Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

17 июля — память святых Царственных страстотерпцев

«ДУША МОЯ СКОРБИТ ОБ АФОНСКИХ ИНОКАХ…»

(Страстотерпец Царь Николай II и Святая Гора Афон)

Заканчиваем публикацию докладов о роли Императора Николая II в истории России, прозвучавших на Международных Николаевских чтениях в храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове в декабре 2021 года ­  в день тезоименитства св.страстотерпца Николая.

В 1963 году православный мир торжественно отмечал тысячелетие Афона, а четверть века спустя, в 1988 году, праздновалось тысячелетие Крещения Руси. Близость этих дат знаменательна: феномен Афона как уникальной монашеской страны окончательно сложился одновременно с появлением новой православной цивилизации — православной Руси, для которой духовный опыт Святой Горы окажется мерилом и камертоном народной жизни. Начиная с великого равноап.князя Владимира все царские особы имели попечение о русском монастыре на Святой Горе Афон. О том, какие духовные нити связывали последнего русского Царя-мученика Николая II c Афоном, рассказывает настоятель Свято-Варваринского храма посёлка Рахья иерей Олег ПАТРИКЕЕВ.

Член ИППО Дмитрий Зубов предложил включить жизнеописание святого Николая II в Афонский патерик. В ходе исследования в документах РГИА им были найдены сведения, которые свидетельствуют о связях с Афоном Императора Николая II, почётного члена Императорского Православного Палестинского общества. В дневниках воспитателя Богдановича находятся записи о том, что 13­летний Цесаревич Николай изъявлял желание посетить православный Восток, побывать на Святой Земле и поклониться Гробу Господню, а также помолиться на Афоне. В его юношеском дневнике в первом плане путешествий было написано «Афон. 13 сентября».

В 1884 году на совершеннолетие Цесаревича через губернатора Москвы князя Долгорукого старцами афонского монастыря Иеронимом и Макарием ему была подарена икона вмч.Пантелеимона. Но мечта Цесаревича побывать на Афоне так и не исполнилась, хотя в 1890 году было разработано два маршрута. Но турецкие власти не пропустили тогда русские корабли к берегам Афона. Цесаревич прибыл в Афины к королеве Эллинов — своей крёстной матери Ольге Константиновне, а на Афон на канонерской лодке «Запорожец» был послан флаг-капитан Цесаревича адмирал В.Г.Басаргин. В книге достопамятных посещений, которая ведётся на Афоне, отмечено, что адмирал Басаргин принёс монахам радостную весть, что приедет Цесаревич. Игумен афонской обители отец Андрей в августе 1898 года напишет: «Быв лишены предполагаемого в 1890 году посещения Вашим Императорским Величеством Святой Горы Афонской и нашей древней обители великомученика и целителя Пантелеимона и глубоко скорбим о сём…» Отметим, когда Цесаревич отправился на фрегате «Память Азова» к берегам Египта, то в дневнике было записано о встрече с афонскими монахами, которые вручили ему иконы Божией Матери «Скоропослушница» и св.Пантелеимона.

На коронацию Императора Николая игумен русского Пантелеимоновского монастыря посылает афонский ладан, и в ответ духовник Государя протопресвитер Иоанн Янушев благодарит и сообщает, что ладан поступил в храм Зимнего дворца. Ещё раз Царь Николай встречается с афонскими монахами в связи с делом о почитании имени Иисуса Христа. 13 февраля 1914 года он вместе с Императрицей Александрой Фёдоровной принимает в Царском Селе депутацию афонских монахов-имяславцев: иеросхимонаха Николая, схимонаха Исаакия, схимонаха Мартиниана и монаха Манассию. По свидетельствам старцев, Царь «принял их очень милостиво, выслушал всю историю их удаления с Афона и обещал им своё содействие к мирному урегулированию их дела, а Её Императорское Величество… настолько была растрогана их печальной повестью, что не могла удержаться от слёз». После встречи Николай II записывает в дневнике: «Приняли четырёх афонских старцев, изгнанных оттуда».

В тот же вечер императорская чета встречалась с Распутиным. Есть сведения, что посещение Распутиным Святой Горы Афон было связано с имяславскими спорами. Интересно заметить, что Григорий очень хорошо разбирался в вопросе имяславия, сочувствовал имяславцам и всячески старался уладить конфликт.

Следующий документ от 30 апреля 1914 года даёт основание полагать, что Государь Император Николай II не только сочувствовал имяславцам, но подходил к вопросу об Имени Божьем с глубоким вниманием. Обер-прокурор Священного Синода В.К.Саблер представил Святейшему Синоду «предложение» за № 69, в котором указывалось, что «Его Императорскому Величеству в 15 день текущего апреля в Ливадии благоугодно было лично передать мне собственноручно Его Императорским Величеством начертанную записку следующего содержания: «В этот Праздников Праздник, когда сердца верующих стремятся любовью к Богу и к ближним, душа моя скорбит об Афонских иноках, у которых отнята радость приобщения Святых Таин и утешение пребывания в храме. Забудем распрю: не нам судить о Величайшей святыне [подчеркнуто сост.] — Имени Божием, и тем навлекать гнев Господень на Родину [подчеркнуто сост.]; суд следует отменить и всех иноков по примеру митрополита Флавиана разместить по монастырям, возвратить им монашеский сан и разрешить священнослужение». Имею честь предложить о сем Святейшему Синоду. Обер-прокурор В.Саблер». Но обращение Государя было воспринято отцом Василием Зеленцовым как «Государево давление на церковную власть в церковном деле об имябожниках» и в своих речах он не побоялся обличать Помазанника Божьего: «Отвечать на это беззаконное с православно­церковной точки зрения Государево повеление послушанием недопустимо в Христовой Церкви и с канонической, и с догматической точки зрения». Будущий епископ Зеленцов даже пытался уличить Государя в нарушении церковных канонов. Забыл тогда отец Василий о статье 64 Основных Законов Российской Империи: «Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния».

†††

C афонской иконой Божией Матери «Скоропослушница» св.страстотерпец Николай не расставался даже в ссылке. Эта икона была почитаема в Царской семье. И Императрица, будучи в заточении в Тобольске, молилась «за дорогую Россию» именно пред образом «Скоропослушницы». В письме фрейлине Анне Александровне Вырубовой 15 декабря 1917 года Государыня писала: «Что впереди, не догадываюсь. Господь знает и по-Своему творит. Ему всё передала. Помолись за нас, и за тех, кого мы любим, и за дорогую Родину, когда бываешь у «Скоропослушницы»; ужасно люблю Её чудный Лик». После расстрела Царской семьи в доме Ипатьева было обнаружено три образа Пресвятой Богородицы «Скоропослушница».

†††

Но и Афон не остался в долгу у русских царей: в 2013 году по благословению игумена Свято­Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алёхина) был освящён новый и единственный храм Всех святых русских князей и царей от Великого князя Владимира до Царя страстотерпца Николая II. В этот святой собор государей, правивших на Руси, входят 160 представителей двух династий Рюриковичей и Романовых, из них два царя — св.царь Феодор I Иоаннович и Царь страстотерпец Николай II, 40 великих князей и 101 удельный, также 17 представителей рода Романовых.

В Царском афонском храме на проскомидии поминаются имена всех княжеских и царских родов, которые не были причислены к лику святых, а в заупокойной ектенье поминаются имена государей, которые являлись ктиторами русского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Слова простого студента семинарии, будущего митрополита Арсения Стадницкого, говорят о том, что «афонская монастырская киновия есть возможное стремление к достижению идеала первобытного христианского общества, когда у всех христиан было едино сердце, един дух, все имели всё общее, постоянно пребывая в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах»; «я познакомился с новыми, не виданными ещё мною формами жизни, вследствие чего ум мой обогатился новым запасом сведений, по словам Премудрого Сираха о пользе путешествий, «обтекаяй страны, умножает разум» (Сир.34,10).

В заключение приведу слова зампредседателя ИППО главного научного сотрудника Института Российской истории РАН доктора исторических наук Н.Н.Лисового: «Русский вклад в духовную и материальную сокровищницу Афона велик и многообразен. Пока существуют Россия и Русская Церковь, пока простирает Богородица Свой необоримый Покров над Афоном, пока предстательствует пред Богом светлый сонм русских афонских подвижников, прославленных и неведомых, — будет существовать и Русский Афон».

предыдущая    следующая