Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

210 лет св.прп. Амвросию Оптинскому

ПРОСИТЕ МУДРОСТИ У СТАРЦА

Как-то не принято отмечать юбилеи святых, но, думаем мы, и худого в том ничего нет. Вот в этом декабре исполняется 210 лет со дня рождения великого русского старца, одного из самых любимых православным народом святых — прп.Амвросия Оптинского. Где петербуржцу удобнее всего поговорить о святом Амвросии? Конечно, в Успенском храме, на Оптинском подворье. А с кем лучше всего завести такой разговор? Мы решили, что правильно будет вызвать на беседу иеромонаха, получившего своё святое имя в честь самого преподобного, — благочинного подворья отца Амвросия (Пархетова).

— Скажите, отец Амвросий… Оптинских старцев целый сонм, но, как я замечаю, прп.Амвросий к народу ближе, чем остальные. Чем бы вы могли это объяснить?

— Тому, кто глубоко изучает оптинское старчество, тому все старцы становятся близки — он уже не выделяет Амвросия, Льва или Макария. Все они замечательны — вот судите сами… Основатель оптинского старчества прп.Лев (Наголкин) — человек глубочайшей веры, мощь и духовная, и телесная… Назидатель, молитвенник внутренний. Далее, прп.Макарий (Иванов). Он любил работу со святоотеческими книгами, наладил их издание, и это сделало Оптину пустынь одним из просветительских центров XIX века. При нём — впервые на русском языке! — вышли в свет такие духовные жемчужины, как книги аввы Дорофея, Исаака Сирина и других святых отцов. Прпп. Антоний и Моисей (Путиловы) — основатели скита и обители, организаторы монашеской жизни. Они по скромности своей оставались в тени о.Макария и о.Льва, хотя имели не меньшие духовные дары, — их смирение тоже надо отметить. Прп.Анатолий (Зерцалов) — учитель монашеского делания, Иисусовой молитвы, духовник Шамординской обители. Прп.Варсонофий (Плиханков) — бывший полковник царской армии, перенёсший, уже будучи иеромонахом, тяготы Русско-японской войны, строгий подвижник, мудрый монах. Прп.Анатолий (Потапов) — народный старец, толпы людей приходили к нему на исповедь во Владимирском храме. Считал соборование очень важным таинством — на соборование к нему люди приходили, одеваясь как на праздник. Великий утешитель народа! Гос­подь дал отцу Анатолию особый дар — умение внимательно слушать и утешать. Прп.Иосиф (Литовкин) — ученик прп.Амвросия. Прп.Амвросий говорил: «Я много воды лью, а Иосиф будет говорить очень сжато, зерно высеивая». Так и получилось: письма старца коротки, но полны сострадания и любви и содержат глаголы вечной жизни. Прп.Нектарий (Тихонов) — вдумчивый, очень эрудированный старец, он после революции окормлял интеллигенцию.

— А в чём же всё-таки духовная особенность прп.Амвросия (Гренкова)?

— Скажу, во-первых, что срок его служения народу был самым большим, около сорока лет. И учтите, что эти годы пришлись, с одной стороны, на расцвет оптинского старчества, а с другой стороны — на эпоху великих перемен и потрясений в Русском государстве. Тут и отмена крепостного права, и изменения в политической жизни, и войны с Турцией… А вы знаете, что любые перемены в государстве ведут к изменению сознания людей. Многие в это время терялись, искали помощи — и находили её, в частности, у Оптинских старцев, одним из которых в то время был прп.Амвросий. Во-вторых, нельзя не сказать о необычайной широте воззрений старца: он мог дать советы по любому вопросу, был сведущ и в ведении хозяйства, и в строительстве, и т. д. И в духовных вопросах, конечно: хорошо знал святоотеческую литературу, сам участвовал в переводе «Лествицы» прп.Иоанна Синайского — делал адаптированный перевод этой книги для народного усвоения. И в-третьих, — скорби и болезни преподобного. Люди видели этот подвиг: терпя множество заболеваний, зачастую не имея сил подняться с постели, он, тем не менее, посвятил себя ближнему и каждый день принимал народ (кроме тех дней, когда ему совсем было плохо. Бывали времена, когда он и по две недели не принимал и, скорее, в это время был больше мёртв, чем жив). Эта открытость, эта готовность быть всем слугой поражает! И, наконец, в-четвёртых, — умение старца говорить на нужном языке с каждым, кто к нему приходил, — а у него были и интеллигенты, и простолюдины — он никому не отказывал. Привлекала людей, конечно, и некая ещё оригинальность в его суждениях, и то, что он иногда говорил стихами, — хотя это не главное…

— А можно ли сказать, что прп.Амвросий был самым великим из Оптинских старцев?

— Все старцы жили в одном духе — это надо понимать. Оптинское старчество — оно из полы в полу передавалось. И старцами становились только те, кто мог вместить дар рассудительности, особый Божий дар. Если даже у кого-то из старцев были особые дарования, то это лишь подчёркивало его индивидуальность, но не умаляло этого общего для всех дара рассудительности. Их поэтому Господь и прославил всех вместе… Выделять кого­то, — мы никогда не выделяем: это несправедливо, потому что они жили одной семьёй, одним духом.

— Если взять письма св.Амвросия, его речения — можно ли выстроить их в какую-то духовную систему, в особое учение?

— То есть что-то подобное учениям свт.Феофана Затворника или свт.Игнатия Брянчанинова? Думаю, нет, потому что святые Феофан и Игнатий — это все-таки духовные писатели, которые пытались систематизировать нравственные и богословские знания… А у Амвросия Оптинского цель была практическая: он не искал систематизации, он общался с народом, — непрестанно общался и окормлял. Всё его эпистолярное наследие — это просто продолжение общения, только уже на бумаге. Сохранилось порядка тысячи писем, и по письмам мы можем сказать, что он касался абсолютно всех вопросов — и хозяйственных, и финансовых, и нравственных, и медицинских, и богословских… Он мог любые советы давать — от самых возвышенных до самых будничных. Но главное, что все его письма проникнуты РАССУДИТЕЛЬНОСТЬЮ и ЛЮБОВЬЮ.

— Как вы считаете, что для современной России наиболее ценно в наследии прп.Амвросия?

— А вот то самое, о чём я только что сказал: рассудительность и любовь. Читая его письма, учишься рассуждать, — рассуждать о человеке вообще и о своём собственном духовном состоянии, о грехе и о праведности. Ведь когда читаешь его письма, то в лице адресата ты так или иначе представляешь себя, слова старца относишь к себе лично и видишь глубину его духовного рассуждения. Преподобный Амвросий, как и многие духовно даровитые люди, мог от любой мелочи подняться на высокий духовный уровень, в самых простых вещах мог увидеть духовное и рассуждать о земной жизни так глубоко, что человек просто поражался: почему я раньше не мог это увидеть, до этого подняться? Современному обществу необходим рассудительный учитель — и старец Амвросий как нельзя лучше подходит для этого.

— Отец Амвросий, давайте немножко поговорим о вас… Вы ведь названы в честь старца?

— Да, я принял постриг в честь прп.Амвросия Оптинского. Почему? Архимандрит Венедикт, наместник Оптиной пустыни, помолился и дал мне это имя при постриге в монашество. Ведь монахи свои имена не выбирают, а основная добродетель монашества —послушание. В любом случае все имена — святые, а быть названным в Оптиной пустыни в честь оптинского святого — это почётно, но и накладывает на человека определённые обязательства.

— И вы ощущаете какую-то духовную связь с преподобным?

— Я думаю, любой монах ищет духовную связь с тем святым, в честь кого он пострижен. И если ты молишься искренне, то такая связь, несомненно, возникнет. И если вначале ты не осознаёшь всю полноту этой близости, то с годами, когда ты привыкнешь постоянно молиться своему святому, читать ему акафисты, призывать его на помощь, когда у тебя есть его иконы, портреты — тогда, конечно, он становится родным. Наши святые, в честь кого мы пострижены, — это действительно наши родные, так это и должно воспринимать.

— А чем он вам особенно близок? Быть может, какое-то его высказывание или страница из жития…

— Близок он мне прежде всего отношением к болезням: старец очень смиренно их переносил, считал, что монаху полезно болеть, и всегда благодарил Бога за то, что послал ему много недугов. Вот именно: сочетание терпения с благодарностью. Все старцы учат смирению и терпению, но св.Амвросий — в особенности. Это я воспринимаю как особый подвиг. И ведь при этом он понуждал себя окормлять народ, встречаться с братией. Он имел любовь к Богу и любовь к ближнему, при этом тело своё всячески нудил, ибо невозможно с теми хворями, которые он имел, так неустанно работать — через боль, через кровь… А если говорить о его высказываниях… Я люблю повторять одно очень короткое его высказывание: «Кто уступает, тот больше приобретает». Я это высказывание очень люблю: когда приходят ссоры, нестроения, оно учит смирению, учит внутренней вежливости и верной самооценке, пониманию, что в любой ситуации есть и твоя вина, и поэтому лучше уступить.

— Вы знаете, что народ любит делить святых, так сказать, «по специализации»: этот помогает от болезней, этот — в сердечных делах, этот — в торговле… Можно ли что-то подобное сказать о святом Амвросии?

— Я не люблю такие деления. Я сразу скажу, что это абсолютно неправомерно. Но, с другой стороны, надо знать житие святого, постигать его подвиг — тогда и поймёшь, какие просьбы к нему будут доходчивее. Если сам святой болел, допустим, болезнями ног, знает, что это за недуг, то почему бы не обратиться к нему в этой болезни? Если св.Пантелеимон при жизни был целителем, то к нему и обращаются за исцелением от разных недугов. Мы знаем, что был случай, когда после обращения к прп.Амвросию человек бросил курить, — видимо, можно просить преподобного о помощи в исцелении от этой страсти. Но молиться можно и должно любому святому, которого ты любишь: прежде всего, это ходатай твой к Богу. Чем ближе твоя связь со святым, тем легче он тебя услышит. Поскольку прп.Амвросий был достаточно осведомлён во многих направлениях и житейских делах, опытен и рассудителен, то можно к нему обращаться за вразумлением и по этим вопросам. Но конечно, нужно прежде всего желать духовного спасения и просить об этом. Преподобный Амвросий был старец мудрый, старец рассудительный. Вот и ходатайства перед Богом и святых молитв преподобного подобает испрашивать о том, чтобы Господь даровал нам мудрость и рассудительность. Можно просить помощи преподобного и в терпении болезней.

— Скажите какое-нибудь напутственное слово нашим читателям в день юбилея св.прп. Амвросия Оптинского.

— Прежде всего я обращу всех к самому св.Амвросию. Читайте его и вразумляйтесь тем наследием, которое он оставил. Есть сборники его писем. Есть отдельные подборки по темам: о супружеской жизни, о хозяйстве, о болезнях, о молитве, — каждый может найти своё. Через это чтение вразумляйтесь, молитесь преподобному, чтобы и он своей молитвой призвал благодать Божию на вас, на ваши труды. А прежде всего просите о даре разумения, даре рассудительности, который преподобный имел обильно.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

следующая