Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 июля — Рождество Иоанна Предтечи

ЗЕМНОЙ АНГЕЛ

Святой Иоанн — пророк, Предтеча и Креститель Господень. Почему этот святой стоит наособицу среди сонма святых, когда-либо живших на земле? Размышляет доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ.

Сегодня, дорогие братья и сестры во Христе, я хотел бы обратить ваше внимание на чудные особенности жития и служения святого Иоанна Предтечи, которые делают его непохожим ни на одного святого подвижника и угодника Божьего.

Первое. В самом рождении будущего Предтечи и Крестителя Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа — св.Иоанна — виден Промысл Божий. Со времён последнего иудейского пророка Малахии, то есть с V века до Рождества Христова, пророчества среди иудеев прекратились. Они ждали второго пришествия древнего пророка Илии. И вот в местечке Эйн-Карем (близ Хеврона), что в 7 км от Иерусалима, в семье иудейского священника Захарии родился сын. Родители его до преклонных лет были неплодны, покуда однажды, совершая богослужение в Иерусалимском храме, Захария не увидел Архангела Гавриила, который открыл ему, что родится у них с Елизаветой сын Иоанн, который станет провозвестником ожидаемого Спасителя-Мессии и «предъидет пред Ним в духе и силе Илии».

Второе. По своему духовному значению св.Иоанн стоит прежде всех святых, но после Пресвятой Матери Божией, ибо был он Предтечей и Крестителем Спасителя нашего Иисуса Христа. Второго такого святого не было. «…Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11,11).

Третье. Святой Иоанн был не только последним ветхозаветным пророком, но и первым новозаветным пророком и мучеником. Он крестил людей в Иордане и говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…» (Мф.3,11). Так, наставляя людей и призывая их к покаянию, Иоанн Креститель свидетельствовал о пришедшем в мир Христе.

Четвёртое. Другие пророки видели пришествие Христово, по словам апостола Павла, как сквозь туманное стекло. Иоанн же не только видел Христа лично и беседовал с Ним лицом к лицу (этой чести удостоился не только он), — Иоанн утвердительно свидетельствовал о Нём и даже сподобился чести совершить над Сыном Божиим Крещение. Через Крещение он посвятил Спасителя на великое служение роду человеческому. Ни про одного святого мы не можем сказать ничего подобного. Ни в коем случае не умаляю значения других святых, но лишь возвеличиваю святого Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Пятое. Таким образом, он был много больше, чем пророк. Иоанн — земной Ангел Божий, которого Отец Небесный послал перед возлюбленным Своим Сыном приготовить Ему путь. «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Мф.11,10).

Шестое. Святому Иоанну было поручено возвестить людям о пришествии обетованного Мессии и приготовить их к Его принятию. Люди ждали Мессию много веков, а Иоанн Предтеча прямо объявил о Его пришествии. Такой чести не имел ни один пророк.

Седьмое. Он был другом и родственником (по плоти) Сына Божия — Его троюродным братом, поскольку Пресвятая Богородица и Елизавета — мать Предтечи — были двоюродными сёстрами. Был св.Иоанн на шесть месяцев старше Христа, о чём свидетельствует апостол Лука (см. Лк.1,27—57).

Восьмое. Святой Иоанн Креститель рассматривал покаяние как второе крещение, а крещение — как покаяние. Когда люди приходили к нему креститься, он говорил: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния <…> Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк.3,7—8,16). Водное крещение — восстановление образа Божия, нарушенного Адамом, как избавление от грехов. Покаяние — как крещение. А крещение Духом Святым — это уже свидетельство о Святой Троице.

Девятое. Предтеча вёл строгую, святую жизнь, питался акридами и диким мёдом (который отнюдь не был сладким). По строгости пожизненного поста ему нет равных. О нём даже говорили, что он вовсе не вкушал пищи. Никогда — ни до, ни после — мир не знал такого подвижника и постника, у которого практически не было страстей, потому как он вёл такой образ жизни, какой не по силам ни одному человеку. Даже пророк Илия, в духе которого родился Иоанн Предтеча, вёл не столь суровый образ жизни.

Десятое. Святой Иоанн до того, как вышел на своё служение, жил в пустыне, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём. История не знает других аскетов, которые могли бы жить так, как он. Даже святая Мария Египетская уступает ему в этом.

Одиннадцатое. Предтеча Господень пламенно любил правду и самоотверженно возвещал её людям, невзирая на личности, за что и был казнён. Царь Ирод, сын Ирода Четверовластника, которого безбоязненно обличал в прелюбодеянии св.Иоанн, приговорил пророка к лютой смерти через усекновение мечом его честной главы.

Двенадцатое. Он единственный из святых угодников Божиих, кто изображается на иконах с ангельскими крыльями, называясь Ангелом пустыни. Никто из святых больше не сподобился такой чести.

Тринадцатое. Святой Предтеча был скромен, смирен и кроток сердцем как величайший угодник Божий… Многие были готовы признать его за Мессию. Но св.Иоанн был человеком кристально чистой души, он говорил: «За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин.1,30), — и пояснял, что сам он «для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин.1,31). И когда уже Спаситель вышел на Своё земное служение и ученики св.Иоанна пришли к Предтече и сказали, что Иисус теперь крестит и все идут к Нему, Иоанн принял это как должное: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. <…> не я Христос, но я послан пред Ним. <…> Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3,27—28,30).

Четырнадцатое. Всегда, даже когда обличал, предостерегал, призывал, св.Иоанн действовал с большой любовью к людям, радея о спасении их бессмертных душ.

Будем же молиться святому Иоанну — Пророку, Предтече и Крестителю Господню, — ведь он был близок Богу, как никто из людей на земле, и стал Ему ещё ближе на Небе. Аминь.

предыдущая    следующая