и Слуцкого Филарета, ежедневные пятиминутные выпуски «Православного календаря», которые ведет писатель и историк Н. Лисовой, программу «Ортодокс», которую веду я.

— Что подвигло вас на стезю телекомментатора?

— Благословение Патриарха. Я закончил Духовную семинарию в тогдашнем Ленинграде, затем там же — Духовную Академию, защитился, стал кандидатом богословия. И все это время был добровольным помощником тогдашнего митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия... И теперь я прежде всего не журналист, не президент ПИТА, а референт Патриарха.

— Как вы пришли к Богу?

— Я родился в семье священника, где было одиннадцать детей. Отец до сего дня служит в Самарской епархии. Порядок богослужения, молитвы вошли в мою плоть и кровь с малых лет.

— Слушая вас, приходишь к выводу, что в целом ТВ подстраивается под богослужение, ничего не диктуя. Это так?

— Так. И не только «в целом», а даже в частностях. Например, в подборе и расстановке телеаппаратуры. Ничто не должно мешать ходу богослужения. Как было бы красиво, скажем, давать панораму храма с операторского крана в движении, как это делается на киносъемках! Но мы этого допустить не можем.

Нельзя церковную тему подавать в стиле клипа. Все стараемся делать на едином дыхании. Богослужение настолько глубоко, и в нем такой синтез многих искусств, что ничего ради «картинки» делать нельзя.

— А когда телекамера движется в алтарь, куда, говоря по-мирски, посторонним вход воспрещен?

— В ночь на Пасху открываются Царские Врата, и в течение всей последующей недели алтарь открыт. Открыт перед взором молящихся. И человек верующий понимает, знает, что там происходит, он все видит и соучаствует в этом. Иконостасом Церковь не отгораживается от прихожан.

Это не перегородка, отделяющая верующих от священнослужителей. Это символ присутствия святых, изображенных на иконах. Они обращены лицом к молящемуся и как бы говорят: Церковь едина — и земная, и небесная, и все это единение происходит во время богослужения. В этом смысле мы как раз и стараемся помочь людям, чтобы они почувствовали, что происходит самое главное таинство. Но есть моменты, когда мы уходим из алтаря. Например, во время самой главной части богослужения — Евхаристии, когда поется евхаристический канон. Так мы стремимся оставить у телезрителей ощущение некой сакральности. Нельзя же все показывать крупным планом, в деталях — это было бы слишком прямолинейно. И мы стараемся дополнить картину происходящего, передать его суть через иконографию, через комментарий.

«Благовестник», г.Вологда