![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() На фото свщмч. о. Михаил Жедяев |
Есть у Чехова рассказ, написанный им в ту пору, когда писатель только входил во всероссийскую славу… Рассказ посвящён жизни провинциального священника, а что это была за жизнь, можно узнать и не читая рассказа — из одного только названия. Рассказ называется «Кошмар». Беспросветная нищета, вечное унижение и… Впрочем, я не хочу пересказывать это чеховское произведение — прочитайте сами, — обязательно прочитайте! — а прочитав, подумайте: в каких же кошмарных условиях жили порой православные батюшки в городах и сёлах Российской империи. Нет, конечно, не все: были среди них и зажиточные, а порою даже и богатые, но и таких, подобных герою Чехова, тоже встречалось очень и очень немало.
Теперь вопрос к вам, читатели. Чью сторону мог принять такой обнищавший до последней степени священник, не видевший никакого просвета в своей жизни, — чью сторону он мог принять в страшном противостоянии Гражданской войны? Ответьте по совести.
Хорошо, возьмём другого священника, не нищего, но имеющего некоторые средства, — а кроме средств, имеющего и совесть. Вот он служит в деревне, ежедневно смотрит на то, как живут местные мужики… А как они живут? Ну, скажем прямо, французскими булками не хрустят. Чтобы не ходить далеко, возьмите житие св.блаж. Матроны Московской и прочтите о её детстве, о жизни в родительском дому. Кажется, французскими булками в этом дому не пахло, — а ведь это была отнюдь не исключительная семья, и состояла она отнюдь не из бездельников. Так вот, что должен думать совестливый деревенский священник, глядя на окружающую его нищету? И кому он должен сочувствовать в борьбе красных (тех же мужиков) и белых? Кому, как вы считаете?
…Об этом мало говорят, но в годы Гражданской войны такое явление, как «красные попы», то есть священники, поддерживавшие советскую власть, было отнюдь не редким. Об одном таком «красном попе» написал, например, Валентин Катаев в своей автобиографической (документальной!) книге «Трава забвения», — о священнике, который ездил по южнорусским деревням и агитировал за советскую власть, пока не был убит бандитами. Можно вспомнить и другого «красного попа» — в трилогии А.Н.Толстого «Хождение по мукам»… Вы скажете: это, мол, примеры из художественной литературы, писательский вымысел… Да нет, раз уж у двух столь непохожих друг на друга писателей (кстати, своими глазами видевших Гражданскую войну!) возникают такие похожие герои — значит, эти образы не с потолка взяты.
Я хотел бы перечислить имена нескольких таких «красных попов» — уже не литературных героев, но действительно живших священников, тех, которые приняли мученическую смерть от рук — нет, не коммунистов, не «безбожных большевиков», — а белогвардейцев, господ офицеров, поручиков голицыных и корнетов оболенских. Убили их только за то, что они встали на сторону народа.
Между прочим, от многих из них даже имён не осталось, — только фамилии, поэтому не взыщите.
Вот, например, священник Дронин, убитый в Сарапуле за сочувствие большевикам. Заметьте: не за действия — только за сочувствие.
Или вот диакон Анисим Решетников, расстрелянный колчаковцами опять-таки всего лишь за сочувствие красным.
Вот священник Феофан из сибирской деревни Тепляки, чьей фамилии мы даже не знаем, но знаем, что он был сторонником советской власти, за что и был арестован белочехами и после всяческих истязаний убит. Ему отрубили голову и в таком виде оставили его лежать на дороге.
Кубанский священник по фамилии Хоменко тоже сочувствовал большевикам, за что и был расстрелян воинами белогвардейского генерала Геймана.
Или вот пермский священник Михаил Жедяев (на фото) — зверски замучен белогвардейцами за агитацию среди крестьян. После отступления Красной армии он стал жертвой белогвардейского карательного отряда. Батюшку избили, раздели и в тридцатиградусный мороз вели пешком к ближайшей деревне, но по дороге конвоиры, видимо, сами замёрзли и, решив поскорее вернуться к тёплой печке, расстреляли своего пленника без суда. А что такого? Это же были воины славного адмирала Колчака, которому сейчас и памятники ставят, и фильмы про него снимают, — какие могут быть претензии к доблестным колчаковцам?
Или вот в Курганском уезде был расстрелян священник села Большекурейное о.Павел (мемуарист не приводит его фамилии). За что расстрелян? За то, что хорошо принял красных у себя в доме, накормил, напоил и беседовал с ними, как с добрыми друзьями. За это, конечно, смерть. Кстати, отец Павел был истинным духовным пастырем для своих прихожан: открыл для них школу, проводил воспитательные беседы… Нет, видно, надо было ему не о крестьянах думать, а о господах!.. Тогда не расстреляли бы вместе с ним и его жену, сына, а заодно и повариху и 18-летнюю воспитанницу, а старшую дочь его не избили бы плетьми два казака…
Вот отец Павел Ефимов, священник Троицкого храма ст.Тимашёвской Кубанской области. В первые же два дня отважные освободители России от большевистского ига перевешали в станице полторы тысячи человек. Потом пошли к отцу Павлу под благословение… Может быть, батюшка и не был в полном смысле слова «красным попом», но благословить вешателей он решительно отказался. За это его, конечно, зарубили.
