Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Иерей Александр Стебнёв, клирик храма св.прав. воина Феодора Ушакова, по первому своему образованию врач-психиатр. Он с отличием окончил Военно-медицинскую академию и успел немало потрудиться в качестве врача, пока, уже в зрелом возрасте, не пришёл в Церковь. Наш разговор с о.Александром посвящён теме равно и медицинской, психиатрической, и духовной… Мы говорим о самоубийствах.
— Как вы считаете, уместно ли сейчас обсуждать столь неприятную тему? Разве она сегодня злободневна?
— Она, к сожалению, весьма злободневна: если посмотреть на статистику, то современная Россия занимает одно из первых мест по количеству самоубийств.
— Но к церковному сообществу это ведь не относится? Неужели среди православных есть люди, добровольно оставляющие жизнь?
— Увы, есть. Для примера могу вспомнить, как мой учитель — профессор психиатрии Василий Глебович Каляда, преподающий пастырскую психиатрию, — рассказывал о том, что в 1914 году покончил с собой епископ Иоанникий (Ефремов) — человек весьма праведной жизни, много потрудившийся на благо Церкви, но впавший однажды в тяжёлую депрессию… Его смерть потрясла всех верующих людей того времени.
— Чем же можно объяснить его поступок?
— Я бы объяснил это болезнью, которая не была диагностирована вовремя, не была увидена и не была подвергнута лечению, — как и во всех других подобных случаях. Не случайно Церковь сочла возможным отпеть еп. Иоанникия по архиерейскому чину.
— Давайте же поговорим о диагностировании!.. Можно ли заранее увидеть, что в твоём окружении есть человек, уже решивший свести счёты с жизнью? Можно ли как-то его узнать?
— Прежде всего, узнать об этом можно, когда сам человек об этом скажет. Душевную рану трудно хранить в тайне, рано или поздно больной захочет раскрыться.
— Но я слышал, что тот, кто говорит о самоубийстве, на самом деле просто хочет пошантажировать своих близких, а расставаться с жизнью он вовсе не намерен… Роковой шаг совершают «молчуны»… Разве это не так?
— Отчасти так. Но даже к демонстративно-шантажным попыткам нельзя относиться спустя рукава: человек, который всем напоказ влезает на подоконник, может ведь и поскользнуться… И вот что надо помнить: любая такая попытка — это крик о помощи, это мольба… Несколько лет назад в одном из больших городов случилось следующее: девушка залезла на мост и заявила всем окружающим, что хочет спрыгнуть. К счастью, рядом проезжал местный епископ. Он остановился, поговорил, успокоил её, потом передал девушку врачам, и дело закончилось благополучно. Вот как всем нам следует поступать в подобных случаях — владыка показал хороший пример.
Но, конечно, не всегда люди, решившие уйти из жизни, действуют столь демонстративно. Как же быть? Помните: никакое самоубийство на пустом месте не происходит, чаще всего оно — следствие глубокой депрессии. Видимо, нужно уметь распознавать депрессию, одолевшую нашего близкого, задолго до того, как она приведёт его к мысли о самоубийстве. А как увидеть депрессивное расстройство? Если у человека наблюдается длительное снижение настроения, если он становится замкнутым, если ему всё сложнее заниматься своими обычными делами, он меньше общается с окружающими, всё больше замыкается в себе, хуже выполняет свою работу… Вот на эти симптомы надо непременно обратить внимание! Разумеется, первым заметит их близкий к больному человек — родственник, друг, член одной церковной общины. Если мы привыкли видеть человека одним, а он вдруг становится совсем другим — значит, стоит обеспокоиться, деликатно расспросить его, узнать, не требуется ли ему какая-нибудь помощь… Необходимо провести, так сказать, «предварительную разведку» — таким образом мы сможем пресечь трагический исход ещё прежде того, как опасность чётко определится.
— А если уже есть уверенность в том, что твой близкий задумал что-то нехорошее, — как отговорить его от этого шага?
— Прежде всего надо спросить: что вообще привело его к этой мысли? И почти наверняка мы услышим, что человек столкнулся со сложной жизненной ситуацией, — такой сложной, что она кажется ему неразрешимой. Самоубийство — это единственный выход в глазах данного человека. Но другие-то выходы есть! Они есть, только он их не замечает, его взгляд на проблему очень ограничен. Я люблю приводить такой пример… Вы, наверное, наблюдали за художником, который пишет картину? Он время от времени отходит от холста и смотрит на работу как бы со стороны, под другим углом, на расстоянии — это позволяет ему обозреть холст целиком, во всей совокупности деталей. А человек, погружённый в депрессию, который уже подумывает об уходе, похож на художника, который уткнулся в холст носом и, рассматривая одну часть картины, не замечает другую. И человек сторонний, но не равнодушный должен сказать ему: «А давай подумаем, как можно посмотреть на твою беду по-другому!».И тогда станет ясно, что самоубийство вовсе не единственный выход из кажущегося тупика, будь то финансовые трудности, любовные неудачи или ещё что-то. Но чтобы понять это, нужна дружеская помощь. Классический случай такой помощи мы находим в святоотеческой литературе. У свт.Иоанна Златоуста есть два замечательных письма… Это даже не единичные послания, а целые сборники писем: «Письма к Стагирию подвижнику» и «Письма к Олимпиаде». Кто такой Стагирий? Это друг святителя. От общих друзей Златоуст узнал, что со Стагирием происходит что-то не то: он впадает в глубокое уныние, терпит бесовские нападки и уже задумался о самоубийстве… Святой Иоанн не мог лично поговорить с другом, а потому немедленно начал писать ему письма… Написал он три письма — достаточно длинные, нагруженные богословской терминологией, библейскими примерами… Видимо, Златоуст знал, что делает, знал, что Стагирий привычен к подобному чтению. Ведь когда я читаю эти письма, мне как врачу сложно представить, чтобы больной в депрессии смог всё это воспринять… Но Златоуст лучше знал своего друга и понимал, что€ его может утешить.
— Отец Александр, сейчас у вас есть возможность через нашу газету напрямую обратиться к жертвам депрессии. Что бы вы им сказали?
— Я бы сказал прежде всего следующее: «Вы видите выход только в самоубийстве? И никакие иные варианты вам не заметны? А они существуют! И их стоит поискать: поговорить с другим человеком, позвонить на телефон доверия, в кризисную службу — таких служб в городе достаточно. Можно пойти на приём к психологу, на беседу или даже на исповедь к священнику. Смотрите, мы с вами уже назвали как минимум четыре выхода: разговор с друзьями, со священником, с психологом и специалистом службы поддержки. А это уже немало! Прежде чем сделать непоправимую ошибку, дайте себе возможность узнать о других путях. Ведь в жизни мы, принимая решения, взвешиваем все «за» и «против»? Тем более в вашем случае надо всё взвесить. Обязательно!»
— Вы вспомнили о письмах свт.Иоанна Златоуста… А можно ли человеку в депрессии посоветовать читать святоотеческую литературу — для утешения, для оздоровления души?
— Да, можно, но лучше читать Священное Писание. Святоотеческая литература будет
для такого человека трудновата. Ведь депрессия состоит из так называемой
депрессивной триады: во-первых, это нарушение мышления — оно становится
замедленным, человеку сложно воспринимать информацию, внимание у него
рассеянное; во-вторых, это нарушение активности — человеку сложно заставить себя
что-то сделать; и в-третьих, это стойкое снижение настроения. И надо понимать,
что когда все три эти компонента присутствуют, человек почти не способен читать!
Но сейчас, к счастью, технологии развиваются и книги можно не читать, а слушать
—
депрессивному человеку это доступней. Слушать же надо тех церковных авторов,
которые смогут дать больному надежду. Мне кажется, митрополит Антоний Сурожский
является одним из таких светлых авторов, которые многим помогли и продолжают
помогать.
— Если непоправимое всё-таки случилось — что бы вы могли посоветовать родственникам погибшего? Ведь это же ужасно, когда твой близкий таким образом уходит из жизни…
— Что же тут остаётся?.. Молиться, читать Священное Писание. Этим людям надо найти священника, который будет готов с ними заниматься, или пойти к специалисту-психологу. Есть международный день предотвращения самоубийств — 10 сентября. В этот день в Петербурге и других городах проходят встречи, лекции, организуются группы для людей, переживших самоубийство близких. А если говорить о церковной общине, то и она не должна оставаться в стороне.
— А как молиться родственникам самоубийцы? Ведь они лишены такого утешения, как возможность отпеть покойного…
— Если самоубийство совершил душевнобольной, то отпевать его можно. Мы не всегда в состоянии понять, был ли тот или иной самоубийца душевнобольным, но есть ведь такая вещь, как милосердие. Я знаю, что существуют священники, которые говорят: «Будем молиться! Пусть это будет келейная молитва, но мы не должны оставлять людей с их горем за оградой церкви. Надо их научить такой молитве, которой они смогут помочь и себе, и, как мы верим, тому человеку, который ушёл из жизни». А они потом смогут помочь и другим людям, попавшим в такую же беду. Потому что только тот человек, который с этим справился, понимает другого.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН