Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Матушка Ксеньюшка

КО СВЯТОЙ КСЕНИИ: БЛАГОЧЕСТИВОЕ ГОСТЕВАНИЕ

В ожидании дня св.блаж.Ксении Петербуржской мы беседуем с настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери прот.Евгением Шогеновым.

— Помню, однажды написал материал ко дню святой Ксении, и материал этот вышел очень сердитым. Я в нём решительно протестовал против всевозможных суе­верий, размножившихся вокруг почитания нашей любимой Блаженной. Наш главный редактор А.Г.Раков прочитал написанное, нахмурился и сказал: «Не надо так высокомерно говорить о народной вере». Материал, естественно, в газету не пошёл. И вот теперь я хочу спросить у вас, отец Евгений: что вы думаете о народных (даже простонародных!) традициях почитания матушки Ксении?

— Вы знаете, я с годами стал относиться к этим традициям более снисходительно. Вы только подумайте: народ у нас несчастный, церковная культура им потеряна, мы сейчас эту культуру по крупицам собираем… Конечно, сейчас много есть и церковных, благочестивых людей, храмы наши наполняются, — но всё-таки людей непросвещённых больше. А ведь всякая душа нуждается в богообщении! Что же касается могилы святой Ксении, то здесь надо понимать, что у неё трёхвековая история, и большая часть этой истории — годы лихолетья, безбожия, войны. Вы же знаете: долгое время была наша часовня закрыта, обнесена глухим забором, люди не могли ни войти, ни поклониться подобающим образом, ни совершить там богослужение… Что им оставалось? Только ходить вокруг этого забора да молиться про себя… Весь забор был исписан именами, молитвами, просьбами, всё было усыпано записочками… Отсюда, наверное, и сохранилась традиция троекратного обхода вокруг часовни. И знаете, я не вижу здесь ничего плохого. Как апостол Павел говорил: «Я питал вас молоком, а не твёрдою пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах…» (1Кор.3,2). И мы всегда должны об этом помнить и с уважением относиться к людям, подсказывать им, помогать… Сначала надо человека принять, согреть любовью, омыть его таинствами, одеть его молитвой, а потом уже дать ему знания церковных правил, догматов — и отдать его в руки Божии, привести ко Христу. Поэтому у меня отношение к народным суевериям снисходительное. Быть может, если есть среди них и какие-то особенно нелепые, неприемлемые… Но я таких не знаю.

— Во всяком случае, против обходов часовни и записок вы не возражаете?

— Наоборот, приветствую. Часовенка у нас маленькая, сразу все желающие в неё не поместятся, особенно в большие праздники. Вот мы просим людей не задерживаться… Но нельзя же ограничить общение с Блаженной. Вошёл в часовню, вышел — а дальше-то что делать людям? Пусть походят вокруг, постоят у стены, помолятся — от этого будет только польза. Мы потому и стараемся сейчас создавать более комфортные условия для пребывания на Смоленском кладбище: чтобы были туалеты, чтобы паломники могли руки помыть, привести себя в порядок после долгой дороги…

— Можно ли дать список правил, как следует себя вести благочестивому человеку, придя к матушке Ксении?

— Да, это очень хороший вопрос! Действительно, ведь мы церковные люди, мы должны придерживаться определённых правил, в том числе и когда приходим на Смоленское кладбище, ко святой блаженной Ксении… Мы должны знать, что блаженная Ксеньюшка всех нас слышит, всем помогает, независимо от того, сколько мы молитв прочитаем; самое главное тут — это наша сердечная открытость, искренность… И конечно же, наше старание вести себя по-христиански. Как в молитве говорится? «Остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим». Вот первое правило: если мы просим у святой каких-то жизненных благ — значит, и нам самим нужно слышать окружающих людей, не быть безучастными к их нуждам, просьбам. Посмотрим на житие Блаженной: ведь она не различала и не различает, правильно живёт человек или неправильно, богатый он или бедный, образованный или простой… Она без различий всем помогает, ко всем призывает милость Божию. Поэтому и мы должны помогать нуждающимся.

