Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беседы о вере

А.И.Осипов. ЕСЛИ БЫ БОГ БЫЛ СПРАВЕДЛИВЫМ

1. В чём отличие русского человека от западного?

Когда мы говорим об идее какого-то народа, то этим самым мы пытаемся выявить основную направленность его, если хотите, жизни. Основную! Самое главное! Направленность его жизни, в чём она заключается?

Так вот, если говорить об идее русского народа, то мне кажется, что прекрасно сказал об этом Фёдор Михайлович Достоевский. В частности, он пишет (я постараюсь повторить его мысль): «Вы не смотрите на то зло, которое часто делает наш народ, на его преступления, на его воровство, его обманы… Не смотрите вы на это! Да, это всё есть… Но вы посмотрите на другое: что у него в душе сидит и является главным? А в душе его главное — это всё-таки Бог! Несмотря на всю грязь, на все преступления, —
кажется, всё завалено… Но у него внутри горит этот огонёк!»

Вы знаете, когда я прочитал это, я всей душой согласился! Приходилось неоднократно встречаться с таким фактом (может быть, и вы с ним встретитесь): пьяница, матерщинник, который на работе обманывает и ещё что-то нехорошее делает… И вот он выпил… Хорошо выпил! И о чём начинает говорить мне?

— Я тоже верю в Бога! Простите меня! Я гадкий человек, я знаю, что я грешный, но я тоже верю в Бога! Простите!

Вы знаете, я был просто потрясён. Он сознаёт, что он грешный и негодный человек, и вдруг оказывается, что в душе его, под завалом всяческой грязи, — тоже живёт вера в Бога! Недаром же говорят: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». И вот оно просыпается!

И вот русская идея (если вам больше нравится слово «код» — ну не знаю…) в том и состоит, что, несмотря на то что все мы действительно грешные и чего только в нас нет, но всегда в нас звучит — иногда сильнее, иногда слабее — идея Бога. Духовное прежде, чем материальное. Кстати, этим я объясняю, что в нас подчас видна небрежность к самим законам и то, что мы порой отстаём в промышленном развитии… Для нас это второстепенное! Первое — другое! Мы живём идеей! А эта идея что? Бог, конечно.

Вот что главное, вот что нас характеризует, вот почему нас называли Святой Русью, а вовсе не потому, что мы святы! Ну что вы! Столько дурного можно о нас наговорить… Нет, не потому, что святы, а потому, что мы осознаём, что мы не святы. Другие народы не сознают этого. Если кто интересуется этим, если вы будете педагогами, то очень советую прочитать работу Ивана Васильевича Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России». Прочтите эту замечательную статью, в которой он показывает всю разницу русского и западного духа. А он это великолепно знал: он слушал лекции Гегеля, гонял с ним чаи, был одно время настоящим гегельянцем, — и он великолепно знал западного человека. Ой, советую вам прочитать эту статью! Здесь он пишет примерно так: «Чем характеризуется русский человек? Он всегда чувствует свою недостаточность… Перед чем? Перед тем высоким идеалом, что есть в его душе! Западный человек, напротив, всегда доволен собою».

Вы знаете, мне приходилось очень часто участвовать в различных западных конференциях. И часто меня знаете что удивляло? Идёт конференция — вдруг выскакивает на трибуну совсем молоденький человек, лет девятнадцати, двадцати, и начинает поучать эту тысячную конференцию! «Суть-то в чем? Вот в чём! Вот как надо!» — и прочее. Он себя показывает: «Видите, какой я? Вот все и должны быть таковыми!» И я вспомнил Киреевского… Верно! — там человек доволен собой, а русский всегда чувствует свою недостаточность. А когда я это чувствую, у меня открыта перспектива — к чему? Сами понимаете! — к развитию, к совершенству… Там этого нет. Вот он, русский код! Мы всегда видим, что мы грешные перед лицом святости, а значит, мы видим святость! Бог, духовное у нас — номер один, материальное — номер два. Это всегда было основным духовным кодом России.

2. Что неведомое открыло человечеству Рождение Христа?

…Смотрю я в свою душу и вижу: какие-то мечты приходят сюда, грёзы, возникают надежды… А что это за мечты? Тоже, смотрю, разные… Бывают очень хорошие, красивые, романтические — ну просто сказка. А бывают такие, что я о них никому ни за что не скажу. Я даже самому себе не скажу об этом! Что же это такое происходит в душе, такое удивительное сочетание в одном человеке? С одной стороны, действительно что-то прекрасное, с другой стороны, настолько тёмное, подчас настолько грязное, что всем нутром своим чувствуешь: это не то! Но приходит, тоже приходит!

Все говорят: «Бог… Бог…» И во всех религиях говорят о божестве. А какой это Бог? Самое высокое, о чём говорили, — это Справедливость. Греки знаете как Справедливость изобразили? У них была богиня Фемида; её изображали с повязкой на глазах, непроницаемой повязкой, потому что она была богиней суда. Сама Справедливость, богиня справедливости, у неё никакого лицеприятия, перед нею хоть император, хоть последний раб, — она судила только за дела, и как судила? «Ты — освобождаешься, ты — на казнь!» И до сих пор многие считают, что основным законом жизни будто бы является справедливость. И всегда так считалось. И вдруг — что произошло-то? Этот Рождённый среди грязи и навоза сказал: «Нет, что вы! Если справедливость, то не знаю, сможем ли мы жить вообще!» Потому что посмотри в себя, человек, и ты увидишь, сколько у тебя гадостей внутри. Если бы Бог был справедливым, то он должен был бы меня тут же казнить! Как я плохо думаю о своём соседе или соседке! Как я завидую, как я горжусь, как тщеславлюсь, как обманываю, как лгу, как несправедливо обвиняю!.. Да меня тут же нужно уничтожить Богу, если бы Бог был справедливым! Ой, нет, только не справедливость! Избави Бог!

Он сказал: высший закон жизни, которым является и Сам Бог, — не Справедливость, а Любовь. Если бы мать поступала по справедливости с детьми, их бы давным-давно не было. Если бы общество жило только по закону справедливости, давно бы уничтожили друг друга. Что вы! Спасает только одно — великодушие, снисхождение, милосердие, любовь.

Оказывается, Рождество Христово — это праздник не чего иного, как возвещения нового понимания Бога, нового понимания закона жизни человеческой — Любви. Там, где любовь, только там и может быть человеческая жизнь.

предыдущая    следующая