Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Духовный совет

НИКАКОЕ ЗЛО НЕ СИЛЬНО ПЕРЕД ГОСПОДОМ

С чего начать разговор с батюшкой? Ну конечно, с его прихода: как там дела обстоят, что нового творится, какие радости, а какие, может быть, и беды случились за последнее время? Вот и беседу с отцом Александром Захаровым я начал с таких вопросов, хотя, признаюсь, на уме у меня была и иная тема, но я её отложил на потом…

— Расскажите, батюшка, что нового у вас на приходе, в сологубовском храме во имя Царственных страстотерпцев?

— Начали мы один социальный проект — работу с престарелыми. С алко- и наркозависимыми мы уже давно работаем, но, может быть, не все знают, что теперь есть у нас и богадельня, или, по-современному выражаясь, пансионат для пожилых людей. А на носу (если наш правящий архиерей владыка Мстислав благословит) организация помощи нашим раненым — тем, которые возвращаются с Украины инвалидами. Над этим вопросом мы сейчас работаем, — но он находится ещё в стадии рассмотрения.

— Не могу не спросить у вас о вашем творчестве. Вы сейчас пишете что-то новое?

— Нет, сейчас не пишу. Что касается писательских планов, то их у меня никогда не было: я сажусь писать внезапно для самого себя. Я и писателем-то стал по недоразумению, случайно, никогда прежде не помышляя о литературной карьере. Особенно стихи, — они сами пошли. А проза появляется на злобу дня: когда некая проблема, существующая в нашем обществе, начинает особенно сильно волновать меня. Когда стал священником, люди начали обращаться ко мне с вопросами — я старался отвечать каждому и вскоре заметил, что вопросы зачастую повторяются. Тогда-то и пришла мне в голову мысль: чтобы не тратить попусту время, надо написать книгу, где были бы ответы на самые частые вопросы. Услышал в очередной раз такой вопрос, вручил вопрошающему книгу: «Вот, читай. Здесь всё сказано!»

— Приходят ли к вам читательские отзывы на последнюю вашу книгу?

— Вы имеете в виду «Диктатуру совести», вышедшую под псевдонимом Иван Русский?

— Да, именно её. Кстати, о чём она, вкратце?

— Эта книга представляет собой диалог или даже спор двух друзей, которые разошлись во мнениях о том, какая форма правления в России является наиболее целесообразной: или единодержавие, или народоправство. Вот её главная, стержневая тема, — а попутно некоторые иные вопросы решаются, но главное — это: монархия или демократия, что более сродни России? Основная цель автора сводилась к тому, чтобы как можно более объективно представить читателям и одну, и другую точку зрения, чтобы люди, прочитав, имели некую базу данных для самостоятельного выбора, основанного не на одних эмоциях, а и на полученной информации.

— И кто же побеждает в этом споре?

— А в книге нет ни победителя, ни побеждённого. Герои остаются каждый при своём мнении. Оканчивается книга смертью обоих собеседников, и рассказчик, который от своего имени ведёт повествование, говорит, что когда второй из спорящих умер, то в завещании велел похоронить его рядом со своим противником. И это рассказчика утешило: может, хоть там, на том свете, помирятся спорщики, узнав некую истину, Промысл Божий о России.

— А вы как автор на чьей стороне — монархиста или демократа?

— Я на стороне единодержавия… Кому интересно, почему именно я на стороне единодержавия, рекомендую почитать «Диктатуру совести».

Кажется, теперь настало время для особо интересующего меня вопроса, — и вот от разговора о литературном творчестве я перехожу к разговору о тщеславии…

— Может быть, вы слышали, батюшка, такую историю… Лев Толстой однажды сказал, что его старший брат — писатель куда более талантливый, чем он сам. Толстого спросили: «Но почему же тогда мы ничего о нём не слышали?» И Лев Николаевич ответил: «Он не хочет писать для публики. Он совершенно лишён честолюбия!»

— Очень хорошая история! — рассмеялся отец Александр.

— Так может быть, честолюбие — это не такое уж плохое качество, если без него человек не совершает великие дела, которые мог бы совершить?

Батюшка продолжает смеяться:

— Мне сразу пришла в голову мысль: именно это качество —
хорошее оно или плохое, судить не берусь — притащило меня сегодня к вам в редакцию, чтобы очередной раз вылезти на публику!..

— Вы — иное дело. Священник обязан проповедовать, и не только своим прихожанам.

— Так ведь столько правильных и умных слов сказано, в том числе и про тщеславие тоже!.. Тут мне, грешному, при всём моём честолюбии и тще­славии, сочинить что-то новое не удастся.

— Но как же всё-таки расценить эту страсть? Что делать, если хочется человеку, чтобы о нём говорили?

— Наверное, надо расценить её так: греховная страсть однозначно является греховной страстью, и дело это нехорошее. Но, как говорил святитель Филарет Московский, — и это у него в катехизисе написано, я запомнил эти слова ещё с семинарии: «Промысл Божий всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Всё-таки неплохо, что Лев Толстой написал «Войну и мир», даже если его к этому подталкивало тщеславие. Но ведь любой грех — это плохо, не только тщеславие! Однако никакое зло не сильно перед Гос­подом. Если человек смирится и согласится за всё Бога благодарить, по Его воле жить, то Господь как-то управит. Было бы покаяние.

— Тогда, может быть, и ничего, что мы грешим? Может быть, не надо так страдать из-за этого, если Бог всё приведёт к лучшему?

— Это штука непростая… Это старый вопрос: как сочетать свободу выбора человека с Промыслом Божиим? Бог-то всё приведёт к лучшему, но вот что сотворит грех с нашей собственной душой? Ведь предупреждения о том, что кого-то ждёт геенна огненная, — это не шутка! Кто-то из нас в неё и угодит! Нельзя рассчитывать на то, что мы вечно будем грешить, а Бог вечно будет обращать наши грехи к добру…

Как тут какой-то критерий найти? Ну может быть, совесть является таким критерием? Где-то я читал, что если человек по совести поступает, то даже если он и ошибается при этом — всё равно Господь как-то выведет его на правильную дорогу.

— Выходит, прежде чем начать какое-то дело, нужно сперва очистить душу от стремления к славе? Так ли это?

— Это желательно, но очень трудно. Опять-таки не помню, у кого я это вычитал (по-моему, у прп.Иоанна Лествичника), что тщеславие — это такая вредная штука, к которой с какого боку ни подойди, она всюду уколет… Если человек одевается богато — он кичится своим богатством; если оденется бедно — станет кичиться своей скромностью и смирением. Куда ни кинь — всюду клин, тщеславие лезет со всех щелей… За ним надо не­усыпно присматривать до самой гробовой доски и строго цыкать на него, как только оно поднимет голову.

— Сейчас очень сильно способствует раздуванию тще­славия Интернет. Сидишь перед экраном и подсчитываешь лайки: «О, ещё один лайк я получил! — какое счастье!» Как с этим бороться?

— Я хоть тут-то счастливый человек: у меня нет времени на Интернет. Так что все эти лайки… Я слышал такое слово, но и только. И я не знаю, как их получают и как с ними бороться. Мне не то чтобы неинтересно — просто досуга нет и, видимо, возраст такой. Я понимаю, что можно научиться, но столько всего на мне — еле успеваешь справляться.

— Вы священник, а я прекрасно знаю, что священников всегда окружает толпа почитателей… Как вы справляетесь с этим бременем?..

— Знаешь, Алексей, Господь как-то Сам помогает. Иной раз как примутся захваливать — и нос мой уже начинает задираться… Но тут же — бах! — и прилетит сильнейший удар по самолюбию! Я этот механизм хорошо знаю. Вот не так давно, когда я высказал своё мнение по одному злободневному поводу, — какие посыпались на меня лестные слова!.. Куда там! — стал героем на всю Россию. И тотчас, когда я озвучил своё мнение по другому вопросу, на меня посыпалось нечто совсем противоположное. И я понял, что обижаться не надо — происходит то, что должно происходить, — и поблагодарил я Господа за то, что меня к порядку призвал.

— А ведь кажется, что самый болезненный удар — это удар по самолюбию, когда ты воображаешь себя великим, а тебе доказывают, что ты ещё весьма мал.

— Мне в таких случаях очень помогает высказывание: «Кто нас корит, тот нас дарит, а кто хвалит, тот окрадывает». Вот очень глубокая и правильная мысль.

— Но как быть, когда подходит к тебе человек и начинает похвалы расточать… Что прикажете делать? Бежать от него?

— Я тогда говорю: «Пожалуйста, все хорошие слова обо мне говорите в моё отсутствие. А мне это вредно».

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

Молитвы при тщеславных помыслах

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

Господи, не дай мне возмечтать о себе как бы о лучшем кого-либо из людей, но думать как о худшем всех и никого не осуждать, а себя судить строго.

Аминь.

†††

Ты, Спасителю мой, Который из послушания в продолжение тридцати лет в Назарете повиновался Матери Твоей, Преблагословенной Деве Марии, и хранителю девства Ея Иосифу и по вступлении в дело великаго Своего служения был послушлив воле Отца Своего даже до смерти, смерти же крестной, сотвори, чтобы и я, по Твоему примеру, во всем повиновался Тобою поставленным надо мною начальникам и исполнял все, в законе и Евангелии Тобою повеленное, так чтобы вся жизнь моя была непрерывным послушанием, которое соделало бы меня достойным причастником благодати Твоей в жизни настоящей и славы Твоей в жизни будущей.

†††

Господи, дай мне смиренного духа Твоего, дабы не потерял я Твою благодать и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге. Господи, Ты Милостивый; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя? Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения. Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою. Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа. Все святые, вы живете на небесах и видите славу Господню, и радуется дух ваш, — молитесь, чтобы и нам быть с вами.

следующая