Назвал бы я и такое правило: прежде всего нужно зайти в храм Смоленской иконы Божией Матери! Он существует под Покровом Царицы Небесной, и сама блаженная Ксения строила этот храм. Надо непременно поклониться Смоленской иконе. Хотя она находится в иконостасе, но к ней устроен особый проход — можно подойти, поклониться, приложиться… Затем можно подойти к иконе «Достойно есть (Милующая)» в её боковом приделе. Надо почтить Царицу Небесную, а затем уже пройти в часовенку.

Следующее правило: если в часовню стоит очередь, то не теряйте время зря, не болтайте по телефону или с соседями по очереди. Потратьте это время на молитву! Прочтите акафист блаж.Ксении, молитвы… Ещё раз подумайте, о чём именно вы хотите просить. И очень важно именно в этот момент попросить у Бога и блаж.Ксении прощения своих грехов! Мы должны подходить к святыне с сокрушением сердечным, мы должны обязательно попросить у Бога прощения, покаяться. Конечно, это будет не исповедь, не таинство Покаяния, но такое сердечное сокрушение тоже имеет силу, оно очень важно в деле молитвы.

Когда зайдём в часовню, надо обязательно приобрести свечи, поставить их, подать записки… После этого сначала подходим к иконе блаженной Ксении, написанной в 1988 году, ко дню её прославления, а потом уже ко святому гробу. У гроба лучше встать на колени, приложиться к нему головой и помолиться крат­кой, точной молитвой.

Есть замечательная традиция: вы всегда можете попросить у тружеников часовни лепесток от цветка, освящённого на гробе. Эти лепесточки мы дома опускаем в сосуд с маслом (можно растительным) — оно освятится, и этим маслицем можно каждый день помазывать и лоб, и любые больные места… Только всё это надо совершать обязательно с молитвой святой Ксении! И каждый день — я являюсь тому свидетелем! — бывают от этого чудесные исцеления. Такое случается, что поверить трудно, — истинно, чудеса Божии: больные исцеляются, бесплодные рождают…

И последнее правило: не надо, помолившись, сразу убегать с кладбища. Можно вспомнить, что у нас есть и другие святые места. Есть могила блаженной Ирины, могила блаженной Анны Ивановны — духовных последовательниц блаженной Ксении. Есть место почитания сорока мучеников, которые, по преданию, были заживо там погребены в годы безбожия. На кладбище осталась могила прмц.Марии Гатчинской. Мощи её были перевезены в Гатчину, но тем не менее она долго здесь лежала и освятила это место…

А потом можно зайти и в нашу трапезную, перекусить, немножко отдохнуть и зайти в музей. Этот музей совсем не велик, но интересен. Там работают сыновья покойного отца Виктора Московского Александр и Георгий; они выросли на этом приходе, они знают много наших преданий, это очень интересные люди. Сотрудники Эрмитажа сделали для нас одежды именно из тех материалов, которые использовались в XVIII веке, наподобие тех, что носила блаженная Ксения, — ведь есть подробное описание её одежды. Есть кирпич от Смоленского храма, и можно представить, как Блаженная носила по 5—6 таких кирпичей, — это даже для современной женщины тяжело! Есть экспозиция с письмами к матушке… Письма — это отдельная история: многие люди, которые не могут приехать в Петербург, пишут письма ко святой Ксении: «Святая Ксения, матушка, помоги в том-то и в том-то!» И мы на каждое послание стараемся ответить и обязательно вкладываем в конверт освящённые лепесточки. Сами письма мы относим в часовенку, прикладываем ко гробу, потом труженик часовни их сжигает в благочестивом месте.

— Не обойтись нам, батюшка, без рассказа о тех чудесах Блаженной, которых вы были свидетелем!..

— Помню, приехала издалека одна женщина и рассказала мне, что обрела взаимную любовь с одним хорошим человеком, но что-то им всё время мешает пожениться. Мы отслужили молебен, и уже через две недели эта женщина мне написала, что они уже повенчались!

Несколько лет назад приезжала сюда одна пара — люди не совсем церковные, но крещёные. Прожили несколько лет в браке и никак не могли родить ребёнка. Сейчас женщина приехала поблагодарить Блаженную со своей уже пятилетней дочкой и сказала: «Батюшка, её зовут Ксенией! Мы пообещали, что если родится девочка, обязательно назовём в честь святой».

Один мужчина тяжело заболел (что-то у него было с мозгом —
видимо, опухоль), и врачи уже потеряли всякую надежду его вылечить. Всё же назначили ему очень сложную операцию. Кто-то из родных посоветовал ему написать письмо святой Ксении. Он написал, получил в ответ освящённый лепесточек, как положено, опустил его в масло, и каждый день, а то и несколько раз в день с молитвой помазывал голову. Пришло время для очередного обследования — и тут врачи руками развели: никаких следов болезни, он совершенно выздоровел! Но самое главное даже не в этом. Этот человек написал благодарственное письмо: «Вы даже не представляете, как изменилась моя жизнь! Я ведь теперь не курю, не пью, каждое воскресенье и праздники посещаю церковь, исповедуюсь, причащаюсь, живу по заповедям Божиим». Это и есть главное чудо святой Ксении!

— Как за время настоятельства изменился ваш взгляд на святую Ксению? Быть может, вы поняли нечто новое в её подвиге?

— Я очень ясно понял, что Блаженная помогает нам полюбить Церковь. Ведь Ксения пришла к нам на Смоленку потому, что почитала Божию Матерь, — так почитала, что по ночам не спала, помогала ускорить строительство храма. Она храмостроительница! И я знаю много чудес, когда она помогала батюшкам именно в строительстве храмов. Святая Ксения помогает нам воцерковиться, полюбить Церковь, стать по-настоящему православными!

И второй немаловажный момент… Когда мы читаем её житие, мы как бы тонем в частных обстоятельствах: жила молодая женщина, потеряла мужа, и это её сподвигло к подвигу, она стала вымаливать супруга… Получается какая-то сугубо семейная история! Но на самом-то деле история эта касается не одной семьи Петровых, а всей России. Ведь православными людьми XVIII века Петербург воспринимался неоднозначно: все видели в нём угрозу православной вере, русским традициям, русской культуре… Поэтому когда святая Ксения ходила в мундире петровской армии, она, как святая, обличала петровский режим, безмолвно призывая власти обратиться к духовному. Да, земное наше обустройство крайне важно, необходимо, и Пётр, как царь, был выдающимся человеком, но никогда нельзя забывать о духовном! Ксения была молитвенницей за православную Россию, за то, чтобы Петербург стал поистине православным городом! Поэтому Смоленка — очень важное место не только для Петербурга, но и вообще для православного мира, особенно сегодня, когда мы говорим уже не просто о секуляризации, но о чём-то более страшном, — как это показывает нам Запад. Выздоровление от этого непременно связано с часовней блаженной Ксении.

— Ксения — имя распространённое. В день святой Ксении многие русские женщины справляют свои именины. Пожелайте что-нибудь им, отец Евгений.

— Я от всей души поздравляю всех именинниц, которые получили в крещении имя в честь блаженной Ксении, молитвенно желаю им крепкого здоровья, Божией помощи, радости, мира. Но пусть они всегда помнят, что Ксения переводится как «Странница» и все мы странники в этом мире. Всё, что у нас есть, — это дар Божий, это всё принадлежит не нам, а Богу, и поэтому надо всем нам стараться ни одного дня не проживать напрасно, чтобы каждый день был наполнен добрыми делами. И конечно же, многая вам и благая лета!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

следующая