![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
26
апреля 2017 года на 89-м году жизни почил о Господе игумен Александр
(Гордеев), возобновитель и первый настоятель Тихвинского Успенского мужского
монастыря.
А 30 лет тому назад, в апреле 1995 года, получив благословение митр.Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) на сбор необходимых документов для возрождения Тихвинского монастыря, о.Александр с присущей ему энергией и целеустремлённостью взялся за это благое дело.
25 апреля 1995 года, во вторник Светлой седмицы, о.Александр с двумя иеромонахами Валаамского монастыря приехал в Тихвинскую обитель. Наполненные пасхальной радостью, с праздничными песнопениями они отслужили водосвятный молебен с акафистом Божией Матери и обошли всю территорию, все помещения обители. Тут-то они и увидели, какой ужасающий вид принял монастырь за годы своей заброшенности.
По Промыслу Божиему монахам удалось в этот день встретиться и пообщаться с директором музея и епархиальным архитектором Е.П.Варакиным. При расставании о.Александр произнёс тогда пророческие слова: «Надо приехать сюда навсегда».
12 мая 1995 года община и устав Тихвинского монастыря были официально зарегистрированы в управлении юстиции Ленинградской области.
Отец Александр рассказывал:
— Город Тихвин — особый город. На его землях произошло обретение чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. До революции каждый год до тысячи паломников стекались к святыне. Не случайно в довоенное время Тихвин объявили «городом безбожия». Были закрыты все церкви. Бабушки как могли сопротивлялись этому, но в 1940 году закрыли и последний храм — «Крылечко». Многие русские монастыри основывались подвижниками: Соловецкий, Валаамский и многие другие. Но вот наш Тихвинский монастырь отличается от сонма других наших обителей: Основательницей нашего монастыря является Сама Божия Матерь. В XIV веке при постройке каменной Успенской церкви обрушились своды и завалили 20 рабочих. Когда упавшие камни разобрали, все 20 человек оказались живы. Ещё одно памятное знамение от Тихвинской иконы — оборона монастыря от шведов в 1613 году.
Митрополита Иоанна (Снычёва) я считаю отцом своим духовным: придёшь к нему, а он
всегда обласкает, как отец… А мы ведь знали, что и ему тяжело приходилось.
Однажды пришли, а он в кресле сидит, ноги вытянуты на другое кресло: часто у
него ножки болели, — но всегда он находил для нас время — и советовал, как
поступать, и на еду давал что-нибудь. Мы тогда очень нуждались: доходов же не
было никаких, — это уже потом открыли церковную лавочку, продавали книги и
иконы. Доходов наших чуть на еду хватало и на реставрацию. Всё тогда было против
нас: и сопротивление чиновников, и постоянные проверки, и киношники приезжали
кино снимать, и областной министр культуры, — кого только не было!.. А министр
эта —
вся в кольцах, губы накрашены, и всё время не говорила, а почему-то кричала на
нас. Иеромонах мой нервный оказался; они кричат, я ему говорю: молчи! — а он им
в ответ своё… Так я и остался один. Потом пришёл новый насельник, из Соминского
прихода, и другой — из Петербурга. Постриг я их в монашество 1 ноября 1995 года,
и стали мы обитель поднимать. Иконы, утварь, пожертвования я собирал и по
петербургским, и по московским, и по рижским храмам — куда только Господь не
приводил… Вскоре после этого народ понемногу потянулся: стало у нас семь монахов
да 27 человек трудников. Пережил я четыре инсульта.
Несмотря на все трудности возрождения Тихвинского монастыря, осенью 1996 года игумен Александр основал в своём родном селе Сенно Свято-Троицкий женский скит, приписанный к Тихвинской обители. Это Сенновское сестричество матери Тавифы молитвами и заботами игумена Александра послужило впоследствии возрождению Тихвинского Введенского женского монастыря, где мать Тавифа приняла послушание первой игуменьи.
Молитвами и трудами игумена Александра в январе 1997 года на зимний праздник св.прп. Антония Дымского состоялась передача Антониево-Дымского монастыря, приписанного к Тихвинскому Успенскому в качестве мужского скита. Его настоятелем стал игумен Александр.
Поэтому мы помним, молимся и благодарим нашего дорогого приснопамятного отца Александра за его молитвы, труды и заботу. Он положил все свои силы, духовные и телесные, все свои духовные дарования и мудрость на восстановление разрушенных монастырей и возрождение в них монашеской жизни.
Наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий (Жердёв) так почтил память игумена Александра:
— Отец Александр был добрым пастырем, заботливым и любящим отцом для братии и духовных чад, внимательным кормчим монастырской жизни. Его уважали и любили все: насельники обители, благотворители, паломники, священноначалие Церкви и светские властители. Он исполнял заповедь Христову: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой…» (Лк.9,23). Все его заботы были о пользе Церкви к вящей славе Божией.
По своей блаженной кончине игумен Александр достойно обрёл место упокоения за алтарём Успенского собора возрождённого им Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря. Крест и надгробный памятник из гранита на могиле батюшки был изготовлен по проекту духовных чад и на пожертвования всех знавших и любивших своего дорогого батюшку.
И чем дальше будет уносить нас время от 26 апреля 2017 года, когда мы лишились своего истинного духовного наставника и дорогого отца, тем яснее и глубже мы осознаём эту потерю. Но мы ощущаем батюшкину молитву и заботу о нас. Он по-прежнему с нами. У Бога все живы.
Дорогой наш приснопамятный отец Александр, моли Бога о нас!
Благодарные духовные чада отца Александра (Гордеева)
Из обращения иеромон.Александра (Гордеева) к митр. Санкт-Петербургскому и Ладожскому Иоанну (Снычёву)
…Суть моего письма состоит в том, что я всегда радел за возобновление монастыря в г.Тихвине Петербургской епархии.
Теперь, когда я узнал о благословении Святейшего Патриарха на открытие оного монастыря, я решил обратиться к Вам, дорогой владыко, — о своём желании участвовать в возрождении Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря на благо нашей Святой Православной Церкви.
Ещё с детских лет я мечтал об этом монастыре, мысленно представлял его служащим; правда, эти мечты, конечно, были не до конца осознаны, но вот стремление было с детства.
Дело в том, что корни мои по матери из Тихвинских краёв: дедушка Севериан служил недалеко от Тихвина, а сам я родился в этом городе… Это моя, как говорят, МАЛАЯ РОДИНА. В течение всей моей жизни у меня время от времени мелькала мысль о служении Господу именно там.
И вот только на закате дней моих (мне 66 лет) я сподобился стать служителем Христовым, хотя и считал, что вряд ли это осуществится; но так уж Господь ведёт меня по жизни моей грешной, хотя я, быть может, и не достоин, но удостоился.
До этого я служил в армии (офицер), работал на заводе мастером, а также в конструкторском бюро. В то время, когда я пришёл на Валаам, даже и разговоров не было об открытии Тихвинского монастыря… Но теперь вновь воспылала моя душа, и это толкнуло меня на обращение к вам!..
Вновь душу и сердце охватило вечно щемящее чувство — быть в этом монастыре, несмотря на очень большие трудности, которые предстоят в связи с возрождением…
Хотелось бы именно по воле Божией оставшиеся дни моей земной жизни, пока ещё есть силы и не утрачено совершенно здоровье, посвятить себя возрождению Тихвинской обители и уже умереть на той земле, откуда появился на свет Божий.
Недостойный послушник иеромонах Александр
Петербург 12.09.94
P.S. Кому-то надо начинать! Понимаю, что иду на большие трудности.