Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«…НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО»

Мы приходим в храм, отстаиваем службу, исповедуемся, причащаемся Тела и Крови Христовых и расходимся по домам. Но нередко случается так, что мы уносим с собой сомнения, которые нас терзают, вопросы, которые мы не осмелились или постеснялись задать священнику. А вот на православных выставках, когда случается встреча с известным духоносным батюшкой, можно передать записку с любым вопросом и получить ответ. Сегодня на наши вопросы отвечает протоиерей Олег СТЕНЯЕВ.

— Прп.Сергий Радонежский крестился двумя перстами, а может быть, и мы будем креститься двумя перстами? Патриарх разрешил…

— Как известно, ещё в прошлом веке — в 1971 году — прошёл Поместный Собор РПЦ МП, на котором были сняты все клятвы, которые были наложены на старые обряды, — иными словами, обряды были признаны равноспасительными и равночестными.

Но сама постановка вопроса была немножко странная… потому что до снятия этих клятв уже с XVIII века существовало Единоверие, которое тоже считалось равноблагодатным. То есть получается, что значительно раньше в отношении к старому обряду произошло изменение. Сам Патриарх Никон изменил отношение к старому обряду, когда в Новом Иерусалиме напечатал вдруг церковную книгу без всех исправлений, которые натворили шпионы. И эта книга со старыми текстами, без исправлений, была как признание, что осуществлять реформы было бредовой ошибкой.

А реформа почему возникла? А вот, к примеру, приезжали греки из Антиохии и говорили: «У вас не так служат, как у нас». Приезжали священники из Иерусалима и тоже говорили: «У вас не так служат, как у нас». Но ни царю, ни Патриарху было невдомёк, что и в Иерусалиме ведь служат не так, как в той же Антиохии, а в Антиохии — не так, как на Афоне… И никогда в Церкви не было жёсткого однообрядия.

Я много ездил по Украине, по Мордовии и примечал, что везде есть какие-то обрядовые особенности, которые имеют местное значение. И это не является причиной для разделения верующих на группы. Да и сам факт, что в Древней Церкви существовали западный и восточный обряды и порядок празднования Пасхи уже о многом говорит…

Но, конечно, за те гонения, которые были на старообрядцев, за ужасные расправы над соловецкими монахами мы должны принести покаяние перед потомками их. Потому что это было вопиюще недопустимое преступление. В XVIII веке священники выполняли роль сексотов и доносили, где собираются старообрядцы, указывали на них, а тех за это били кнутом, выдирали ноздри, монахов забривали в солдаты, у родителей отнимали детей… Страшное было время. Поэтому коли у нас были какие-то ошибки, надо называть их ошибками. Ведь ошибки были и у апостолов! Например, ап.Павел обличает ап.Петра в послании к Галатам, и Варнаву обличает, который вместе с ним лицемерил, а сам Пётр во Втором послании критикует труды ап.Павла. Он пишет: «…и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам… нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания… берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников…» (2Пет.3,15—17). То есть были какие-то сложности во взаимоотношениях, какие-то ошибки, ибо везде, где присутствует человек, существуют ошибки. Но мы ведь никогда и не верили, что какие-то люди могут быть безгрешными. И в католическую догму о непогрешимости римского папы мы не верим: человек обязательно в чём-нибудь погрешает. Один только Бог безгрешен. Когда апостолы спрашивали Иисуса Христа: «Кто же может спастись?» — Он категорично отвечает: «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо всё возможно Богу» (Мк.10,26—27).

— А когда будем каяться за гонения на старообрядцев?

— Думаю, чем быстрей, тем лучше. Потому что это преступление в глазах Бога. Святитель Иоанн Златоуст запрещал убивать даже еретиков! А старообрядцы ведь не еретики — они имели статус раскольников. Я напомню цитату Златоуста, общавшегося с людьми, которые говорили, что у них нет ничего общего с еретиками: «И не говори мне таких бессердечных слов, что у тебя нет с ними ничего общего. Ничего общего у нас нет только с дьяволом. С каждым же человеком, живущим на земле, мы имеем даже очень много общего — населяем одну и ту же землю, питаемся одной и той же пищей, имеем одного и того же Отца Небесного. Поэтому не говори, что у тебя нет с ними ничего общего, ибо это диавольское бесчувствие, сатанинское бесчеловечие». И далее Златоуст восклицает: «Если в городе осёл упадёт в яму — все бросаются его вынимать. Еретик тот же осёл — помоги ему словом, делом, добрым примером. Если в городе одном найдётся десяток людей, которые займутся таким вопросом, то скоро все будут православными». И многие другие свв. отцы также очень категорично высказывались по этим вопросам.

Но при этом, конечно, мы не должны молиться вместе с людьми другой веры, не должны вступать с ними в какие-либо другие религиозные отношения — например, общие богослужения устраивать запрещено. Кстати, некоторые наши богословы говорят, что причащаться вместе нельзя, а молиться можно. Я бы им советовал почитать работы о.Сергия Булгакова, который писал, что между молитвенным общением и литургическим принципиальной разницы нет. И это действительно так, потому что еретики вкладывают в слова молитв свой смысл, который противоположен православному. И если мы, помолившись с ними сообща, в конце молитвы произносим: «Аминь» — значит, мы соглашаемся с тем смыслом, который они вкладывают. Я однажды спросил адвентиста: «Какой смысл ты вкладываешь в слова «избави нас от лукавого»? Он прямо ответил: «Это значит избавить от ваших икон, от ваших крестов…» То есть чтобы вообще искоренился род православный — я так понял его ответ. Слышите? даже в слова молитвы Господней «Отче наш…» еретики разных направлений вкладывают свой, извращённый смысл.

Митрополит Антоний (Храповицкий) в своё время высказал очень интересную мысль в своём дневнике: «…Православная Церковь не полагает никакой качественной разницы между так называемыми на светском языке инославными христианами Европы и древними еретиками». Вот эта позиция, на мой взгляд, более православная. Она созвучна работе владыки Илариона, который написал книгу «Нельзя спастись вне Церкви», где очень чётко доказал, что есть различные степени заблуждения. И Церковь установила, что есть еретики первого чина, еретики второго чина и третьего. Но ересь в любом случае опасна, ибо есть опасность погубить свою бессмертную душу и не обрести спасения.

— Насколько приемлемо для христианина учение Рерихов о семье? Чем теософское понимание семьи отличается от православного?

— Православное понимание семьи совсем другое, нежели у теософов. Для нас семья — это то, что разрушает эгоизм личности, замкнутой сама на себя, и наиболее уподобляет человека Богу. Христос говорит, чтобы мы были едины, как Он един с Отцом. Эти слова Спасителя обращены не только к Церкви, но и к малой церкви — домашней, как мы привыкли называть семью. А в домашней церкви что мы имеем? Когда человек живёт один — это эгоист, замкнутый сам на себя. Если появляется жена — этот эгоизм дробится уже на двоих. Когда появляется ребёнок — на троих, ещё ребёнок — на четверых и т.д. Чем больше детей, тем больше дробится эгоизм личности. Человек, проявляя заботу о детях, как бы выполняет роль отца. Почему я сказал «как бы»? Потому что в Священном Писании сказано, что всякое Отечество именуется от взаимоотношения Лиц Святой Троицы, а не наоборот. У нас некоторые богословы пишут: «Мы используем термины «Отец», «Сын» — из человеческого обихода — для того, чтобы понятней было». А на самом деле — нет. Всякое Отечество именуется от Бога, от тех взаимоотношений, которые имеет Святая Троица. Как мы живём, движемся и существуем, так и отцовство в его абсолютном понимании мы воспринимаем как поручение от Бога и стараемся любить членов своей семьи, как Лица Святой Троицы пребывают во взаимной любви друг к другу. Семья — это домашняя церковь, это граница ответственности, очерченная Богом. Сказано, что кто о своих, особенно домашних, не печётся, тот хуже неверного.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая