Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О Святой Руси

КОГДА БОГ ОТВЕРНЁТСЯ ОТ МIРА?

Недавно некто спросил меня: «Отец Александр! Можно ли молиться за православных украинских воинов, защищающих свою родину от напавших захватчиков? Благословляется ли подавать о них записки и поминать на литургии в вашем храме?»

Отвечаю: можно. И это делается у нас в храме свв.Царственных Страстотерпцев в Сологубовке с первых же дней СВО, и записки принимаются, откуда бы они ни пришли — из России или с Украины, и все имена, написанные в этих записках, поминаются. У меня есть духовное чадо, у которого двое родных братьев, все они украинцы; средний живёт в России, младший — в Польше, а старший с первых же дней воюет против наших русских солдат. И тот средний брат, что живёт здесь, просит меня, чтобы я о старшем брате помолился, — и я молюсь.

Почему я так себя веду? Объяснюсь.

Дело в том, что как бы ни думали о нас наши братья украинцы, кем бы они нас ни называли (а я знаю, что там есть люди, которые не называют нас своими братьями), но я считаю и до конца дней своих буду считать, что святой равноапостольный князь Владимир крестил в Днепре, в том далёком 988 году не малороссов и великороссов, не хохлов и не москалей. Он крестил русских людей.

И с этой точки зрения то, что происходит сейчас на Украине, — это братоубийство: одни братья убивают других братьев. Такое, к сожалению, у нас не впервой. После Октябрьской революции 1917 года в России была Гражданская война, где творилось то же самое: одни братья убивали других братьев.

И вот представьте себе душевное состояние того отца, у которого один сын воюет за красных, а другой сын — за белых. За кого этот отец будет молиться? Конечно, за обоих. По какую бы сторону баррикады сын ни находился, он всегда останется сыном, кровиночкой дорогой и близкой. Отцу всегда хочется, чтобы Господь этому сыну и жизнь сохранил, и невредимым оставил.

Но за кого будет стоять сам отец — за белых или за красных? Кому он станет желать победы? Вот это уже ДРУГОЙ ВОПРОС.

Я молюсь и буду молиться за всех, кто меня об этом попросит: за украинца, так за украинца. Но победы желать я буду только русскому оружию! Потому что я считаю наше дело правым.

Почему я так считаю — это я сейчас объясню.

Я так считаю потому, что мы воюем вовсе не с Украиной. Мы воюем даже не с украинским нацизмом, как это было объявлено в начале СВО. Мы сегодня воюем — реально воюем! — с североатлантическим военным блоком НАТО. Если бы имели дело только с Украиной, вопрос давно уже был бы закрыт и кровь бы перестала литься. Неужели кому-то непонятно, что Украина один на один с Россией не удержалась бы и двух недель?

Но они держатся уже почти полгода. И держатся исключительно за счёт того, что НАТО помогает Украине. Причём помогает очень хитро, я бы даже сказал, подло помогает: оно даёт Украине ровно столько оружия, чтобы та, с одной стороны, не смогла переломить ход военных действий в свою пользу, а с другой стороны, продолжала тешить себя надеждами одолеть Россию. Цель НАТО ясна. Она в том, чтобы братоубийственный конфликт продолжался как можно дольше, и братья братьев убивали как можно больше. Вот прозрачная и понятная цель.

И поэтому я очень плохо понимаю людей (особенно если они живут в России), которые ратуют за вывод наших войск из Украины. Я не понимаю таких людей. Неужели они по наивности своей думают, что если мы так поступим, если скажем: «Простите! Мы были неправы!» и уйдём, то все останутся довольны и на этом всё закончится? Нет, тогда-то и начнётся главное. Тогда нас просто сомнут, и России не будет.

Всем тем, кто хотел бы, чтобы кровопролитие прекратилось как можно быстрее, я бы советовал претензии и пожелания обращать не к российскому руководству, а к руководству НАТО: пусть оно прекратит поставлять оружие на Украину, и конфликт будет разрешён очень быстро, и кровь перестанет литься. А российское руководство своё решение приняло и отменять его не станет. Правильным было это решение или неправильным — пусть история рассудит. Но гадать об этом надо было раньше, когда процесс ещё не пошёл. А сейчас не думать надо, а идти до победного конца. И у нас теперь будет, как в старину говорили: «Или грудь в крестах, или голова в кустах». Такие мы, русские.

Мы не хотим, чтобы кто-то превратил нашу Святую Русь в Вавилон, или в Содом, или в Гоморру, с их всевластием золотого тельца, с их содомскими грехами, которые теперь учтиво именуются нетрадиционными половыми отношениями, и тому подобным непотребством.

Я отдаю себе отчёт, что к этим моим словам про Святую Русь сегодня очень легко придраться. «Какая Святая Русь?! Вы посмотрите, русские, на себя — ведь вы живёте в грехах по уши!»

Согласен. Даже спорить не буду. Скверно живём. Очень скверно живём. Мне ли, священнику, этого не знать? Я уже больше 30 лет на исповедях слушаю рассказы — думаете, о чём? О чём-то радостном люди на исповедях не рассказывают. Рассказывают об этих самых своих грехах. Поэтому русскому священнику более, чем кому бы то ни было, известно — доподлинно и достоверно, из первых уст, — как действительно скверно мы живём.

Но при всём при этом — из этих же исповедей, из этого близкого общения с родным народом — я знаю, что мы хоть и скверно живём, но пока ещё в подавляющем своём большинстве понимаем, что так жить не надо.

И мы сегодня воюем за то, чтобы на планете Земля осталась хоть какая-то территория, на которой люди старались бы жить, руководствуясь не своими греховными страстьми и похотьми, а волей Божией. Да, так жить у нас далеко не всегда получается, да, мы сплошь и рядом вляпываемся в те или иные грехи… Но мы, русские люди, при этом понимаем и, надеюсь, всегда будем понимать, что грех — это плохо. Грех — это постыдно. Грех — это ненормально.

А на другой стороне баррикады — люди, которые убедили себя и пытаются других убедить, что грех — это норма жизни.

Вот кто и с кем сегодня воюет.

Сделаю небольшое отступление и скажу вот что: для любого церковного человека очевидно, что мироздание содержимо благодатию Божией. И на ектеньях мы слышим это прошение:

— Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Но вот вопрос: до каких пор Бог будет исполнять наше прошение? До каких пор Он будет содержать этот мир?

Очевидно, лишь до тех пор, пока есть какой-то смысл, цель содержания. Если содержать незачем — зачем и содержать?

Ведь даже мы, люди, при всём нашем неразумии и бестолковости, даже мы не берёмся за дела вовсе бессмысленные. Прежде чем браться за что-то, мы спрашиваем себя: а зачем мне это надо? Мы строим автомобильный завод. Зачем? Чтобы выпускать автомобили. Мы строим тракторный завод. Зачем? Чтобы делать трактора. Мы строим горнодобывающий металлургический комбинат. Зачем? Чтобы добывать руду, плавить из нее металл и делать потом из этого металла автомобили и трактора.

Но представьте ситуацию. Построили люди металлургический комбинат. На этом комбинате добывают руду, плавят из неё металл, из этого металла делают машины для добычи руды, этими машинами опять добывают руду, машины в процессе работы ломаются, их выбрасывают на свалку; из добытой руды делают новые машины для добычи руды — опять добывают — и так без конца. Получается самозамкнутый цикл. Комбинат работает только на себя.

Есть какой-то смысл в существовании такого комбината? Станет хоть один мало-мальски здравомыслящий предприниматель содержать такой комбинат?

Нет.

Тем более не станет Бог содержать мир, утративший элементарное представление о своём предназначении. Мир существует только до тех пор, пока есть хоть какой-то смысл в его существовании, пока он хоть как-то выполняет своё предназначение.

«К чему, в видах Божиих, существовать далее миру, когда мир, то есть человечество, отвергает совершенно ту цель, для которой предоставлено ему Богом странствование на земле?» — вопрошает святитель Игнатий Брянчанинов. Ответ мыслим один только: ни к чему.

Теперь я спрошу: есть ли какой-то смысл в существовании того «общества потребления», которым стало уже почти всё западное общество и в которое теперь жаждем обратиться и мы?

Отвечу: нет никакого смысла в существовании такого «общества». Такое «общество потребления» есть точь-в-точь только что описанный «самозамкнутый металлургический комбинат».

Для чего оно живёт?

Для того, чтобы произвести товар (продукты питания, одежду, обувь и т.п.), потребить этот товар (съесть, сносить, стоптать) — снова произвести товар — снова потребить — и так без конца.

Потерпит ли Господь такое посмешище, такую бессмыслицу, такое поругание над Своим творением?.. Очевидно, такой «металлургический комбинат» будет «закрыт».

Чадца мои милые, всё в мире содержимо благодатью Божией — но содержимо-то всё лишь до поры до времени, пока в мире хотя бы тлеет, если уж не горит, святое православие. Пока живут на земле люди, которые не просто верят… Верить-то не сложно в то, что мир не сам собой сделался. Гораздо сложнее верить в атеистическую веру, в то, что мир возник ни с того ни с сего… А в то, что в этом участвовал какой-то высший разум, — в это верить не сложно. Но довериться Богу и жить не по своим хотелкам, а по Его заповедям — это сложнее. Но пока на свете ещё живут люди, следующие воле Божией, мир держится их молитвами.

Меня часто спрашивают: «Батюшка, когда это кровопролитие закончится?» Я говорю: «Так, родные мои, это от нас зависит, от нашего поведения. Господь эту беду нам послал для нашего вразумления. Если мы вразумимся и перестанем грешить, станем каяться в своих грехах, станем добрее, начнём молиться, то Господь очень быстро может дать нам победу. Если мы будем продолжать свои беззакония, кровь будет литься ещё очень долго, непредсказуемо долго. А если Господь увидит, что мы окончательно с ума посходили, что нас ни в какую не вразумить — тогда, наверное, «комбинат» просто закроется».

Но нам, верующим, и при таком раскладе унывать не надо. Мы знаем: закроется этот мир — откроется другой. Гораздо лучше, чем этот. Тот мир, в котором обитает Правда. Этот мир лежит во зле, а тот мир, который мы ожидаем, — там обитает Правда. Там всегда светит Солнце Правды — Христос Бог наш. Аминь.

Прот.Александр ЗАХАРОВ, настоятель храма свв.Царственных Страстотерпцев, Сологубовка

следующая