Архимандрит Августин (Никитин)

ДНЕСЬ ГРАД БАРСКИЙ РАДУЕТСЯ

Одним из европейских городов, куда доныне не прекращается поток паломников, является итальянский город Бари. Герб Бар-града представляет собой щит, вертикально разделенный на две части белого и красного цвета. Над щитом изображен Святитель Николай, держащий в левой руке Евангелие, а правой дающий народу свое благословение.

Особенно почитаем Святитель Николай на Руси: ведь нет дома, где бы не висела его икона. В рукописном наследии деятелей отечественной культуры нередко встречаются упоминания о Святителе Николае. Среди них — Орест Адамович Кипренский (1782-1836), долгие годы живший в Италии.

На протяжении столетий, сражаясь с неприятелями, русские воины призывали в своих молитвах угодника Божия Николая, надеясь на его чудодейственную помощь. Вот почему в письме Ореста Кипренского князю Голицыну высказывается мысль о перенесении мощей Святителя из Бари в Петербург. «Когда возможность была единожды тронуть святыню с места для перенесения из Азии в Европу, то есть возможность и ныне повторить подобное благочестие, ознаменуя его перенесением мощей этого святителя из Бари в Петров град», — пишет Кипренский из Италии.

Проект русского художника мог бы показаться нереальным, если не учитывать некоторых событий из истории русско-итальянских связей. В 1799 г. вдоль юго-восточного побережья Италии следовала российская эскадра под командованием А.А.Сорокина. Главной задачей ее было изгнание наполеоновских войск из Италии. О продвижении эскадры Сорокина можно узнать из его донесения адмиралу Ушакову: «12 мая пошли мы к Бари, и лишь жители сего города увидели паруса наши, то отправили ко мне депутацию. Не прошло и двух дней, как уже приведены были к присяге все города сей области».

С тех пор России довелось пережить наполеоновское нашествие, восстание декабристов и другие испытания. Поэтому, полагал Кипренский, перенесение мощей в Петербург окажет благотворное влияние на духовное возрождение русского общества. После победы над Наполеоном влияние России в Европе было велико, но все же оно имело свои пределы. Посягать на общехристианскую святыню — это значило бы восстановить против России весь католический мир. Вмешательство в европейские церковные дела могло бы принести России большие осложнения. Поэтому европейские государи не посягали на чтимые святыни, но издавна присылали к ним свои дары. При базилике Св.Николая имеется богатая ризница, в которой хранится икона Святителя, присланная императором Николаем l.

Что же касается проекта Кипренского, то он был все же в какой-то степени осуществлен. В Петербургском Никольском соборе доныне благоговейно сохраняется реликвия, связанная с памятью покровителя этого храма. Императрица Александра Федоровна, супруга Николая l, во время своего пребывания в Неаполе изъявила желание иметь частицу мощей Св.Николая Чудотворца. По возвращении же в Россию она повелела передать святыню в Никольский собор, что и было исполнено 5 декабря 1847 года.