Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Русская идея

БУДУЩЕЕ РОССИИ — ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ

5 ноября в Казанском соборе прошёл круглый стол под названием «Содержание, значение и взаимосвязь понятий: «мировоззрение», «идеология», «традиционные ценности». Организатором его выступил духовно-просветительский центр «Керигма» во главе с о.Георгием Кобриным, клириком Казанского собора. В ходе круглого стола были высказаны очень разные, порою взаимоисключающие взгляды на поставленную проблему. Сегодня мы приводим только одно из выступлений — доклад доктора исторических наук профессора СПбГУ протодиакона Владимира Василика.

— Недавно состоялось радостное событие: сооружение памятника графу Сергею Семёновичу Уварову, автору знаменитой формулы «Православие — Самодержавие — Народность», министру просвещения Российской империи при Николае I. По большому счёту, эта формула связана с деятельностью святителя Филарета Московского, тем не менее заслуга Сергея Семёновича состоит в том, что он эту формулу подхватил, развил и двинул в образование — на место безликого космополитизма времён Александра I, когда писались сочинения «о безразличии вер», когда образованием заправлял мистик и масон князь Голицын, который большевиком, как известно, не был, но вреда принёс и Отечеству, и Церкви изрядно. На место этого-то космополитизма выдвигается ясная и чёткая формула —
действительно, базисная, действительно, имперская, действительно, строительная.

Возможно, у вас возникнет вопрос: «Почему же эта формула не спасла Россию в роковые дни 1917 года? Почему Россия, как сказал Розанов, «за два дня слиняла»? Ответ элементарен: потому что для монархии нужны верные люди, для православия — верующие; их-то и не хватало в русском правящем классе. Когда в 1836 году ставилась опера Глинки «Жизнь за царя», энное количество русских аристократов воротило нос от подвига Ивана Сусанина и говорило: «Как?! Мужик — и на сцене?! Это невозможно, это катастрофа, это свинство!» Ведь в ту пору представителей русского народа по приказу аристократов пороли на конюшне… Тут уместно вспомнить слова Александра Блока: «Почему дырявят древний собор? — Потому что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой. Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? — Потому что там насиловали и пороли девок». Про это тоже не стоит забывать, если говорить об истоках катастрофы.

Народности в дореволюционной России не хватало, а православия — и подавно. Святитель Феофан Затворник в ужасе возглашал: «Через сто лет что останется от нашего Православия?» И дело тут не в том, что по столицам бегали террористы с бомбами. Бомбистов и народников было ничтожное количество, их зачастую вязали сами мужички и сдавали начальству, понимая, что они «против Бога и царя прут». Дело тут в другом: буржуазный комфорт, неистовая жажда накопительства — они-то и разъедали основы и самодержавия, и православия, и народности.

Мамонизм достиг своего пика в феврале 1917 года, когда буржуазной элитой был свергнут последний Удерживающий. Ведь не случайно Император Николай II говорил устами своего министра Витте: «Господа, царя не интересуют ваши прибыли, его интересует благо земли Русской». И вот на место государя пришли временщики, которые задумали создать либеральное, мамонистическое, капиталистическое общество.

Но вслед за этим переворотом произошла своего рода контрбуржуазная революция — Октябрь 1917 года, когда народ решил вернуться к своим общинным основам. И тогда-то восторжествовал принцип, с одной стороны, Народности, с другой — в виде крепкого, централизованного социалистического государства — Самодержавия. В начале советской истории была явлена народность, а в сталинское время — и самодержавие.

А вот православие было утеряно, более того — унижено, раздавлено и оплёвано. И именно в силу этого и рухнул советский строй, — в силу своей метафизической несостоятельности. С нравственной стороны он был вполне согласен с православием — вспомним лозунги: «Не трудящийся да не ест»; «Все люди — братья» и т.д. Была сделана попытка устроиться на нравственности, близкой к христианской, но без христианского метафизического фундамента. В советском проекте было то противоречие, которое в своё время отметил Владимир Соловьёв, когда говорил: «У социалистов так: человек произошёл от обезьяны — следовательно, нет большей любви, чем положить за ближних свою душу».

И всё-таки первоначально в советском обществе первенствовала душа, а не тело. Именно благодаря душе мы вытянули первые пятилетки, подготовились к вой­не, именно благодаря сильной русской душе мы победили в Великой Отечественной.

Тут прозвучало странное утверждение, будто бы за советские годы Россия потеряла от трети до половины населения. Отвечу так: следует вспомнить, что в 1922 году СССР начался со 120 млн человек, в Великую Оте­чественную вошёл со 196 млн, к 1959 году восстановил свою численность, несмотря на страшные военные потери, и продолжал увеличивать её вплоть до своего крушения, после которого она снова стала сокращаться.

Пока в Советском Союзе первенствовала душа, мы побеждали. Потом Хрущёв, оплевав Сталина, провозглашает лозунг потребительского общества: «Догоним и перегоним Америку». Этот лозунг закрепляется в брежневские времена, и создаётся, так сказать, социалистически-потребительское общество, в котором всё было (по крайней мере, для жителей Москвы и Ленинграда), а за душой ничего не было. И русская душа тосковала — и откуда ей было знать, что скоро настанут ещё более тяжкие в духовном плане времена? Единственный просвет 90-х годов — это легализация православия и возможность, данная православным, действовать в мире, который пожирается демоном мамонизма, где торжествует принцип: «Прибыль любой ценой! Наслаждайся здесь и сейчас! Бери от жизни всё, что плохо лежит!»

Современная духовная бессодержательность просто потрясает. Для подъёма патриотических настроений не придумали ничего лучше, как огромные выплаты воюющим на СВО. Когда я говорил с одним из последних ветеранов, он, поражённый, сказал: «Нам такие деньги не платили! Мы не за деньги воевали!» Что же происходит, если деньги сейчас — единственное побуждение к патриотизму?! Вы сами понимаете, что наёмник шибко яростно воевать не будет: ему важно сохранить себя, чтобы попользоваться этими огромными выплатами. Но наши люди воюют, слава Богу, за другое: воюют люди с принципами, воюют люди с честью. Воюют они вопреки той лживой идеологии, которой якобы у нас нет, а на самом деле есть, — идеологии мамоны и чистогана.

И вот теперь возникает извечный вопрос: «Что делать?» Ответ будет таким: «ВПЕРЁД — ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ!» Вперёд через Православие — Самодержавие — Народность — лозунг, понятый сообразно нынешней ситуации — несколько иначе, чем понимал его граф Уваров, но во всей глубине и широте этих слов.

Православие? Безусловно! Православие как правая вера, как святые догматы во всей их чистоте и красоте, — но догматы, перенесённые на жизнь. Нам сейчас недостаточно одной только ОРТОДОКСИИ (правой веры), нам нужна ОРТОПРАКСИЯ (правое действие)! Не только ПРАВОСЛАВИЕ, но ПРАВОДЕЛАНИЕ, прославление Бога своими делами.

Вспомним слова Спасителя: «…если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5,20). В данном случае «книжники и фарисеи» — это прошедший социалистический строй. Если мы не превзойдём советских людей своими социальными достижениями, не превзойдём своими делами, не превзойдём правдой, которая тогда худо-бедно была, то мы не только не войдём в Царствие Небесное, — мы потеряем и то, что Господь по своей милости нам ещё оставил.

На место плутократии должна прийти меритократия, то есть аристократия не денег и не рода, а аристократия заслуг, аристократия правды. Надлежит выдвигать во власть людей заслуженных, людей честных — как это делалось, кстати, в советские времена, когда депутатами становились не деляги, а самые лучшие труженики. И выдвижение должно происходить через трудовые коллективы, в которых люди сами знают своих героев, —
чтобы остановились плутократические маховики избирательных кампаний, в которые вливаются огромные деньги.

Иными словами, нам нужна вера, воплощённая в действие, в действие социальное.

Второй лозунг — Самодержавие. Оно касается не столько монархии как способа правления, хотя я лично считаю, что монархия — это один из лучших таких способов. Но монархический принцип может осуществляться по-разному: в виде цезаризма, в виде многосрочного президентского правления, как это происходит сейчас в России и в Белоруссии… Если хотите — в виде диктатуры. Это во-первых. А во-вторых, самодержавие подразумевает суверенитет!

Суверенитет экономический: независимость от внешних банков. Этого, к сожалению, не хватало в старой, дореволюционной России, но это было у Советского Союза. Независимость финансовая! Независимость информационная! Независимость компьютерной базы! И самое главное — независимость сознания от известных пропагандистских клише, вроде: «Мы — многонациональная и многоконфессиональная страна». Нет, это неправда! По статистическим подсчётам, более 80% жителей в РФ до сих пор являются русскими, а среди них более 60% исповедуют себя православными. К тому же представители многих народов, проживающих в РФ, также связывают себя с православием. Даже по принципам подсчёта, принятым в ООН, мы являемся мононациональной и моноконфессиональной страной. Впрочем, в Римской империи было множество вер и множество народов, но это отцов Церкви не смущало: они проповедовали Христа и стремились к единомыслию. Когда современное общество настаивает на множественности, оно дробит сознание, оно атомизирует людей. Как говорила во время эпидемии ковида глава Роспотребнадзора Анна Попова, «сегодня главная задача — разобщение людей!» — такая у неё получилась «оговорка по Фрейду». А мы, дорогие друзья, должны объединять людей.

Нам нужен суверенитет сознания, суверенитет духовный, суверенитет научный. Мы должны перестать быть фабрикой умов, поставляющей свои мозги Западу. Мы должны быть суверенными в наших научных школах, мы должны быть суверенными в наших технических разработках. Нам нужно стремление к полной или почти полной автаркии, особенно важной в условиях постоянной блокады со стороны Запада.

И наконец, Народность. Это, безусловно, приобщение к нашей великой народной культуре. Это приобщение к нашей классической культуре. Это, безусловно, возрождение лучших образцов великой культуры прошлого — прежде всего, нашей семейственности, многодетности. Но необходимо не только нарожать детей, но ещё и обеспечить их местами в детских садах, школах и рабочими местами после окончания учёбы. И поэтому проект «Многодетность» может стать одним из развивающих Россию проектов, преследующий цель не просто сбережения, но и увеличения русского народа. Он должен стать прорывным для нашей жизни. А для этого потребуются стройки, потому что родившимся людям нужно жильё — бесплатное или почти бесплатное; потребуются рабочие места, а значит, необходимо создание новых заводов — собственных, а не филиалов каких-нибудь «Роллс-Ройсов». Это потребует многих трудов. Но это же и поднимет нашу матушку Россию, и новых людей приведёт на русский чернозём! Пора возрождать страну из бурьяна и строить достойную новую христианскую народную жизнь.

следующая