Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПЕДАГОГ МИЛОСТЬЮ БОЖИЕЙ

Его не стало, выдающегося учёного-педагога, почётного профессора РГПУ им.А.И.Герцена, академика-секретаря отделения «Русская национальная школа» ПАНИ, академика Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры, удостоенного медали К.Д.Ушинского, — Ивана Фёдоровича ГОНЧАРОВА (1930—2021).

Иван Фёдорович был добрым другом нашей редакции, с удовольствием сотрудничал с дочерней газетой «Чадушки», считая, что дети не просто будущее России, но её слава и шанс её возрождения. Сегодня мы вспоминаем одну из последних бесед с этим выдающимся учёным-педагогом, радетелем за русский народ.

В невероятно сложных природных и социально-политических условиях освоить шестую часть суши и создать могучую Российскую державу мог только великий народ. Всё: климат, жизненно-исторические испытания, прочная семья, православный образ жизни, Церковь, государственная служба, армия и народная педагогика в согласии с укладом жизни — вызвало к жизни ведущие черты русского национального характера. Они таковы: самоусовершенствование, всемирная отзывчивость, неустанная работоспособность, жертвенный патриотизм, совестливость, военная гениальность, соборное единение, осердеченный ум, умение ставить в пример Господа Иисуса, светочей, богоуподобление души. Ныне мы ослабевшее племя. В России подорван народный дух, являющийся основой государства. Очевидна утрата чувства священности Отчизны, России-матушки, выветрен русский патриотизм. Продолжение жизни русского этнического типа под угрозой. При создавшемся положении русская национальная школа призвана стать центром собирания духовного русского человека.

— Иван Федорович, что вы вкладываете в понятие «русская школа»? И какими тогда являются школы, в которые ходят наши дети?

— С этнической точки зрения школа бывает трёх типов. Первый — школа почвенная, национальная, воспитывающая патриотизм. Второй —
школа беспочвенная, космополитическая, вызывающая у питомцев ощущение всего мира своей родиной и прагматически-тёплое отношение лишь к тому, что полезно им. Третий — школа «полуиностранная», национально-неопределённая. Какая у нас школа сегодня? Многие учителя называют её космополитической, реже — интернациональной, чаще — национально-безличной, склоняющейся к американо-европейскому подражательству.

К сожалению, можно и на русском языке внедрять в умы детей антирусские идеи. Кстати, принципиальное отличие зарубежного воспитания от нашего в том, что образованный западный человек всегда ближе всего знаком со своим Отечеством: языком, историей, географией, политическим и экономическим положением, русский же менее всего знаком именно со своей Родиной. Не худо было бы нам позаимствовать эту черту уважения к своему Отечеству, но именно её, единственно годную для заимствования, мы пропустили.

— Какой вы видите будущую русскую национальную школу?

— Нам «необходимо сделать русские школы русскими» — завещал К.Д.Ушинский. Родная культура — самая ценная в такой школе. Она должна быть не «одной из многих», но являться первой и опорной в отечественной школе. Это первый принцип.

Принцип второй. В русском менталитете есть «горные вершины» и «адская пропасть». В России, её истории, культуре есть прекрасное и безобразное, как у любой другой нации. Однако признание плохого не должно обессиливать нацию, создавать комплекс неполноценности. Необходимо показывать историческое величие России на духовно воспитывающем оптимистическом материале российских событий, фактов, сведений; видеть в родной культуре то, что помогает обретать национальное достоинство.

— Последовательное воспитание и возрождение русского народа… Под силу ли школе справиться с этой задачей?

— В прежние исторические эпохи самобытный русский национальный характер формировался такими социальными институтами, как прочная семья, Церковь, воплощающая русское православие, армия, требующая беззаветного исполнения воинского долга, государственная служба с её честным трудом.

Ныне на помощь школе пришли новые социальные институты влияния на народный характер — пресса, библиотеки, музеи, культпросветучреждения… Однако России не обойтись без Православной Церкви, этой ни с чем не сравнимой воспитательницы православной души. Церковь и школа должны объединиться, их союз — это архимедова точка опоры России. Школа должна приобщать детей и к светской, и к религиозной культуре; необходимо наряду с общеобразовательными предметами ввести Закон Божий. Как писал митрополит Санкт­Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), «Россию спасут те духовные пастыри, которые помогут людям лекарством веры, идеалами Правды и Истины, исцеляющие милосердием учителя, врача, священнослужителя».

Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая