Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Заветный праздник (богомолье, канун, молебствие, мольба, обетный праздник) — праздник, установленный мирянами — жителями деревни или города — по обету — обещанию, принятому из религиозных побуждений. Поводом для возникновения праздника служило избавление жителей того или иного села, группы деревень или целого города от стихийного бедствия: пожара, наводнения, засухи, градобоя, мора людей и скота и других несчастий, принёсших людям и их хозяйству большой урон. В этом случае он рассматривался как своего рода благодарность Богу, Божией Матери, святым угодникам за спасение от бедствий. Многие заветные праздники устанавливались также по случаю «явления иконы», т.е. неожиданному для всех жителей появлению иконы на дереве, колодце, в ручье, реке или озере, которое также рассматривалось как Божия милость деревне или городу и требовала ответной благодарности.
Большинство заветных праздников приходилось на весенне-летнее время и справлялось «в числах», т.е. всегда в один и тот же календарный день. Однако дни проведения некоторых из них высчитывались по пасхалиям и приурочивались в этом случае либо к 8—10й пятнице по Пасхе, либо к неделе перед Петровым или Ильиным днём.
Заветный праздник проводился несколько иначе, чем престольный. Общим для обоих празднований был только молебен. В дни заветных паздников служился мирской молебен, т.е. молебен, заказанный всем деревенским обществом, проходивший в церкви или часовне, иногда крестный ход. Затем устраивалась общая трапеза всех жителей деревни, готовившаяся в складчину всем миром. На стол подавалось пиво, пивное сусло или канун — напиток из муки с солодом без хмеля, а также обед, состоявший, в зависимости от времени празднования, из скоромных или постных блюд. На заветный праздник не приглашались гости, а гулянья молодёжи если и устраивались, то только на второй день праздника и носили сдержанный характер.
И.Шангина