Священник Митропольский. Расстрелян деникинцами в Ростове-на-Дону за произнесённую им в церкви речь, в которой он призывал белых «прекратить Гражданскую войну и примириться с советской властью, провозгласившей равенство и братство всех трудящихся».
А вот познакомьтесь с отцом Фёдором Парняковым. Это был поистине замечательный батюшка. Служил он на Дальнем Востоке и в Монголии. За первые три года службы он способствовал устройству нескольких начальных школ, читал для народа лекции по ботанике, географии, истории, с помощью «волшебного фонаря» показывал диапозитивы. В 1897 г., во время первой всероссийской переписи населения, заведовал переписным пунктом, за что получил бронзовую медаль. Создал общество пожарных и сам занимался тушением пожаров в тайге. Осенью 1910 г. переведён в Успенский храм г.Иркутска, назначен благочинным городского духовенства. Писал для «Иркутских епархиальных ведомостей» — в частности, о «бедноте, которая нуждается в пище, одежде, страдает и умирает, не получая медицинской помощи, испытывает притеснения и обиды». Летом 1914 г. назначен настоятелем Троицкого храма в столице Монголии Урге. Вскоре батюшка убедился, что в Урге «нет общественной библиотеки, читальни, чтений, собраний, которые бы объединяли русское население на почве религиозно-нравственной и культурной», что «единственным развлечением является грязный иллюзион и кафештатный ресторан», и начал стараться изменить жизнь колонистов к лучшему. Его стараниями в Урге было создано приходское попечительство, открылись коммерческое училище, библиотека, клуб, появилась художественная самодеятельность.
По свидетельству его дочери Натальи, с 1918 г., с начала Гражданской войны, о.Фёдор Парняков стал настоящим «красным попом» — советским подпольщиком, выполняющим задания Центрального исполкома Советов Сибири. Помогал бежавшим из захваченного белыми Забайкалья красноармейцам, укрывал соратников С.Г.Лазо, сожжённого белыми в паровозной топке, доставал оружие для красных партизанских отрядов. Батюшка организовал продовольственные передачи для русских узников монгольской тюрьмы, вёл сбор средств для заключённых.
В начале февраля 1921 г. Урга была захвачена белогвардейским отрядом барона Унгерна. Этот белый барон даже среди белых славился своей неукротимой жестокостью. С его приходом в Урге тотчас началась резня. Как рассказывает дочь о.Фёдора Наталья, её отец был схвачен «через два дня после начала резни», попавшись на глаза есаулу Безродному (один из унгерновцев в своих воспоминаниях называл Безродного «юным зверем», «садистом-палачом»), и «после жестоких пыток в застенке палач Унгерн сам зарубил отца». По другим сведениям, Безродный три дня пытал священника (в одной из публикаций говорится, что его «пороли, кололи шашками, отрубили ухо, часть руки») и обезглавил. Несмотря на страшные пытки, о.Фёдор не выдал никого из своих соратников.
Я думаю, вы понимаете, что перечисленными именами список «красных попов», пострадавших от белого террора, отнюдь не ограничивается.
Быть может, кто-то захочет предъявить мне «контр-список» — имена священников, пострадавших во время Гражданской войны от советской власти? Что ж, я не стану отрекаться и от этого списка. Я только хочу, чтобы, говоря о гонениях на Православие, вы хорошо помнили: эти гонения происходили с двух сторон. Да почему же с двух? Разве в Гражданскую бились друг с другом только белые и красные? А зелёные? А националисты — украинские и всякие прочие? А просто бандиты, не красившие себя ни в какой из цветов? И все они при случае не гнушались пролитием христианской крови…
Гражданская война была страшной битвой, все её участники были ожесточены до предела, все считали, что «кто не с нами, тот против нас», а с теми, кто «против нас», разговор должен быть коротким. Перекладывать же всю вину за кровь, пролитую в те годы, только на красных — это как минимум несправедливо, а по сути подло.
А тот факт, что многие русские батюшки видели правду именно в красном движении, — так они просто шли вместе со своим народом, со своими прихожанами, ибо и Россия в целом пошла вместе с красными. Давайте не будем забывать, что эти священники знали тогдашнюю русскую жизнь не по книжкам и статьям в интернете, а видели её своими глазами и могли строить суждения не с чьих-то слов, а на собственном опыте. Их опыт подсказывал, что идти следует именно этим путём. И они шли этим путём в огонь Гражданской войны, не боясь, что за свои убеждения им придётся ответить головой. Сейчас они на небесах — вместе с теми, кто пал жертвой красного (зелёного, жовто-блакитного и т.д.) террора, молятся за Россию, вновь попавшую в водоворот гражданской смуты. Это тоже наши небесные заступники — помните это.
Алексей БАКУЛИН