Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Русский путь, русская судьба

«БЫЛ ВОИСТИНУ ТЫ РЫЦАРЕМ-ЦАРЕМ»

С нашим известным, любимым многими петербуржцами батюшкой прот.Геннадием Беловоловым мы говорим сегодня об императоре Павле Петровиче, о том, почему память этого царя так дорога нашим современникам и есть ли основания говорить о возможной канонизации этого монарха, который предпочёл принять смерть, но не отрёкся ни от престола, ни от своих убеждений.

— Когда впервые вы столкнулись с темой возможной канонизации Павла Петровича?

— В 2006 году в Россию из Черногории были принесены десница св. Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня. За несколько месяцев до этого мне посчастливилось побывать в столице Черногории Цетинье в монастыре, где постоянно пребывают эти святыни, и удостоиться встречи с митрополитом Черногорским и Цетинским Амфилохием (ныне уже покойным). Он и благословил меня издать книгу с описанием истории «мальтийских святынь», которые были принесены в Россию еще в 1799 году благодаря императору Павлу и стали благословением нашего Отечества. После 1917 года они были вывезены за границу и попали в Цетинский монастырь. Работая над книгой (совместно с архимандритом Августином Никитиным), я перечитал много источников по Павлу I. Именно тогда я открыл для себя, что подготовка к его канонизации началась ещё до революции. Оказывается, в Петропавловском соборе велась книга с записью чудес у его гробницы и свидетельств его благодатной помощи. В Санкт-Петербурге была трогательная традиция посещать гробницу императора молодожёнам и брать благословения на крепкий и счастливый брак. Одной из почитательниц и сторонниц прославления Павла I была императрица Александра Фёдоровна.

Всё это заставило меня пристальнее всмотреться в его образ, и последующие годы только убеждали меня в действительной святости его жизни, увенчавшейся подвигом мученической кончины. Я понял, что прославляет святых именно православный народ, а Церковь завершает процесс канонизации особым актом. Именно так и происходит с памятью Павла I, процесс прославления которого в народе длится уже почти два века и, надеюсь, со временем завершится его канонизацией в лике святых.

— Что для вас лично представляется наиболее убедительным доводом в пользу канонизации?

— Святость являет сама себя и убеждает не рациональными аргументами, а силой благодати. Жизнь святого является житием, его труды — служением, а поступки — подвигом. В лицах святых светит Лик Христов. Всё это мы видим в государе Павле I. Его жизнь прошла по законам жития, в ней множество мистических знаков, чудесных событий, совпадений и дат. Начать хотя бы с того, что Павел появился на свет и преставился в одном и том же месте: родился в Летнем дворце Елизаветы Петровны, на месте которого был построен Михайловский замок, где он и принял мученическую смерть.

У него был удивительный мистический опыт. Сам Павел рассказывал о том, что ему являлся его великий прадед император Пётр Великий, который поддерживал его духовно и предсказал раннюю кончину. Многим русским святым Дома Рюриковичей и Дома Романовых являлись их великие предки, достаточно вспомнить явление свв.Бориса и Глеба перед Невской битвой св.князю Александру. Император Павел был внимателен к подобным знакам Промысла Божия. Известно, что свою резиденцию — Михайловский замок — Павел воздвиг на месте явления Архангела Михаила простому караульному солдату, известие о котором было передано Павлу.

Свою коронацию император Павел приурочил к празднику Святой Пасхи 5 апреля 1797 года, таким образом, он является единственным «пасхальным царём» в русской истории. Кстати, во время коронационных торжеств произошёл характерный случай: государь увидел в толпе незнакомого статного военного и, узнав, что его фамилия Эммануэль (что означает «с нами Бог»), тут же взял его на службу в свой гвардейский полк, и не ошибся: впоследствии Георгий Эммануэль стал знаменитым генералом Русской армии, героем Бородино и Кавказской войны.

Несмотря на краткое царствование — всего четыре года и четыре месяца, — благочестивый и благоверный император Павел успел совершить множество церковных деяний, пожалуй, как немногие другие русские цари.

Павел I понимал, что единственной опорой царского престола является Православная Церковь, и считал своим долгом защиту Церкви, возвращение духовенству должного места в обществе, к сожалению во многом утраченного в «просвещенный» XVIII век. В этом же его убеждали ужасы Французской революции, современником которой он был.

В первую очередь Император Павел запретил подвергать духовенство телес­ным наказаниям как оскорбляющим их сан. Затем он учредил особые наградные наперсные кресты с вензелем «П.I.» и надписью на обороте: «Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием. Установлено в благочестивое царствование великого Государя Императора Павла I. 1797 декаб. 18». Этот «павловский» крест императора сохраняется и поныне в употреблении в Русской Церкви.

Павел Петрович во многом исправлял однобокую политику введения монастырских штатов, приводившую к закрытию монастырей. При нём начался обратный процесс: ряд монастырей был вновь открыт. В царствование Павла началось возрождение русского старчества и расцвет обителей, ставших центрами старчества. Это, прежде всего, Саровский и Валаамский монастыри.

Император Павел возвысил и главный монастырь столицы Российской империи — Александро-Невский, даровав ему в 1797 году степень Лавры.

При Павле I возрождается миссионерское служение Церкви в Сибири, на Дальнем Востоке и на Аляске.

За неполные пять лет правления императору Павлу удалось заложить крае­угольный камень русской идеи, лёгшей в основу государственной жизни России вплоть до 1917 года: «православие, самодержавие, народность». Император Павел видел Россию как центр Вселенского Православия и нашел точное архитектурное воплощение формулы «Москва — Третий Рим», повелев в центре российской столицы воздвигнуть практически точную копию собора апостола Петра в Риме — Казанский собор.

В этом смысле имело особое духовное значение принесение в 1799 году «мальтийских святынь» в Россию, которая с этого времени становилась хранительницей вселенских реликвий. Чтобы подчеркнуть значимость принесения святынь, Павел I установил новый церковный праздник 12/25 октября, который существует в месяцеслове и поныне.

Продолжением этого деяния стало основание императором Павлом нового монастыря в Гатчине, который по замыслу Государя должен был стать одной из главных обителей Российской империи. Павел I считал, что вселенские святыни должны быть доступны для поклонения всему народу, и принял решение основать особую обитель, которая должна была стать ковчегом великих святынь, — Гатчинский Харалампиев монастырь.

В первой половине 1800 г. известному архитектору Адриану Захарову было поручено составить проект монастыря, который император Павел лично утвердил 29 октября 1800 г. Основывая этот монастырь, Павел следовал по стопам своего прадеда Петра I, создавшего Александро-Невскую Лавру. Харалампиев монастырь продолжил традицию царских обителей, основанных русскими самодержцами. К ним относятся Тихвинский Успенский монастырь, основанный царем Иоанном Грозным, Троице-Сергиева пустынь близ Петербурга, учрежденная императрицей Анной Иоанновной, Смольный монастырь, устроенный императрицей Елизаветой Петровной.

Монастырь был заложен в восточной части Гатчинского парка, именовавшейся Старая Сильвия. Обитель к концу 1801 года была построена лишь наполовину. Её созидание было прервано кончиной Павла.

В определении святости очень важно свидетельство других святых. Святые узнают и признают друг друга. В отношении императора Павла мы, к счастью, имеем подобные суждения двух великих святых его времени. Это Серафим Саровский и Ксения Петербургская.

Преподобный Серафим был не только современником, но и одногодком императора (оба родились в 1754 году). Саровский подвижник высоко оценил деяния императора Павла, говоря: «А Государь, в Бозе почивший, император Павел Петрович, как любил Церковь святую, как чтил святые уставы её и сколько сделал для блага её. Не многие из царей русских подобно ему послужили Церкви Божией».

Недавно было найдено малоизвестное пророчество Ксении Петербургской о преждевременной мученической кончине императора Павла, задокументированное в донесении одного офицера.

— Каким вы видите Павла Петровича как человека? Что вас больше всего привлекает в его облике?

— Павел I обладает неотразимым обаянием своей богатой личности, это, пожалуй, самый неординарный государь в истории Дома Романовых. Поражает его благородство, великодушие, следование высоким принципам. Немецкий писатель Август Коцебу вспоминал, что однажды «Павел I решил послать вызов или приглашение на турнир всем государям Европы и их министрам. И вот почему. Императору пришла счастливая мысль: поскольку международные конфликты идут от честолюбия государей и интриг их свиты, то несправедливо допускать, чтобы подданные «расточали свою кровь и свои богатства в войнах, в которых им нечего выиграть». Именно поэтому Павел и хочет предложить всем правителям, которые имеют к нему претензии, собраться для поединка в условленном месте…»

В этой, как и во многих других историях, Император Павел мне напоминает более всего Дон-Кихота. Императора Павла часто называют царём-рыцарем, я бы добавил, что это Рыцарь Печального Образа, рыцарь высокой мечты и веры в правду Божию.

Историческим обаянием Павла были покорены многие русские писатели и поэты.

Глубже других смог понять императора Павла только Пушкин. В поисках положительного идеала в русской истории Александр Сергеевич обратился к фигуре Павла: «Я нашёл своего исторического героя. И ежели бы Бог дал жизни, досуга и сил, я бы попробовал написать его историю…» Именно Пушкину принадлежит краткое и в то же время наиболее ёмкое определение Павла I, которого поэт назвал «романтическим императором».

Император Павел, действительно, отличался благородством и высокими нравственными принципами, которые он положил в основу своей внутренней и внешней политики. Он сознавал себя прежде всего православным царем, помазанником Божиим, орудием воли и Промысла Бога. «Я желаю быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое», – свидетельствовал государь.

Царское служение Павел I понимал не как особые привилегии, но как личную ответственность перед Богом за свою страну и благоденствие своего народа. Он верил, что с монарха спросится за малейшего из его подданных.

Эти идеи будущий император выразил в записке, поданной им своей матери императрице Екатерине, — «Рассуждение о государстве вообще, относительно числа войск, потребных для защиты и касательно обороны всех его пределов». В ней он выразил одну из главных идей своего царствования: «Человек — первое сокровище государства, и труд — его богатство. Сбережение государства — сбережение людей». (Эти идеи в наше время почти дословно повторяются политиками самого высокого уровня.)

Благо Российского государства император почитал высшим законом: «Для меня, — говорил он, — не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства. А при моем характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось и что причиною тому — небрежность и личные виды…»

Блестящие строки посвятил императору Павлу русский поэт Сергей Бехтеев:

Да, был воистину ты Рыцарем-Царём,
Храня в душе величье самодержца,
И как Помазанник ты правил алтарём,
Отдав ему свою святыню сердца.

— И всё-таки — Мальтийский орден… Так ли безобидна была эта игра?

— Я считаю, что это вопрос скорее для католиков: как получилось, что католический орден, который подчинялся только Римскому папе, оказался под главой российского православного монарха? Пусть они попробуют ответить на этот вопрос. Я не вижу ничего зазорного в том, что католический орден подчиняется православному государю. Сам император ни в чём не поступился в православной вере. Для нас это замечательный пример универсального значения православного помазанника Божия. Павел I раскрыл вселенское призвание российского императора, показал, что юрисдикция российского императора как Катехона (Удерживающего) распространяется на всех христиан, что он является не только всероссийским, но и вселенским покровителем христианского мира. Эту идею Павел также воплотил в покровительстве русским старообрядцам, учредив форму союза с ними в виде единоверия.

Продолжение этой беседы с прот. Геннадием Беловоловым вы увидите в нашем следующем номере.

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая