Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
В минувшем августе в Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание Культурного фронта России. На нём выступил Председатель фронта известный русский артист и общественный деятель Н.П.Бурляев. Корреспондент «Православного Санкт-Петербурга» встретился с Николаем Петровичем и задал ему несколько вопросов.
— Как известно, сейчас Культурный фронт активно обсуждает проект нового закона о культуре и подготавливает ряд предложений для его изменения. Что вы можете сказать об этой работе? Какие основные направления должны, по вашему мнению, быть отражены в законе о культуре?
— Закон о культуре в России существует давно. Он был подписан ещё в 1992 году президентом Ельциным. И это недальновидный, пагубный, разрушительный закон; он запрограммировал движение русской культуры по горизонтали с постепенным сползанием в преисподнюю вседозволенности. А тот закон, который мы сейчас начинаем проводить через Государственную думу, направлен на то, чтобы культура двигалась по вертикали — от земли к небесам, как это и происходило в русской истории на протяжении столетий. Мы, конечно, понимаем: реально что-то поменять сегодня — дело крайне сложное, но нам помогает указ президента «Об утверждении Основ государственной культурной политики». К появлению этого указа причастен и наш кинофорум «Золотой витязь», поскольку в 1992—1993 годах мы первые публично озвучили такое понятие, как «традиционные духовно-нравственные ценности». Эта формула была поддержана Святейшим Патриархом Алексием II, и потихонечку, год за годом, она стала укореняться в сознании и власть имущих. А сейчас понятие «традиционные духовно-нравственные ценности» стало основой нашей государственной культурной политики. Следовательно, сегодня назрела необходимость законодательно перенаправить нашу культуру к Создателю, к Господу Богу, ибо в этом направлении двигались в своём творчестве все выдающиеся умы России: Ломоносов и Державин, Пушкин и Гоголь, Достоевский и Тютчев — все подлинные апостолы русской культуры, которые и остались-то в веках только потому, что служили Богу и Отечеству.
— Не кажется ли вам, что в современной России планка культуры опущена чрезвычайно низко и сейчас деятелям культуры придётся возвращаться к азам, почти к ликбезу, чтобы быть понятым новым поколением?
— То, что наша культура упала с былой высоты, — это вы абсолютно правильно сказали, это понимают и все деятели подлинной, не рыночной культуры. Культура и рынок — понятия несовместимые, у них разные цели. Цель культуры — гармонизация общества, просветление, возвышение души человеческой, а цель рынка — деньги, и только. И вот рыночные деляги клепают свои поделки; в кино они пытаются подражать Голливуду, стремятся к обладанию бессмысленной, бесформенной жёлтой болванкой под названием «Оскар», которая сегодня совершенно обесценена и стремиться к которой деятелям российского кино просто грешно. Да, планка культуры снижена невероятно… Но именно для этого мы и пытаемся перенаправить нашу культуру в нужное направление. Именно поэтому в нашем законопроекте мы устанавливаем ответственность деятелей культуры за свои творения. Сейчас мы видим полнейшую безответственность: снимайте что угодно, пишите что угодно!.. Но Министерство культуры должно отвечать за всё, что делается в духовной сфере нашей страны. Это наше федеральное министерство, это его обязанность! Поэтому мы предложили реорганизацию МК РФ, которое с годами выродилось в министерство развлечений, причём развлечений самого дурного толка. Мы призываем мастеров культуры к ответственности и будем этого добиваться. И если это осуществится, то как последние 38 лет мы формировали поколения духовных потребителей, так же мы начнём формировать новые поколения, которые будут гордиться русской светоносной культурой.
— На встрече с членами СПб. отделения Культурного фронта вы говорили о необходимости законодательного запрета сатанизма…
— Да, и мы с участием Культурного фронта России уже провели в Государственной думе конференцию, подготавливающую законодательный запрет сатанизма, процветающего в нашей стране. Мы показывали депутатам смонтированный нами видеоролик о сатанинских сектах, о духовном терроризме, об отрицании Господа Бога. Полусатанизм проник и в наш шоу-бизнес. Вспомните: совсем недавно, когда после трагедии в «Крокус-сити» ещё и сорока дней не прошло, гражданам России уже показали рекламу нового сатанинского представления — и где? Ни более ни менее, как на сцене Кремлёвского дворца съездов! Мы незамедлительно обратились и в правоохранительные органы, и к генеральному директору Кремлёвского дворца съездов господину Шаболтаю с заявлением о недопустимости показа в сердце России сатанистской оргии! Наше обращение подействовало, и уже через два-три дня я получил ответ от директора Дворца съездов о том, что программа отменена. Но ведь она была намечена не только в Москве, но и в 26 городах России! Мы направили к губернаторам всех этих городов просьбу, чтобы они серьёзно отнеслись к данной проблеме… Такие акции особенно недопустимы сейчас, когда президент объявил, против чего восстала Россия, с чем мы боремся. Поэтому необходим закон о категорическом запрете сатанизма и приравнивании его, так же как и ЛГБТ, к разряду террористических организаций.
— Вы считаете, что такой закон принять возможно?
— Я думаю, что да, возможно, поскольку параллельно с нами над этой проблемой работают представители многих фракций Госдумы. Мы совместно отправили наше предложение в правоохранительные органы, чтобы они серьёзно задумались о нынешнем положении дел.
— Все мы помним, в каком жалком положении находилось наше кино в девяностые и нулевые годы. Но в следующее десятилетие как будто наметились какие-то положительные сдвиги… Кинозрители уже почувствовали надежду на дальнейшее развитие… Но вместо этого — очередной провал. С чем, по-вашему, это связано?
— С тем, что культура как была, так и остаётся в тисках рыночных отношений — а рынок, он требует эффектной пустоты, развлекательности. И о каких надеждах вы говорите, о каких положительных сдвигах? Разве в 10-е годы появились фильмы, подобные тем, что снимали Сергей Бондарчук или Григорий Чухрай?..
— Нет, конечно, ничего подобного этим шедеврам не было. Но вроде бы стало можно что-то смотреть без отвращения…
— Ну это, простите, примитивное суждение! Было что смотреть? Эффектную пустоту! Посмотришь — и тут же забываешь и не хочешь смотреть ещё раз. Вспомните, что говорили в Министерстве культуры в начале 2000-х годов: что «культуру надо подвинуть на панель». Так говорили в министерстве! И культуру подвинули. А безответственность, бесконтрольность «творцов» привела к увеличению преступности, наркомании и всех социальных пороков. Распад начался, когда в 1988 году вышел фильм «Маленькая Вера», — фильм, шокировавший публику. А наши режиссёры увидели его и подумали: «О, так ведь теперь можно и так снимать!» И сразу же за тем мой любимый талантливый режиссёр Пётр Тодоровский устремился на штурм ещё активнее: он создал фильм «Интердевочка». Я, при всей любви и уважении к Петру Ефимовичу, с которым мы были друзьями, говорил тогда, что образ женщины в русской культуре всегда был образом России. Вспомните Татьяну Ларину, Сонечку Мармеладову, Лизу Калитину, Наташу Ростову — это образы России!.. И поэтому «Интердевочка» стала очень серьёзным ударом по русской культуре. А дальше стали появляться те фильмы, с которых началось воспевание бандитизма: «Брат», «Брат-2», — сейчас их уже признали классикой. Дальше Балабанов снял «Груз 200» — откровенную некрофилию; «Жмурки», где опять-таки русские бандиты убивают всех подряд… Дальше — «Бригада» с обаятельным актёром, которого я очень ценю, — Серёжей Безруковым. И чем этот ряд закончился? Появилось новое многосерийное произведение «Слово пацана», о котором я и говорить не хочу.
Ответственности у деятелей культуры нет. Пора серьёзно относиться к кинематографу, который является не только зеркалом нашего народа, но и образцом для подражания. Кино формирует грядущие поколения — об этом надо помнить руководству государства. Пентагон вкладывает огромные деньги в кинематограф — они знают, что делают! А у нас? Как нам идти в атаку с тем бюджетом, который вкладывают в российское кино? Ведь общий бюджет российского кинематографа, поддерживаемого государством, равен бюджету трёх американских блокбастеров. Как же мы поднимем наше кино? Что это за подход? Должно быть стопроцентное финансирование фильмов, нацеленных на правильное воспитание зрителя. И поэтому я в 2022 году с трибуны Думы обратился к своим коллегам и предложил выделять 3% ВВП на культуру. Это нужно не только для кинематографа: все деятели культуры ходят с протянутой рукой — при том, что они работают на государство и искренне желают помочь государству в воспитании грядущих поколений. 3% от ВВП — это нужно и для сохранения нашего культурного наследия, которое безвозвратно гибнет. Я избран депутатом от Ярославской, Ивановской и Владимирской областей; когда я общался с митрополитом Ярославским и Владимирским, то узнал, что только в Ярославской области стоит 700 храмов-скелетов, которые нужно консервировать, сохранять, возрождать. Тем более что государство в лице первого президента Ельцина объявило о том, что оно виновато перед Церковью в уничтожении культурного наследия и что оно обязуется всё восполнить, всё восстановить. Но пока этот процесс идёт очень вяло.
— При всей важности музыки, кино, изобразительного искусства и т.д. литература всегда имела для русской культуры особое значение, может быть, даже ведущее. Между тем (или именно поэтому) литература сейчас исключена из культурного процесса. Писатель — это хобби, это не профессия, и отношение к нему у государства соответственное. Возможно ли как-то изменить это положение к лучшему? (Обещаний-то много, но на деле чувствуется какая-то железная стена на пути решения этого вопроса.)
— Мы сейчас пытаемся законодательно закрепить тот факт, что писательство — это профессия, наравне со всеми прочими. Да, сегодня у литераторов нет никаких социальных гарантий: вы работаете для себя и если что-то издадите — это ваша проблема. И мы хотим узаконить профессию литератора. Она должна быть одной из самых почитаемых. Я думаю, что мы этого добьёмся, потому что фракции «Справедливая Россия», ЛДПР и коммунисты поддерживают эту инициативу. Я уверен, что вскоре проблема будет разрешена.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН