Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Батюшка дорогой, дорогой батюшка!

ОТЕЦ ИОАНН МИРОНОВ: «НАУЧИТЕСЬ ВО ВСЁМ ВИДЕТЬ ХОРОШЕЕ»

Избранные слова прот.Иоанна Миронова

О терпимости к другим людям и о собственном совершенствовании

— От многих моих грехов немощствует тело, немощствует и душа моя. К Тебе прибегаю, Благодатней: Надеждо ненадежных, Ты ми помози.

Такой молитвой к Божией Матери отец Иоанн начал своё слово, а далее сказал:

— Матерь Божию надо просить, чтобы научиться видеть всё хорошее. А когда мы видим всё худым, то нам всё худое и бывает. Об этом мире Господь сказал: «Мир во зле лежит» (1Ин.5,19). Этот мир Господь называет прелюбодейным и грешным. Но надо всегда искать и видеть в каждом человеке подобие Божие — какой бы он ни был закоренелый преступник. Вот как разбойник благоразумный — он ведь был разбойником, и не скажешь, что он был хорошим человеком. А видишь: в последние минуты Господь открылся ему так, что этот разбойник первым вошёл в Царствие Небесное. Поэтому в каждом человеке надо видеть образ и подобие Божие, а если человек опустился — об этом сожалеть надо. Сожалеть и помолиться надо об этом человеке.

Всякие люди есть, поэтому надо молиться, чтобы Господь присылал нам на жизненном пути хороших людей. Я уже говорил, что всю жизнь как-то прожил, а не встречал плохих людей, — всё больше хорошие, добрые, простые люди. Хорошие люди встречались мне, и в тяжёлые минуты они всегда помогали друг другу. Поэтому я стараюсь не видеть плохого, стараюсь видеть, что творение Божие всё хорошо. Всё прекрасно у Господа сотворено. А мы должны сами совершенствоваться. Господь нам говорит: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен» (Мф.5,48), — то есть каждый человек должен совершенствоваться: крестьянин в своём труде, художник в своём труде, писатель в своём труде… И каждый в своём труде должен восхвалять и прославлять Гос­пода. А учиться как? У Господа мы должны учиться кротости и смирению. Помните, как Гос­подь говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф.11,29). Самое основное — кротость и смирение. Помните, как к св.прп.Антонию Великому диавол приступил и спросил: «Чем, Антоний, ты побеждаешь демонов?» Он ответил: «Смирением». У демона есть смирение? Нет. Так смирением духа, кротостью врага можно победить. Только смирением. А гордыня? «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак.4,6).

О душевной твёрдости, послушании и вере

Почему Господь Петра назвал камнем? «Ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…» (Мф.16,18). Вот такая­то твёрдость нам всем нужна… Бывало, отец выпорет меня, как сидорову козу, и скажет: «Лучше я сам поучу тебя! Стыдней будет, когда тебя чужие люди начнут учить!» — а мне потом две-три недели сесть невозможно… Вот такое учение было мне от отца. Царство ему Небесное, добрый, хороший был отец, молюсь за него всегда. Деток сейчас запрещено бить, но вы, дети, наставников слушайте! Потом сами будете винить себя, что вы не послушали своего наставника, своего отца, который хотел для вас добра. Не зла, а добра! Послушание, оно что? Наипаче поста и молитвы.

А Господь видит каждое наше деяние, каждый наш шаг. «И вопль мой к Тебе да приидет». Поэтому мы должны не просто читать молитвы, но и кричать, когда видим, что погибаем. Помнишь, как крикнули в лодке апостолы? «Господи, спаси мя, погибаем!» Услышал Господь их или нет? Услышал… «Маловеры, — говорит, — почто усомнились?» Вот так и мы часто бываем маловерами, а усумняться нельзя! Веру надо укреплять постоянной молитвой. Скажешь: «Господи, помилуй!» —
помилует Господь. «Господи, прости!» — простит тебя Господь. Он любит нас, и мы должны Его любить, как дети отца… Господь говорит: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное».

«Но мы же, — спрашивают у батюшки, — учёные, мы семинарии, академии заканчивали — как же нам стать такими, как дети?» И отец Иоанн отвечает:

— А детское сердце в нас должно быть, детская вера, детская любовь к Господу. Вера, что Господь не оставит нас, не покинет нас. Вот я живу и благодарю за каждый прожитый день. Господь каждый день дал мне для пользы, чтобы увидеть солнце, увидеть полевой цветок, ромашку и всю красоту Божию.

В плену у немцев

Я попался в плен немцу, который объезжал оставленные нами земли. Он мне говорит: «Шиссен!» (Стреляю!). И попал я в колонну к немцам… Потом и говорю немцу, который рядом со мной шёл: «У меня баух швертен (брюхо болит)». А там рожь росла, и он говорит: «Иди туда!» И я в рожь зашёл, а как вышел обратно — тут двое юношей меня подхватили, в сереньких таких полукурточках. Довели меня до хутора Савинцево по лесу. Я гляжу: немцы отступают, хутор Савинцево жгут. Меня женщина накормила, в большом стогу сена переночевал — и меня как крылом кто-то укрыл, — очутился уже в Шабанове. Здесь ещё шрапнели гудят, но я уже дома.

Чудесное исцеление

У меня камень встал в почках. И я на крик кричал от боли… Положили меня в больницу, а в больнице тогда не знали, как выгнать камень. Ванны горячие делали — ничего не помогало. «Бегай, — говорят, — может, растрясёшь внутренности, и камень твой выпрыгнет». И вот я бегал и думал: «Господи, не забыться бы мне, а то стукнусь об угол и капут». А потом присел, гляжу — дверь открывается в нашу палату… Нас восемь человек было в палате, и у всех мочекаменная болезнь; ребятки там были, мальчишки лет по 12, по 13, и взрослые мужчины лет по 40, а мне тогда было, по-моему, лет 45. И вот дверь открывается, входят монахини — прямо осветилась вся палата. И сперва они к ребятам подошли, как консилиум докторов, а потом подходят ко мне. И совещаются, как на консилиуме: «Этого больного надо ослабить». А я скорей говорю: «Ослаби, остави, прости мне моя согрешения вольные и невольные». Перекрестился и спрашиваю: «А кто мне сказал это?» Одна говорит: «Ирина». И те больные, мимо кого они прошли не останавливаясь, — те умерли. Сперва я подумал: «Как они могли пройти?» — ведь ночь уже, 12­й час, а порядки в больнице строгие. А потом высчитал, что это были святые мученицы Ирина, Агапия и Хиония, их память 29 апреля. В монашеском все три, на одеждах складки такие, как на иконах рисуют… Но нет, я даже на иконах не видел такого чудесного облачения. Чудное, неземное облачение… И вот только они ушли, как вскорости камень у меня и вышел. Профессор как увидел этот камень, так и засмеялся: «Ну, бать, ты эфиопа родил!» А ребята в палате кричат профессору: «У нас чудо! У нас чудо! Миронов улыбнулся сегодня!» Я действительно улыбнулся утром, потому что камень у меня вышел и боль прекратилась.

Св.прп.Кукша Одесский

А Кукшу я видел уже семинаристом. В Почаев ездил к нему, да. Он принял меня, а я испугался. Ох, как я закричал: «Отченька, я не могу, я такой страшный, никудышный, палимый огнём!» А он: «Но-но! Будешь по приходам ездить, раз хочешь быть священником, будет у тебя 17 приходов…» Как сказал, так и вышло — 17 приходов.

О чётках

Можно не носить чёток: у нас пальцы вместо чёток. Вот у меня чётки какие (батюшка показывает раскрытую ладонь): «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!» (загибает один палец). Перебрал все пальцы на одной руке — теперь давай другую руку, потом опять эту. Вот это тебе и чётки: хочешь — сотню молитв, хочешь — две, читай, сколько тебе влезет, только б было желание. А нет желания — и всё, встала молитва… Я сейчас посреди ночи на молитву просыпаюсь, и сразу будто вижу свет. Иисусову молитву читаю во сне. Да, так бывает, что и во сне, а когда проснулись, обязательно надо Иисусову молитву сотворить. И мирянам тоже. Мне говорят: «Батюшка, боюсь Иисусову молитву читать — ещё в прелесть впаду!..» Нет! «В прелесть не впадёшь, если за Господом пойдёшь» — есть такая пословица, запиши её.

«Сиди, лягушка, в грязи!»

Отец Павел (Груздев) сказал монаху, который хотел уйти из монастыря: «Сиди, лягушка, в луже, а то будет хуже!» А я так эти слова переделал: «Сиди, лягушка, в грязи и не суйся в князи!» А то мы всё хотим, чтобы повыше стать.

О чтении духовной литературы

Каждое слово, данное в книге о Боге, не только воспитывает человека, но делает человека другим. Совершенно другим. Потому что Божественное — оно, как апостол говорит, «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдо­острого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» (Евр.4,12), и человек впитывает это Божественное слово. Хорошие книги, они всегда нужны. Вот у меня слезятся глаза, а я всё равно читаю — без книги я не могу. Хотя бы сто, хотя бы двести страниц в день, но мне обязательно надо прочитать. Вот, очки сниму и одним глазом читаю.

О горе человеческом

Помните стихи:

Горя-то, горя сколько кругом,
Божьего света не видно.
Право, о собственном горе своём
Думать становится стыдно.

И правда, взгляните, как мы живём: и кров у нас есть, и кусочек хлеба есть, и вода нев­ская хорошая… Всё даёт нам Господь. А вы, наверное, слышали, сколько горя на Украине, где проливается кровь, где сотни детей убитых? Мирных людей убивают архаровцы — вы знаете кто. У нас-то мы такого не слышим, а меня на вой­ну в 17 лет взяли — пришлось видеть всё горе: вот это было настоящее горе, когда люди в землянках жили, в лесах скитались — озлобленные, голодные, холодные, кусочка хлеба не было… Вот горе-то, братья и сёстры! А мы живём, как в райском саду: всё у нас есть. Слава Богу! И Господь ждёт от нас только благодарности. Ничего Он другого не ждёт. А если у кого чего-то не хватает, то мы стараемся помочь этим людям. И когда приходит к нам отец Димитрий Василенков, петербургский военный батюшка, мы стараемся что-нибудь передать с ним на Донбасс. И в монастыри передаём, стараемся каждому человеку помочь, — это самое основное.

Завет отца Иоанна

Я вижу, возлюбленные, что вы с великой любовью, с великим тщанием спешите в Дом Божий. «…Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих» (Пс.83,11). И потому я, пастырь уже и древний, радуюсь за вас: ваши молитвы поднимают дух к Небу. «…И вопль мой к Тебе да приидет» (Пс.101,2).

Конечно, радость наша должна взаимной быть, если мы взаимно любим друг друга. А Иоанн Богослов, когда он уже не мог сам ходить (он до ста лет прожил), когда приносили его на собрание верующих, что он повторял? Какие слова? «Дети, любите друг друга». И вот я завещаю вам, чтобы вы и после моей кончины любили бы друг друга, были бы детьми Божиими. Самое основное — быть детьми Божиими и жить как в одной семье.

следующая