Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О КРАСНОЙ ГОРКЕ И ВЕЛИКОДЕННЫХ ПЕСНЯХ

Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. В обеих столицах России на все дни недели для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где представляют комедианты, и другие зрелища. Прочее население делает поздравительные визиты родным и знакомым, катается в экипажах. Каждый город или село оглашается колокольным звоном до вечерен, где позволено упражняться всем желающим.

Яйцо от первого христосования считается «наисвященнейшим», его сохраняют целый год до нового христосования. Простой народ убеждён, что с этим яйцом в первый день праздника во время заутрени можно узнать колдуна, который покажется спиною к алтарю.

Крестьяне верят, что в Светлое Воскресенье солнце играет на небе. Такое же убеждение существует у простого народа Ирландии, и многие стараются подкараулить момент, когда оно играет.

В деревнях во время Пасхи занимаются всевозможными играми, преимущественно мужчины бьются красными яйцами, катают их с каточков; девушки и молодые парни качаются на качелях, водят хороводы и пр. Финны, подобно русским, тоже устраивают качели и водят хороводы, в которых в старину принимали участие даже старухи. В Финляндии о Святой Неделе, подобно нашим куличу и пасхе, пекут пресные лепешки, называемые мемми (mammi).

Во всей России простой народ убеждён, что до самого Вознесения Христова сатана в аду лежит ничмя, не шелохнётся, а Христос ходит по земле.

В Малороссии и Белоруссии о Святой Неделе поют великоденные песни, сопровождаемые музыкою, ходя по домам ночью ватагою, которая называется волочебник; тот, кто управляет их хором и руководит, называется починальником. Первая песня обращается к хозяину и хозяйке; в ней прославляется благоразумное домостроительство, зажиточность и благочестие, причём упоминают, что св.Юрий (Георгий) запасает им коров, св.Николай — коней, св.Илья зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) — засевает, а Покров — собирает и т.д., и после всякой строфы припевают «Христос Воскресе». Смысл песни имеет глубокое значение… подразумевается своевременное решение хозяйственных задач, которые наш русский народ совершает, согласуясь с праздниками, вверяя свои полевые работы и вообще хозяйство покровительству святых, хотя на самом деле здесь дело хозяйства сопряжено со временем года.

В Перми Пасха отличается от прочих воскресных дней только тем, что в первый день поутру разговляются пельменями. Со второго дня начинают работать.

Слово «Красная горка» известно по всей России и знаменует в общем своём значении весну с её красным солнышком, с её Пасхой красною, с весною красною, то есть красивою, весёлою, оживлённою благоприятным воздухом, водами, получившими свободу и сбросившими ледяные оковы. Можно также производить значение Красной горки от мест сельских гуляний во время Св.Пасхи, когда обыкновенно разливаются реки от снегов и заливают низменности, причём остаются только одни возвышенные места, гористые или горки, где о Пасхе обыкновенно устраивают гулянья. В Смоленской губернии Красная горка называется Толпищем и напоминает славянское Стадо. В одних краях Красною горкою называется гулянье на Святой Неделе, в других — Юрьев день; но везде Красною горкою называется весеннее время, удобное для свадеб; от Фомина понедельника до Георгиева или Юрьева дня как время половодья, время свободы, время, в которое земледельческий труд не начинался, а только к нему приступают. В это время молодёжь вся в сборе, никто не уходил на заработки, на сторону из числа тех, кто занимается промыслами или работами фабричными, плотницкими или речными; между тем каждый крестьянин-семьянин желает иметь работницу в доме — и если имеет неженатого сына, то старается в это свободное время окружить молодца.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М.Забылиным. М.: Изд. книгопродавца М.Березина, 1880 (с сокр.)

 Отмечается Красная горка (Антипасха, или Фомино воскресенье) в первое воскресенье после Пасхи. В 2022 году Красная горка приходится на 1 мая.

предыдущая    следующая