Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вопрос — ответ

ПУСТЬ ДУША ЗА ЗАРПЛАТОЙ ХОДИТ

Вопрос: — Насколько приемлемо для христианина учение Рерихов о семье? Чем теософское понимание семьи отличается от православного?

Отвечает протоиерей Олег СТЕНЯЕВ: — Православное понимание семьи совсем другое, нежели у теософов. Для нас семья — это то, что разрушает эгоизм личности, замкнутой самой на себя, и наиболее уподобляет человека Богу. Христос говорит, чтобы мы были едины, как Он един с Отцом. Эти слова Спасителя обращены не только к Церкви, но и к малой церкви — домашней, как мы привыкли называть семью. А в домашней церкви что мы имеем? Когда человек живёт один — это эгоист, замкнутый сам на себя. Если появляется жена — этот эгоизм дробится уже на двоих. Когда появляется ребёнок — на троих, ещё ребёнок — на четверых и т.д. Чем больше детей, тем больше дробится эгоизм личности. Человек, проявляя заботу о детях, как бы выполняет роль отца. Почему я сказал «как бы»? Потому что в Священном Писании сказано, что всякое Отечество именуется от взаимоотношения Лиц Святой Троицы, а не наоборот. У нас некоторые богословы пишут: «Мы используем термины «Отец», «Сын» — из человеческого обихода — для того, чтобы понятней было». А на самом деле — нет. Всякое Отечество именуется от Бога, от тех взаимоотношений, которые имеет Святая Троица. Как мы живём, движемся и существуем, так и отцовство в его абсолютном понимании мы воспринимаем как поручение от Бога и стараемся любить членов своей семьи, как Лица Святой Троицы пребывают во взаимной любви друг к другу. Семья — это домашняя церковь, это граница ответственности, очерченная Богом. Сказано, что кто о своих, особенно домашних, не печётся, тот хуже неверного.

Что касается священства: по канонам, если человек не создал нормальную православную семью или пребывает в разводе, он не может быть рукоположен.

Вопрос: — Насколько необходимо посещение церкви, если веруешь в душе?

Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов († 2020): — Ну вот я всем, кто верует в душе, предлагаю всегда такое упражнение: есть в душе, пить в душе, жениться в душе, вот понравилась девушка — взял на ней в душе женился и пошёл. А ещё проще можно: в душе за зарплатой ходить в кассу, так в душе в кассу пошёл — и довольно, и предприятию прибыль будет, и тебе хорошо, ты в душе получил зарплату. Можешь в душе даже побольше получить раза в два, поэтому вера в душе — это вообще отсутствие веры.

Вопрос: — Некоторые верующие считают, что не у всякого священника можно причащаться: если за батюшкой замечают недостатки, то у такого причащаться не нужно, будто бы благодать Причастия от этого умалится. Так ли это?

Отвечает иерей Валерий Духанин: — В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Тайны. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и когда пресвитер пришёл в следующий раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушёл, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокажённый, который черпал воду и наливал её в сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокажённым, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьёшь этой воды? Что за дело до того, кто черпает её? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своём поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Дары не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров — Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому свт.Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподаёт тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

предыдущая    следующая