Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Праведники земли Русской

МАМЕНЬКА, СВЯТЫНЯ МОЯ

— Давайте поговорим о матери св.прав.Иоанна Кронштадтского, — предложил мне прот.Геннадий Беловолов, когда я попросил его об интервью. — О Феодоре Власьевне Сергиевой не многим из ваших читателей что-нибудь известно, а между тем это была выдающаяся женщина.

— Очень хорошо, отец Геннадий! Признаюсь, что и мне известно о ней не много. Я с удовольствием послушаю ваш рассказ!

— К сожалению, сведения, которыми мы располагаем о матери всероссийского пастыря, весьма скудны. На биографию в ЖЗЛ пока материала не хватит. Но мы можем воссоздать её жизненный и духовный образ. Начну с того, что мы, к большому счастью, имеем её изображение. Единственный снимок был сделан по инициативе о.Иоанна Кронштадтского во время последнего приезда Феодоры Власьевны в Кронштадт в 1871 г. Надо сказать, что это большая удача. К примеру, изображения его отца нет, и мы не можем представить его внешний облик. Благодаря этому снимку мы видим, что о.Иоанн во многом наследовал внешние черты своей матери. На этом снимке простая русская женщина с твёрдым взглядом, выдающим сильный характер. Она даже в Кронштадте не изменила своей привычке по-крестьянски завязывать платок на голове узелком наперёд.

Родилась Феодора Власьевна в Суре 8 (21) февраля 1808 г. в семье дьякона сурского прихода Власия Порохина. В возрасте 20 лет в июле 1828 г. её выдали замуж за дьячка сурской церкви Илью Михайловича Сергиева. Феодора Власьевна пережила и радость материнства, и горечь утрат. Трое её детей умерли в младенчестве и юности.

Второй сын Сергиевых, Никита, родившийся 1 апреля 1831 г.,
прожив всего четыре месяца, умер. Может быть, поэтому, не надеясь, что старший сын выживет, поскольку родился очень слабеньким, Илья Михайлович и Феодора Власьевна своего третьего сына, родившегося 24 мая 1832 г., тоже назвали Иваном. Но Богу было угодно, чтобы первенец, преодолев все болезни и напасти, стал известным всей России молитвенником Иоанном Кронштадтским, а второй Иван, прожив всего 18 лет, заболел и умер 1 октября 1850 г. от чахотки. Следующий сын, Василий, также умер младенцем, в восьмимесячном возрасте. Позже родились две девочки: Анна — 1 февраля 1836 г. и Дарья — 22 марта 1839 г. То есть всего Феодора Власьевна родила шестерых детей.

После смерти мужа в 1851 г. она осталась одна с двумя дочерьми: Анной, 16 лет, и Дарьей, 13 лет.

По воспоминаниям современников, Феодора Власьевна была женщиной сильной и в то же время очень сердечной и глубоко верующей. В последние годы жизни она сильно скучала по возлюбленному сыну и несколько раз приезжала к нему в Кронштадт.

В последний приезд она заболела холерой и умерла 6 июля 1871 г., на 63­м году жизни. Здесь и была похоронена 8 июля, на Казанскую икону Богоматери, на городском кладбище. Отпевал её сам отец Иоанн Кронштадтский. Позже он воздвиг над её могилой прекрасную шатровую часовню, сохранившуюся, к радости почитателей отца Иоанна, и поныне.

— Пожалуй, всё, что мне до сих пор было о ней известно, — это история о том, как она запретила св.Иоанну прерывать пост ради лечения, хотя врачи настаивали на том, чтобы пост был прерван. Что вы думаете об этом поступке? Нет ли здесь некоего максимализма?

— Этот один из немногих известных эпизодов из жизни Феодоры Власьевны, тем более интересный для нас. По моему мнению, он прежде всего говорит о глубокой вере и благочестии матери святого. В народном сознании эти два понятия — вера и благочестие —
были неотделимы. Люди жили по вере, строго следовали правилам Церкви, и нарушение поста воспринималось как отступление от веры. Очевидно, что так мог сказать только человек неравнодушный к своей вере, живущий по ней. По сути, Феодора Власьевна преподала родительский урок своему сыну, пусть уже и священнику, жизни по вере. Для нашего времени это необходимое напоминание. Ведь многие наши современники исповедуют весьма странную «веру в душе», а не в жизни. Феодора Власьевна вряд ли бы приняла такую веру. Для Иоанна Кронштадтского в этой истории был важен принцип материнского благословения, который в наше время также практически утрачен. Родители в большинстве даже не подозревают, какую большую власть дал им Господь и сколь велика сила родительского благословения.

— Как вы впервые заинтересовались биографией Феодоры Власьевны? Как вы шли к этой теме?

— Это произошло в начале работы по воссозданию Мемориальной квартиры св.Иоанна Кронштадтского. В один из первых своих приездов в Кронштадт, ещё тогда, когда город, как военная база флота, был закрыт для посещений и приходилось получать пропуск у военного коменданта, я побывал на городском кладбище и с удивлением увидел посередине одиноко стоящую высокую шатровую часовню над могилой Феодоры Власьевны, которую воздвиг своей матери отец Иоанн Кронштадтский. Меня поразили две вещи. Во-первых, как батюшка Иоанн почитал свою родительницу, что построил столь замечательную часовню. (Потом я узнал, что он воздвиг точно такую часовню также в Суре, на могиле своего отца Ильи Михайловича.) Во-вторых, как она смогла сохраниться?! Ведь в советское время кронштадтское кладбище пережило настоящий погром, иначе не назовёшь. Даже по советским меркам, когда досталось практически всем кладбищам царской России, кронштадтское кладбище пострадало особенно. Оно на
90 процентов было разрушено, могилы российских флотоводцев и адмиралов были осквернены и уничтожены. И то, что при этом уцелела часовня и могила матери «мракобеса и монархиста» (так неизменно называли в советское время дорогого Батюшку), нельзя назвать иначе как чудом. Тогда-то я подумал: что же это была за праведница, если Господь сохранил её могилу неприкосновенной в годину гонений? Захотелось узнать о ней побольше.

В 1999 г. была открыта первая очередь музея — гостиная квартиры о.Иоанна. Тогда же я познакомился с потомицей рода Иоанна Кронштадтского Тамарой Ивановной Орнатской. Известный исследователь Достоевского и Тургенева, доктор филологических наук, научный сотрудник Института русской литературы, она была пра­внучатой племянницей Иоанна Кронштадтского по линии его сестры Дарьи Ильиничны.
У нас с ней возникло множество творческих идей — в частности, издание Дневника Иоанна Кронштадтского.

Мы вместе с Тамарой Ивановной посетили Государственный архив РФ (ГАРФ) в Москве, познакомились с его директором Сергеем Владимировичем Мироненко. Он дал нам возможность увидеть подлинные тетради Дневников, подержать их в руках. Все 27 тетрадей вынести нам сразу было невозможно. Когда встал вопрос, с чего начать, я предложил посмотреть тетрадь за 1871 год. Почему? Потому что именно в этом году преставилась Феодора Власьевна. Мне было интересно, что записал Иоанн Кронштадтский в день смерти своей матери. Нам вынесли эту тетрадь. В белых перчатках, по правилам архива, мы приняли в свои руки Дневник отца Иоанна. По архивному листу выдачи оказалось, что после поступления в архив эту тетрадь ещё никто не заказывал. Мы были первыми её читателями спустя многие годы. Не буду описывать те глубокие чувства, которые мы переживали тогда.

Вскоре сделали важное открытие. Практически во всех книгах указывалось как дата смерти Феодоры Власьевны 8 июля. Но под этой датой у о.Иоанна оказалось упоминание о её погребении. А запись о кончине значится под 6 июля. В этот день о.Иоанн сделал одну из самых пронзительных записей в своём Дневнике. Эта запись для меня стала открытием и откровением:

«6­го июля. В 7­м часу утра скончалась от холеры родительница моя Феодора Власьевна, на 63­м году от роду. Упокой, Господи, душу возлюбленной матери моей, рабы Твоей Феодоры, в селениях праведных.

Где я встречу после матери такую нежную любовь, такую простоту, бережность, светлость, нелицемерность, такое смирение искреннее? Слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной, все её услуги безотговорочные, скорые. Видно, так Господу угодно было, чтобы я походил за ней во время смертельной болезни и похоронил её, помолившись о упокоении души её».

Из этой записи явствует, кем была родная мать для Батюшки: гораздо больше, чем просто родительница. Она воплощала для него идеал христианского смирения, была непререкаемым авторитетом в нравственных вопросах. Можно сказать, что для Батюшки его мать была духовной наставницей — старицей. Именно так именовали многие современники мать Иоанна Кронштадтского, в частности, настоятель Веркольского монастыря Феодосий (Орехов) уважительно именует её Великой Старицей.

Впоследствии, работая с Дневниками отца Иоанна, я делал выписки с упоминаниями о матери. Собранные вместе, они образуют удивительный гимн матери. «Маминька — святыня моя» — так благоговейно называл о.Иоанн свою мать в дневниках, записывая слово «Маминька» с большой буквы. О.Иоанн учит, что родная мать для каждого человека — это святая, его предстательница и наместница перед Богом. Достаточно привести такие мысли отца Иоанна: «Маминьке моей подобает от меня абсолютное почтение! После Бога для тебя выше, дороже, любезнее всех на земле — Мать, ибо ты после Бога от неё получил бытие и первое тщательное воспитание, первые уроки веры и жизни». Или ещё: «Маминьку свою как святую почитай. И точно, для меня она — предмет священного почтения. Маминька — святыня моя, божество моё, поколику она после Бога — виновница бытия. К руке Маминьки подходи как к руке мощей святого, ничем не меньше…»

— Многие наши святые имели святых родителей: Прп.Сергий Радонежский, прп.Александр Свирский, свт.Иоанн Златоуст, свт.Василий Великий… Как вы считаете, можно ли говорить о том, что святость передаётся по наследству или даже генетически? Или может ли быть благословлён Богом целый род?

— Православная Церковь не знает никакой генетической святости. Святость не передаётся с генами по наследству. Это был бы какой-то расизм по признаку святости. Святость в церкви понимается как результат воспитания, личного подвига и призвания Божия. Когда апостол Павел пишет, что жена «спасется через чадородие», он при этом прибавляет: «…если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2,14—15). То есть когда родители сами пребывают в святости, тогда эта святость передаётся через воспитание и пребывание в семейной атмосфере веры и благочестия. Родители могут передать своим детям идеал христианской святости.

Что касается Феодоры Власьевны, нет ни малейшего сомнения в её личной святости, которую она смогла привить и своему сыну. У столь великого святого Русской земли не могла не быть святой и его мать. Отец Иоанн сам почитал её таковой. Нет сомнения, что придёт время, когда будет поставлен вопрос о её почитании как святой и прославлении в лике святых как великой и праведной старицы Феодоры Сурской.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

 Разговор про матушку Феодору в этом номере нашей газеты продолжит художник А.Л.Набатов, написавший портрет матери св.Иоанна Кронштадтского. См. стр. 7.

следующая