Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВОЗГРЕВАЙ ДАР БОЖИЙ, КОТОРЫЙ В ТЕБЕ

Как мы приобретаем духовное богатство? Пополняем ли мы то, что Господь нам посылает, ибо Отец Небесный дал одному один талант, другому — два, а третьему — три? Но за каждый талант мы дадим отчёт. И кому много дано, с того много и спросится. «…Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе…» (2Тим.1,6) — говорит ап.Павел в послании к Тимофею. Дары благодати Духа Святого мы все должны возгревать, то есть постоянно в помыслах, в сердце, в душах наших должно светиться и прославляться Имя Господне. Мы поём: «Хвалите Имя Господне, хвалите, рабы, Господа». Всякий из нас, как бы ни был он слабо одарён, обладает хотя бы одним даром, который он должен развивать. Великий Домохозяин не оставляет никого без дара. Нужно только увидеть этот дар и правильно применять. Одни учёные применяют свой дар, прославляя научными открытиями Творца. Другие оскверняют Божий дар, делая разное оружие, бомбы.

Таланты даются на добро. Господь говорил: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам». И мы поём: «Слава в вышних Богу и на земле мир среди людей доброй воли». Именно добрая воля привлекает к нам Божии дары — таланты. Но беда в том, что не все умеют пустить талант в рост. Часто не хватает радения развить полученное от Господа. Иногда скромность и робость являются тому причиной, а иногда и лень. «Полежу, отдохну, потом это сделаю» — часто именно так мы рассуждаем. А должны поступать по слову пророка Давида: «Изыдет человек на делание своё до вечера».

Как тлеющие уголья, которые надо шевелить, чтобы не дать огню погаснуть, так и нас ап.Павел хочет расшевелить, повторяя: «Возгревайте дар Божий», то есть не давайте ему застывать в бездействии, а развивайте, совершенствуйте без устали. Будь то дар слова, дар преподавания или какой-то иной творческий дар… какова бы ни была дана талантливая способность человеку, он должен её развивать, чтобы поставить на служение Господу. Иконописец ­ пиши иконы, художник ­ картины, писатель ­ книги, чтобы дети и взрослые научались хвалить Господа. Через мастерство своё тоже можно хвалить Господа: столяр ­ в столярных работах, каменщик ­ в каменных. Помните картину, на которой изображено, как маленький Спаситель около Иосифа трудится в столярной мастерской? С детства мы должны приучать детей к труду. Если мы их не научим трудиться, то всё будет понапрасну. Будут они жить по поговорке: «Тит, иди молотить! — Брюхо болит. — Тит, иди кашу есть! — Где моя большая ложка?» Лень надо отгонять, а к труду себя всегда нудить.

Как прискорбно видеть, сколько свежих сил пропадает даром! Сколько людей, получивших прекрасное образование, остаются в бездействии, тогда как они могли бы быть руководителями, просветителями, опорой современной молодёжи! А сколько молодых людей сейчас гибнет, потому что никто им не прививает доброе! Раньше стремились «сеять разумное, доброе, вечное», а ныне прививают только смехотворство. Многие пожилые жалуются, что дома уже не могут находиться от грома, свиста — от телевизора, который работает целый день, или от музыки современной. Что ж сделаешь? Раз не вложили хорошего в своих детей и внуков, то и приходится терпеть — никуда не денешься. Так таланты молодые губятся, разрушаются…

«О душа моя, возгревай дар Божий и помни, что главный дар Божий — это жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». А если мы осознаём, что у нас ничего нет, что мы все дары наши растеряли, то дар, который мы можем принести Господу, — это наше покаяние. И покаяние нужно нам всегда, тогда мы будем ненавидеть грех и дары наши будут к нам возвращаться. А если не будет покаяния, то Господь может «сократить времена и сроки». Каждый час, каждую минуту надо беречь, потому что они тоже дар Божий.

ИДИ К УНИЖЕННЫМ, ИДИ К ОБИЖЕННЫМ

— Все люди находятся в разных духовных возрастах, и руководить пастырю «младенцами во Христе» и теми, кто находится в подростковом или юношеском духовном возрасте, приходится по-разному? — такой вопрос задали мы о.Иоанну МИРОНОВУ. Батюшка секундочку подумал и вдруг начал отвечать стихами:

Иди к униженным, иди к обиженным, по их стопам, Где тяжко дышится, где горе слышится,
Пастырь, будь первым там! А можно, перефразируя последнюю строчку, сказать так: «Христианин, будь первым там!» Так-то оно вернее будет — не только пастырь, но любой христианин. Или как о прп.Серафиме сказано, что с плачущим он готов был плакать, унывающих нежно ободрить, их дух укрепить. Мы должны быть добрыми пастырями там, где плачут. А где пиры да компании, там и без нас хорошо.

Ко мне часто приходят пьяницы и наркоманы, и стали они мне — самыми близкими. У них бывают такие страшные лица, чёрные даже, как будто и не может быть их перерождения. А смотришь через месяц-два — лицо становится чистым и душа светлеет. Так может человек возрасти перед Господом, что и грех ему становится в тяжесть, он с ужасом смотрит на всё, что творил прежде. Духовное перерождение — великое дело. Для священника это великая радость от Господа — видеть, как люди преображаются.

А для всех «духовных возрастов» справедливо одно: если мы имеем покаяние, то мы приближаемся к Господу. А когда перестаём чувствовать свою греховность, то удаляемся от Бога. Преподобные отцы просили не чудотворений, не видений, а «зрети своя прегрешения и не осуждати брата моего». А когда мы начинаем считать себя величиной — это первое наше падение. Стоит только чуть-чуть возгордиться, и всё… Как старец оптинский говорил: «Сатана возгордился и с неба свалился, а мы погордимся — во аде очутимся». Коротенькие молитвы полезно повторять, как Иисусову молитву. Некоторым советую читать: «Гос­поди, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

— В чём особенность духовного окормления творческих людей — художников, учёных, музыкантов, журналистов?

— Я всегда говорю: «Прикладывайте к своему таланту великий труд. Если ты художник, но хотя бы неделю кисть в руках не держал, то рука у тебя уже не набита. Если музыкант не садится за клавиши каждый день, то он потеряет гибкость пальцев. Если певец каждый день не упражняет свой голос, то он его теряет». А тот, кто пишет и говорит, должен исполнять главное правило: защищать святыню. Сейчас журналисты не защищают Россию, а пытаются затоптать её глубже в грязь, расписывая всё так, чтобы выглядело ещё хуже, чем на самом деле. За это придётся отвечать перед Богом. Если ты видишь: падает человек, — должно поднять его, помочь ему, а не глумиться над ним. Православным же журналистам хорошо бы по поводу каждой статьи спрашивать совета и благословения. Ведь с благословения и пишется легко, и говорится. Но мало кто вполне исполняет это. Бывает, что и вообще не слушаются, идут наперекор духовнику. Приходится за это епитимийку давать, поклончики или ещё что-нибудь. Но я не очень-то строгий. Есть очень строгие духовники, у меня так не получается. Отлучил вот человека на полгода от Причастия и сам из-за этого переживаю.

— Когда надо проявлять терпение, а когда постоять за правду?

— Терпение всегда нужно. «В терпении вашем стяжите души ваши», — сказал Господь. Терпение вырабатывает и смирение, и кротость, и подвиг, и умение сказать слово правды, когда надо. Потому что и разъяснять несправедливость человеческую надо терпеливо: «Голубчик, вы не совсем правильно поступаете. Так ли православному надо себя вести?» Сказано: обличи со всяким долготерпением и умением. А то можно так обличить, что и сам потом падёшь в этот грех.

ВОТ ВЫ РУГАЕТЕ БАТЮШКУ, А ОН В ЭТО ВРЕМЯ МОЛИТСЯ

— Как поступать духовным чадам, которые слышат нападки на своего духовного отца?

— Очень просто отвечать: «Вы вот ругаете батюшку, а он в это время молится». Помните, как Нафанаил говорил, мол, что от Назарета может быть хорошего? А ему ответили: «Пойди и посмотри». Так и нам надо отвечать нападающим: «Сходите и посмотрите на плоды дел его. И сами убедитесь, есть на нём Божие благословение или нет». Но опять же кротко и смиренно это говорить надо.

— В каких случаях можно менять духовника?

— Я, например, благословляю, когда кто-то хочет от меня отойти. Вот как-то просила меня одна раба Божия: «Батюшка, можно я буду ходить к отцу Ф.?» — «Пожалуйста, моя сладенькая. Бог благословит». Не прошло и месяца, она со слезами кричит: «Батюшка, прими меня обратно». Конечно, я принял. Запросто уходить от духовника нельзя. Но даже если обстоятельства так сложатся, что человек должен будет уйти, то он обязан всю жизнь молиться за своего первого духовника и вообще стараться не терять совсем связь с прежним духовником.

«ИЩИТЕ И ОБРЯЩЕТЕ»

— Батюшка, многие верующие люди ищут и не могут найти себе духовного отца. Как быть?

— Господь говорит: «Ищите и обрящете, стучите и отверзется вам» (Мф.7,7). Вот так и здесь: кто желает, тот находит. Придёт, помолится один раз, другой. Душа человеческая — потёмки, но она чувствует искренность, особенно искренность священника. Если священник искренен, человек это чувствует и прилепляется к пастырю. Потому что его душа соединяется с душой священника и раскрывается этому пастырю. Господь сказал, что коли кто откроет дверь, Он войдёт и вечерю сотворит. Так и в духовном делании. Раз человек открывает тебе своё сердце, то становится твоим духовным чадом, доверяет тебе свою жизнь. Ко мне тысячи людей приходят. После исповеди ещё несёшь домой мешок грехов. Читаю их по несколько часов. Надо знать каждого человека. Некоторые перечисляют грехи с семилетнего возраста. Говорю: «Может, уже каялись в этом, так не надо». — «Нет, батюшка, лучше ещё покаемся, чтобы душа успокоилась».

— Как вы понимаете духовничество: как советование или как строгое указание принять то или иное решение, совершить тот или иной поступок?

— Конечно, советование. Но иногда для исправления человека нужно наложить на него хоть небольшую, посильную епитимью. Всегда нужно смотреть на состояние здоровья, духовное устроение, учитывать, насколько он пришёл в вере к Господу. Вообще чтобы дать душе полезное наставление, надо целиком обозреть душу человеческую. Нельзя рубить сплеча, назначая: тебе 100 поклонов, тебе 10… Часто всего-то нужно вместе с человеком поплакать, помолиться вместе с ним, поговорить.

— В каких случаях епитимья всё-таки необходима?

— Тогда, когда человек уже давно живёт церковной жизнью, но продолжает тяжко грешить. Он знает, что это грех, и тем не менее не оставляет его. Иной раз пришедший ко мне на исповедь человек даже просит: «Батюшка, назначьте мне 100 поклонов, мне никак не справиться с собой». И я благословляю ему такой подвиг. Но мне накладывать строгие епитимьи ой как не по душе. Ведь я и сам такой никудышный, так какое же право я имею требовать с других? Потому, думаю, надо потихоньку советовать.

Фото Алексея Красовского, 96-летие о. Иоанна Миронова, храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при заводе АТИ, Цветочная ул., 16. 25 ноября 2022 г.

следующая