Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

ТРИ СВЯТЫХ МОНАСТЫРЯ – ТРИ СТУПЕНИ В НЕБЕСА

Рассказ редактора газеты «Православный Санкт­Петербург» Ильи Ракова

О том, что есть такой Воскресенский Горицкий женский монастырь, я знал давно. Знал и то, что мой отчим и редактор газеты Александр Григорьевич Раков (†2018) очень его ценит и дружен с настоятельницей, игуменией Евфалией (Лебедевой). Даже когда газета только родилась — а это был 1993 год — и только-только вставала на ноги, он отсылал туда посильное пожертвование. Я ещё удивлялся, разве можно отправлять деньги, написав просто: «Горицкий монастырь. Матушке Евфалии»? Надо же точный адрес и фамилию получателя указать… Тем не менее на почте никогда никаких вопросов не возникало.

А надобно сказать, что был у семьи Раковых домик (так сказать, родовое гнездо) в деревне, раскинувшейся на берегу реки Шексны. Его купил отец Александра Григорьевича — Григорий Иванович, — когда вышел в отставку, поскольку сам был родом из близлежащей деревни Кабачино. В этот домик и я приехал как-то летом. Но мне, тогда ещё подростку, вовсе не интересно было жить в деревне и купаться в реке. Я привык к Ладожскому озеру, где расположилась наша дача.

Прошли годы, я пришёл работать к Александру Григорьевичу в газету и увидел книжку «Монастырь опальных княгинь», которую написал брат Александра Григорьевича Эдуард Григорьевич. Это краткий, но ёмкий рассказ о Горицком монастыре и его насельницах. Как выяснилось, Эдуард Григорьевич, приезжая в домик в деревне, на противоположном берегу Шексны видел сильно обветшавший Горицкий монастырь. «В Троицком соборе — местный клуб, в часовне Иоанна Крестителя — керосиновая лавка. Один из крестов пятиглавого Воскресенского собора погнут, два других, как и кресты на Троицком соборе, на Покровской церкви с больничными кельями, Введенской церкви и часовне Иоанна Крестителя, и вовсе отсутствуют. Лишь в самой ближней к реке Введенской церкви, почти не сохранившей первоначальный свой облик, пару лет назад снова всем миром было восстановлено нечто похожее на интерьер церкви и периодически проводятся службы. Но, попав сюда и в такие редкие дни, вряд ли можно хоть что-либо услышать об истории монастыря», — писал он в своей книге. И дрогнуло сердце русского человека: стал он помогать восстанавливать древнюю обитель, даже организовал бригаду мужиков-добровольцев. Потом уже и книгу написал. Кстати, в предисловии есть такие слова: «В работе над рукописью далёкому от религиозности автору неоценимую помощь оказал редактор газеты «Православный Санкт-Петербург» Александр Григорьевич Раков и сотрудник газеты Борис Юрьевич Семёнов. Они разыскали в петербургских библиотеках и хранилищах редчайшие материалы, нашли людей, старающихся возродить монастырь из сегодняшнего состояния развала и запустения, внимательно выверили фактические данные. Глубокая им благодарность».

Вот такова предыстория моего паломничества в Горицкий и другие монастыри Вологодчины.

ФЕРАПОНТОВА ОБИТЕЛЬ

Дело в том, что прихожане храма вмц.Варвары, что в посёлке Рахья (это мой родной храм), часто совершают паломнические поездки по святым местам России. Но я ввиду плохого самочувствия в последние годы не решался на такой шаг. А тут в начале августа моё внимание привлекло объявление, что состоится паломничество в монастыри — Горицкий, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский. И я понял, что ныне Сам Бог велел мне отправляться в путь.

Ехать один я, однако, не рискнул. К сожалению, у жены Натальи отпуск уже закончился, но она сказала нашей дочери: «Оля, папе надо помочь». И Ольга согласилась, хотя в храм ходит очень редко. Я на неё не давлю, всему своё время, и в её сердце когда-нибудь постучится Господь и позовёт к Себе… Конечно, мне помогли бы прихожане — народ у нас дружный, милосердный, но опираться на руку родного человека спокойнее.

Отъезжали от Всеволожска, автобус комфортный… а я вдруг ловлю себя на мысли, что легко мне не будет, как-никак восемь часов в дороге, сидя.

Первая остановка была в деревне Сомино, где настоятельствует протоиерей Геннадий Беловолов. Красив и величествен храм свв.апостолов Петра и Павла, возведённый в 1839—1844 годах на берегу реки Соминки  на сборы с судов, проплывавших по водной системе, а также на пожертвования устюжских купцов. А колокольню храма венчает уменьшенная копия шпиля Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (с летящим ангелом). Подходим ближе, первое впечатление: какой же он огромный, совсем не по-деревенски! На территории храма ухоженная могилка блаженной алтарницы Марии Соминской (1923—2006), благодаря которой храм дожил до наших дней и не был разграблен.

Я глянул на хмурое, усталое лицо дочери: как донести до неё всю благодать этого места, как передать радость, которая наполняет до краёв? Слава Богу, нашу группу сопровождал настоятель Варваринского храма о.Олег Патрикеев. Он подозвал Олю к себе, приобнял за плечи, сказал с доброй улыбкой: «Давай сфотографируемся с тобой на память». Смотрю, оттаяла моя несмеяна немного.

Едем дальше. Через несколько часов въехали на земли Вологодчины. Здесь находятся все три интересующих нас обители. Первым нас встретил приютившийся между озёрами Паским и Бородаевским мужской Ферапонтов монастырь, основанный в 1398 году прп.Ферапонтом. Красота вокруг неописуемая. А я, вот честно говорю, еле ноги передвигаю, устал в дороге. Одной рукой опираюсь на палочку, другой — на руку дочери.

Но усталость как рукой сняло, как только мы вошли на территорию монастыря. Архитектура обители уникальна, быть может, в силу своей древности. Все постройки дониконовского времени, но самый древний — каменный храм Русского Севера, собор Рождества Богородицы 1490 года. Внутри стены храма украшают древние фрески Дионисия (1502), которые неплохо сохранились. А вот иконостас в 1930-е годы был изъят «за низкой художественной ценностью». Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и в Русском музее…

Я поднял голову, чтобы рассмотреть купольную роспись. Вот она, знаменитая фреска кисти Дионисия — Господь Вседержитель… И вдруг всё вокруг будто перестало существовать — стены, люди… Я оказался лицом к лицу с Христом, и всем существом в это мгновение понял: Господь здесь, среди нас… А мы — чада, которые пришли к Отцу. Я так чувствовал тогда. Моя душа желала не просто на фрески посмотреть, она стремилась ко Христу и увидела Его. Слава Богу, что я отважился на эту поездку…

Выйдя из храма, я сделал то, на что не решился сразу по приезде. Паломники стали подниматься по крутой деревянной лестнице в надвратную церковь, а я остался внизу, понимая, что мне этот подвиг не по силам. Но теперь я решился. И мой порыв был вознаграждён. В церкви меня встретила старинная чудотворная икона Свт.Николая Чудотворца, перед которой, возможно, молился низложенный Патриарх Никон (XVII в.), отбывавший в Ферапонтовом монастыре 10-летнюю ссылку. А в 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича, больного Никона перевезли в Кириллов монастырь, где он провёл в заключении последние пять лет своей жизни. Он был освобождён по настоянию царя Фёдора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался.

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530—1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Церковь прп.Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи.

Сохранившиеся святыни: девять древних антиминсов XV—XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп.Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп.Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником.

Да, было над чем поразмышлять, пока автобус бодро вёз нас до следующей остановки — Горицкого женского монастыря.

ГОРИЦЫ

А Горицы не зря так названы — там вообще нет ровных мест, постоянно вверх-вниз, всюду холмики, подъёмы, спуски, а оттого и вездесущие лестницы. Дочь всё время придерживала меня под руку, самому мне без поддержки ходить было бы очень тяжко.

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ

Горицкий монастырь был основан не в пустынной местности. С его возникновением стало расти и село Горицы, впервые упоминаемое в письменных источниках в XVI веке под названием Древняя Гора. Вверх и вниз по обоим берегам извилистой Шексны уже стояло множество деревень. На левом берегу известное с XVI века Курикаево, Алмазовский Звоз, известное с 1543 г. и Пружинино (с 1435 г.), на правом берегу столь же древние Мигачево, Рандач, Каргач, чуть в стороне от реки, на озерах, — Шидьеро, Кабачино, Лукинское, Мыс.

Судьба Воскресенского девичьего монастыря тесно связана с Иоанном IV Васильевичем — Иваном Грозным. Белоозеро он впервые посетил ещё мальчиком, а в течение своей жизни был здесь несколько раз (только во время игуменства Кирилла — трижды, в 1565, 1567 и 1569 гг. Он верил, что само его рождение было вымолено Василием Иоанновичем у прп.Кирилла. Ведь именно в Кириллове Василий III после рождения сына Ивана поставил две каменные церкви — во имя Иоанна Предтечи с приделом прп.Кирилла и во имя Архангела Гавриила с приделом свв.царей Константина и Елены. О своём пребывании в Кириллове Иоанн вспоминает в одном из более поздних посланий. Порядки тогда были такие строгие, что молодой царь, обманутый белой ночью, опоздал на трапезу и был отправлен спать голодным: «мы поизпоздали ужинати, занеже у васъ в Кирилове в летнюю пору не знати дня с ночию». Царские слуги «едва с нужею привели» подкеларника Исайю и «попытали стерьлядей», но этот помощник келаря порядков нарушать не стал. Он заявил: «О том… мне приказу не было, а о чомъ мне былъ приказъ и язъ то и приготовилъ, а ныне ночь, взяти негде. Государя боюся, а Бога надобе больши того боятися».

Что мы увидели, когда вышли из автобуса? Расположенный у подножья густо заросшего елями холма, который здесь называют горой Маурой, монастырь главным своим входом обращён к воде. Раньше это была петляющая и довольно быстрая река Шексна, а сейчас — раздавшееся где по одну, где по обе стороны от старого русла Шексны длинное водохранилище, составная часть Волго-Балтийской водной системы.

И ещё одна особенность этого монастыря. Помните, какие деревья изображают на иконах? Да, кедры. А приходилось ли вам видеть настоящие кедры? Если нет, приезжайте в Горицы, кедры растут в этом монастыре.

Встретившая нас монахиня провела краткую экскурсию по монастырю, а провожая до монастырской гостиницы, рассказала, что в обители есть корпус, где находятся больные лежачие монахини. Так вот, архитектор специально обустроил всё так, чтобы они могли слышать службу и молиться, лёжа на своих койках.

Отец Олег предложил провести вечернюю службу и исповедь.

Утром поспешили на литургию. Ольга вдруг говорит: «Службу отстою, но причащаться не буду». Я удивился, но промолчал.

Вот служба уже идёт к концу, кто-то ещё умудряется исповедоваться. Вдруг о.Олег зовёт: «Оля, подойди ко мне». Что делать? Пошла дочь на исповедь. Долго они о чём-то с батюшкой говорили. Умиротворённая Ольга после этого причастилась Святых Тела и Крови Христовых. Слава Богу за всё!

А меня будто тонким покрывалом накрыло такое состояние благодати — храм белый, светло, солнечно, на душе мир и покой. Вспомнились стихи-песня о.Олега, последнюю строчку которого я повторял про себя вновь и вновь:

Там такая благодать,

Можно Бога увидать!

В таком приподнятом настроении ещё раз обошли монастырь и вышли на берег Шексны. Какая воля, какой простор, какая тишина, почти молитвенная. Не хотелось говорить, хотелось молчать и только в сердце благодарить Бога снова и снова.

Перед отъездом подошли под благословение к настоятельнице игумении Тавифе, подарили несколько номеров «Православного Санкт-Петербурга».

Уезжая из Гориц, я подумал: «Хорошо, что нашёл в себе силы приехать сюда с дочкой. Александр Григорьевич любил Горицы, наверное, ему сейчас радостно от того, что мы с Олей побывали здесь, помолились, причастились».

† † †

Не всё ещё отстроено, восстановлено и отреставрировано в Горицах. Стройматериалов и рабочих рук не хватает. Нет трудников, которые трудились бы во славу Божию, как было всегда на Святой Руси.

Братья и сестры! Просим вашей помощи в проведении первоочередных работ в монастыре!

Главные проблемы: протечки крыш; георгиевские врата; оштукатуривание и покраска часовни в честь Тихвинской иконы Божией Матери; необходимо привести в порядок часовню святых Зосимы, Савватия, Германа Соловецких и сестринское кладбище.

Помощь принимаем трудами, инструментом, стройматериалами и пожертвованиями.

Адрес: 161107, Вологодская обл., Кирилловский р-н, с.Горицы, Монастырская ул., д.1. Тел. 8 921 752 30 13. Пожертвования можно отправлять на карту, привязанную к этому номеру.

Проживанием и питанием обеспечиваем.

С любовью о Господе игумения Тавифа с сёстрами.

(Продолжение следует...)

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая