Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Небесное воинство

КАК НАЙТИ СЕБЕ ДРУГА НА НЕБЕСАХ?

Не раз приходилось мне слышать, причём от людей воцерковлённых, начитанных в святоотеческих писаниях, такие слова:

— Я как-то не очень люблю своего святого… Не то чтобы я его вовсе не люблю, но не хватает тепла в наших молитвенных отношениях. То ли дело Николай Чудотворец (или Серафим Саровский, или блаженная Ксения, или какой угодно святой)! Вот с ними у меня настоящая духовная дружба! А от моего святого я почему-то далёк…

И поскольку слышать такое мне приходилось не раз и не два, я решил побеседовать с клириком храма Рождества Христова у Варшавского вокзала прот.Дионисием Бурмистровым о том, как выстраивать духовные отношения с тем святым, имя которого ты носишь.

— Отец Дионисий, давайте начнём издалека. Ответьте сперва на такой вопрос: а зачем мы вообще обращаемся к святым? Мы же можем напрямую говорить с Самим Господом! Неужели святые могут сделать для нас больше, чем Сам Господь?

— Скажите, а разве ваш жизненный опыт не показывает вам, что есть люди, которые веруют не так, как мы, а сильнее? Они не с сомнением, а с убеждением полагаются на Господа, устраивают жизнь по Его слову, смиряют себя, только бы прийти к Богу, только бы остаться с Христом. Мы таких людей называем своими старшими братьями во Христе, духовными отцами… В жизни мы на таких людей полагаемся, мы их просим: «Помолись за меня, воздохни обо мне, посоветуй, подскажи, как мне преодолеть своё затруднение!» Что мы получаем от такого общения? Вы знаете: бывает хорошо просто побыть с ним рядом, подышать с ним одним воздухом… Это не обязательно старец, это может быть и старица, набожная, духовно опытная старушка. Несколько раз я заходил в дома к таким старушкам, и ощущение было такое, будто я попал в храм, — даже запах в комнате словно в храме. Пока такой человек живёт рядом, мы не знаем, что он святой, но мы чувствуем, что он совершенствуется, и стараемся не отстать от него на этом пути. Но вот эти люди заканчивают своё земное течение, отходят ко Гос­поду… А ведь смерть не может нас отлучить от любви друг к другу во Христе. Человек умер, а любовь живёт по-прежнему, и наше общение продолжается: мы обращаемся к святому человеку ровно так же, как мы обращаемся к живым людям, опередившим нас духовно. И тут самое время вспомнить слово апостола Павла к Евреям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13,7). Вот прямое указание апостола на то, что к святым надо обращаться, что почитать святых нужно.

— Обычно люди говорят: «День Ангела», а имеют в виду день нашего святого…

— Да, нужно различать ангела-хранителя, который приставлен к нам от нашего крещения, и нашего небесного покровителя. Для ангела-хранителя наша жизнь открыта, и он может особым образом вмешаться в неё. Мы его плохо видим, но он управляет стихиями, всей этой химией, физикой, которые нас окружают. А небесный покровитель —
это другое: его мы видим лицом к лицу. Конечно, смутно, конечно, через мутное стекло… И всё же это человек, подобный нам, и для нас он понятен.

В Церкви есть обычай: при крещении обязательно нужен восприемник. И нужен он не для того, чтобы ребёнка на руках подержать, а как гарант того, что крещаемый будет добрым христианином, не предаст нас во время гонений, не будет хулителем… И монахам, когда они постриг принимают, даётся наставник, который вводит его в образ духовной жизни общины. Наверное, по этому же образцу, с этой же целью подаётся всем христианам небесный покровитель — чтобы мы научились духовной жизни на его примере. Нам надо быть похожими на него. Это не наш выбор, как не выбирают восприемника при крещении или имя, которое нам родители нарекли. Надо приложить усилие, надо молиться, надо читать житие… Сначала служба, а потом, может быть, получается и дружба, потому что это не тягостная служба, это служба любви. У нас появляется наставник, тот, кто будет нашим детоводителем, тот, кто будет подводить нас ко Господу, делиться своим опытом, как и он сам от Господа научился. И поскольку он святой, мы, изучив его, непременно получим духовную пользу.

— А знаете, как бывает: достался человеку святой, у которого житие умещается в одну строчку: «Крестился, принял мученический венец» — и всё. Порою даже и строчки нет, а есть одно имя в длинном списке казнённых христиан… Как у такого святого учиться?

— Ну и что же, что жития нет? Всё равно у каждого из них есть сокровище благое, есть радость: радость мученика, радость преподобного, радость святителя Божия. И в любом случае — радость свидетеля присутствия Божия, неизреченная радость, которая выше всех страхов земных. Вот ты и учись и жаждай только этой радости. Какой-то венец святости тебе всё равно надо принять, потому что в Царствие Небесное входят одни святые. Мы не всех ушедших почитаем как святых, но кто вошёл в Царствие Небесное, тот и святой.

Вы знаете такого святого — мученика Виктора? О нём известно вот что: он был палачом и казнил христиан. Однажды он отложил свой топор и сказал: «Я тоже христианин!» — и тут же сам подвергся казни. Очень короткое житие, но как много из него можно почерпнуть! Почему Виктор принял такое решение? Что подвигло его? Если размышлять об этом, то можно получить немалый духовный опыт.

Допустим, ваш святой известен мало… Но, может быть, тогда и чувство ваше к нему задушевнее будет, и легче до вас дойдёт то, что он наверняка хотел донести.

Разумеется, почитать своего святого, забывая Христа, — это безумие, это оскорбление и самого небесного покровителя, потому что для него высшая любовь — это любовь к Христу. И ты в ежедневном обращении к своему святому научаешься этой любви.

— Существуют ли в Церкви особые правила для выбора святого покровителя?

— Строгих правил нет, но есть обычаи. Например, старые священники говорят: «Пускай мама нарекает имя ребёнку. Она рожает, она мучается — пусть она и имя выбирает». Хотите — воспользуйтесь этим советом, но это только совет, а не закон. Обычно выбирается тот святой, чей день идёт первым после дня рождения. А есть более древний обычай — брать имя именно того святого, на день которого пришёлся день рождения, или на восьмой, или на сороковой день. В старые времена этого правила придерживались жёстко, поэтому в русских деревнях встречались порой имена довольно редкостные. И мне это нравится! В духовной жизни это становится даже приобретением: ширится круг святых, которым мы молимся. Сейчас стало проще: хочется вам почтить того или иного святого — что ж, можно. Бывает, что имена дают по семейной традиции, и это очень красиво, и нет причин это запрещать.

— Расскажите немного, как вы сами строите отношения со своим святым? Кем был этот святой Дионисий?

— Мне дали имя не в церкви — я крестился в 25 лет самостоятельно, — но я всё равно благодарен родителям. Когда после крещения я начал изучать житие своего святого, для меня это стало настоящим открытием. Это священномученик, епископ Афинский, просветитель Галлии, Дионисий Ареопагит. Это столп христианского богословия, он вышел из образованного афинского общества, и юность его пришлась на то время, когда Гос­подь страдал и апостолы по­шли проповедовать. Это он, увидав солнечное затмение в час распятия Господа, сказал: «Наверное, какое-то божество страдает!» Потом, встретившись с апостолами, он принял крещение и поднял многие труды — и богословские, и миссионерские. Я очень почитаю его, стараюсь каждый день читать ему тропарь и молитвы. Кстати, я стараюсь молиться и небесным покровителям своих детей, и для меня это уже необходимая часть молитвенного правила

— Так что же вы посоветуете людям, которые так и не нашли в себе любви к своему святому покровителю?

— Надо углубиться в познание того, чьим именем они наречены. Вот ты на работу пришёл, дали тебе наставни-
ка — тебе не надо рассматривать, хорош ли он, добр к тебе или не добр… Дело-то он научит делать? Вот и хорошо, вот и пользуйся. А наше главное дело — познать Христа через своего святого.

— А если мне ближе другой угодник Божий?

— Ничего страшного: ни один святой не возревнует, если ты, будучи Иваном, подружишься со св.прп. Сергием Радонежским. Я думаю, что св.ап. Иоанн Богослов будет только рад этому. По характеру мы бываем разными, и святые тоже. В характере Николая Чудотворца мы видим и резкость, и решительность… У него совершенно иной характер, чем у Иоанна Богослова, который тих, который одно твердит: «Имейте любовь между собой, любите друг друга». И если тебе подходит решительный святой, пусть Николай Чудотворец будет твоим другом. Все они к одному ведут и в одной радости находятся, и если мы идём за Господом, то это для святых радость великая. А если нет ощущения близости, если нет дружбы, то, я думаю, нужно ничтоже сумняшеся молиться Христу Богу. Тогда ты поймёшь, что Бог есть Любовь. Отец, Сын и Святой Дух — чем они связаны? Божественной любовью, блаженнейшей и недостижимой для нас, — но мы к ней призваны, мы к ней устремляемся. И почувствовав её, почувствовав своё призвание к любви, мы не сможем никого от любви отделить. И когда ты этому научишься, ты уже не будешь спрашивать, кому поставить свечку, кому помолиться… Другу своему небесному молись! А этот друг, он в любви с Богом, — не просто в дружбе, а в любви. И он воздохнёт о тебе к любимому Господу, и твоя жизнь в Боге устроится, ты познаешь то, что ещё не познал.

— Слышал я такой совет: называйте детей именами известных святых! Известный святой, он сильнее малоизвестного, от него помощи крещаемому будет больше. Что вы об этом думаете?

— В этом есть смысл, но только воспитательный, в противном случае это какое-то суеверие. Мы спасаемся таинственно. Расстояние между нами и Богом преодолевает Бог, а мы только желание выражаем. Любой святой обладает той же самой силой, и это сила Духа Святого. Ходатайство самого безвестного святого будет величайшим — если горяча любовь человека к нему.

Я думаю, есть только одно основание называть ребёнка именем известного святого: его жизнь известна, и тут есть над чем поразмышлять, есть чему поучиться. Воспитательное значение! А от малоизвестного святого чему научишься? Только мистическим образом можно это сделать. Но можно! Наше дело вообще так устроено, что и горчичное зерно вырастает в огромное дерево. Как и Причастие: маленький кусочек, — а это весь Христос. И если ты даже утонешь в Святых Дарах, то святее от этого не станешь. Надо иметь смирение и уважение к святыне. Имя безвестного святого — это то же горчичное зерно, которое может прорасти в вашей душе в огромное духовное дерево.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

следующая