Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вопрос — ответ

«ЛЮБОВЬЮ ПОКРЫВАЙТЕ ВСЁ»

Недавно одна знакомая плакалась: «Как быть? Пришла я в один городской храм на исповедь и была уверена, что получу от священника епитимью, так как у меня много смертных грехов… два аборта — это ведь два убийства… А до этого я не исповедовалась около семи лет и в церковь не ходила. Но батюшка, выслушав меня, сказал: «Иди причащайся». Правильно ли это? Быть может, он меня плохо слушал или не понял? Имею ли я право вот так — пойти и причаститься Святых Тела и Крови Христовых?» На этот и другие вопросы отвечает доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ.

СМИРЕНИЕ ПАЧЕ ГОРДОСТИ

Дело в том, что епитимья имеет особое исцеляющее значение в первую очередь для тех, кто регулярно причащается. На VI Вселенском (Трулльском) соборе (состоялся в 680 г.) было принято решение, что если на Божественной литургии человек причащается — он должен причащаться из рук священника или епископа. До этого Св.Дары — Тело и Кровь Христовы — выносились прямо в храм, и люди самостоятельно причащались, а остатки забирали с собой и причащались дома, когда не могли прийти в церковь (запасные Дары). И тогда было установлено наказание: если человек всё-таки смог самостоятельно причаститься, когда есть священник или епископ, то на него накладывается епитимья — одна неделя отлучения от Причастия. Поэтому неделя без Причастия была серьёзным наказанием.

А в истории, рассказанной вами, человек наложил на себя епитимью на семь лет! Причём наложил епитимью самостоятельно. То есть эта женщина самостоятельно оценила свои смертные грехи, наложила на себя епитимью на семь лет и перестала даже в церковь ходить. Но даже наложение епитимьи священником предполагает, что в храм ходить надо и на богослужениях присутствовать необходимо… И назначить любую новую епитимью в данном случае было бы равносильно тому, чтобы отключить свет слепому. То есть дальнейшая епитимья (как и темнота для и так уже слепых людей) в этом случае не привела бы к духовному исцелению и была бы просто бессмысленна. Без Причастия невозможно выйти из состояния духовного уныния. А недоумение по поводу допуска к Причастию показывает нелюбовь к Богу в ответ на Его любовь, проявившуюся через пастыря доб­рого. Бесы её запутали. Один только грех страшнее гордыни — смирение паче гордости. У той женщины, видимо, была уже такая форма гордыни-уныния: мол, «я такая грешница, что мне и в храм ходить нельзя, и причащаться нельзя, буду гордо погибать в одиночестве, без Бога…». Удивительно, что она вообще в храм пришла. Думаю, её Ангел Хранитель тащил в дом Божий изо всех сил. И очень хорошо, что священник оказался столь любящим и мудрым, что почувствовал, что ей сейчас важнее всего причаститься, принять в себя Свет — Святые Тело и Кровь Христовы, — которые осветят все самые тёмные закоулки её больной, заблудшей души.

Епитимьи имеют значение только для людей воцерковлённых, для тех, кто находится в лоне Церкви, кому есть что терять.

Давай начнём всё заново, ещё не всё потеряно?

— Если я делаю какое-то дело, например, тесто замешиваю… и вдруг меня что-то отвлекло — я бросаю работу, но потом возвращаюсь и продолжаю свою работу с того же самого места, на котором остановилась. Это естественно, не буду же я заново брать муку, яйца и прочее и начинать всё сызнова. Это что касается обычной жизни. Но вот что касается жизни духовной… один священник в проповеди сказал, что если человек на своём пути к Богу остановился, то он не остаётся на месте, но откатывается назад, теряет всё, что смог накопить в душе. И если он по прошествии какого-то времени вспомнит о Боге, о Церкви и вновь направит свой путь к Отцу Небесному, то ему придётся всё начинать с нуля… Но почему не с того места, на котором остановились, почему всё теряем, почему всё надо начинать сначала? Ведь отступления и сомнения были даже у святых и у апостолов!

Я думаю, что это всё-таки личное мнение этого священника. Возможно даже, что он читал что-то у святых отцов, выражавших похожую точку зрения. Да, может статься и так, как сказал этот батюшка, но не обязательно. Даже когда человек сворачивает с пути, уходит от Бога и даже приближается к адской бездне… он, если Богу будет угодно, может изо всех сил вновь устремиться к Богу и в одно мгновение выйти на уровень значительно выше, чем был до этого. Примеров тому немало.

Священномученник Киприан… он, казалось бы, уже был в адской бездне, был колдуном, едва ли не князем бесовским почитался. Но в одно мгновение, уверовав во Христа, стал святым подвижником и поднялся на недосягаемую высоту. Почитайте житие сщмч.Киприана или вспомните святых апостолов, покинувших Христа в минуту опасности, но всё же сохранивших Ему верность.

— Да, но ведь, батюшка, Киприан до этого и не был в лоне христианской Церкви, не веровал во Христа Спасителя. Он изначально Его и не признавал. Святой Киприан стал великим подвижником, уверовав во Христа. А вот если человек верил в Бога, ходил в церковь, а потом раз — и в церковь ни ногой, ни перекрестится, ни молитвы не прочтёт, не причащается… А спустя время, будто заново прозрев, опять пришёл в храм, к Богу. Ему придётся начать свой путь к Богу с нуля?

Господь сказал, что от одного грешника кающегося на Небесах будет больше радости, чем от девяноста девяти праведников, не имеющих нужды в покаянии. И что не здоровые нуждаются во враче, но больные.

По моему мнению, все люди верят в Бога, даже когда они этого не осознают. И сказать, что Киприан не призывал Бога, это не совсем правильно, поскольку уж он-то мистический мир знал как никто другой. Просто для него богом на тот момент был сатана. А когда он узнал, что молитва св.Иустины, обращённая ко Христу, сильнее его чар, он довольно дерзко и прямо сказал сатане: «Так ты боишься Креста, который знает Иустина! Что же будет с тобой, когда придёт Сам Распятый на Кресте?» И когда рассвирепевший сатана решил уничтожить его за такую дерзость, Киприан только и успел воскликнуть: «Бог Иустины, помоги мне!» Он даже имени Христа не знал ещё. Хватило одного призывания Бога Иустины…

А у Фёдора Михайловича Достоевского в задуманном им продолжении «Братьев Карамазовых» Алёша Карамазов должен был стать революционером, пройти все революционные круги ада, участвовать в братоубийственной войне и… вернуться в монастырь, вернуться к Богу.

Неисповедимы пути Господни… И я не взялся бы анализировать или что-то предрекать. Думаю, не имеет никакого значения, с какой именно точки начнёт человек своё движение к Богу. Также не важно, начал он свой путь впервые или был перерыв, продиктованный сомнениями или упадком веры. Важен вектор движения, важно, чтобы человек шёл в правильном направлении — курсом на Царство Небесное, к Богу. А скорость движения и остановки не имеют решающего значения — быстрее, медленнее, — это зависит не только от нас, но и от Бога. Это вообще не нашего ума дело… Разбойник, распятый на кресте рядом со Спасителем, первым оказался в Царстве Божием. И сказал об этом не кто-то, но Сам Сын Божий: «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43).

Мы верим в чудо Божие, в Его милосердие. И там, где присутствует Божественная любовь, невозможно определить, с какой точки нашего пути Господь призрел на нас. Господь печётся о нас всякое мгновение, о каждом из нас имеет Свой Промысл. Просто человек в любой момент, когда проникнется светом Царства Небесного, в одно мгновение может там оказаться. И мы знаем немало примеров, когда великие грешники в итоге становились святыми, а иные люди, которые годами шли по дороге святости, оказывались великими грешниками и всё теряли.

В один из своих приездов на Святую Гору Афон я невольно сокрушался, что нет уже таких великих старцев, нет святых, которые были в прежние времена. И схимников нет…  А одно из моих любимых мест на Афоне — восточная оконечность острова, где гора обрывается в море и глубина вод в этой бездне доходит до километра. В этих местах до сих пор запрещено судоходство, поскольку здесь из-за существенной разницы в глубинах (рядом с километровой глубиной — участок, где глубина всего 30 метров) во время сильного ветра образуются страшные водовороты, неся гибель кораблям. На Афоне вообще очень суровый климат — большие перепады температур днём и ночью. Некогда здесь подвизался Афанасий Афонский, но выдержал всего полгода и решил уйти. По пути он встретил Богородицу, повелевшую ему остаться и обещавшую Свою помощь. На месте встречи св.Афанасий построил Великую Лавру, сейчас это Лавра св.Афанасия Афонского.

Так вот в тех скалах до сих пор есть пещерки, в которых когда-то жили отшельники. Сейчас там никого нет — пробуют иные жить, но не выдерживают. Но в мой приезд я сподобился удивительной встречи. Из одной такой пещеры вышел монах — о.Иосиф — тощий, прозрачный, светящийся. Увидев нас, заулыбался, вернулся в пещеру и вынес нам роскошное угощение — воду. Мы­то понимали, что ему трудно добывать пресную воду, носить её издалека, но и отказываться было не по-братски. Он ведь от любви делился с нами последним, что у него было. Мы сидели, пили воду, а он, глядя задумчиво на восток, сказал: «Я в этой пещере уже 33 года. Время для меня не имеет значения, оно словно исчезло. Время не важно… и я понял: в жизни важен лишь вектор движения, правильно настроенный навигатор души на Царство Небесное».

Поэтому теперь когда мне задают вопрос: «Как правильно настроить навигатор души на Царство Небесное?» — я отвечаю: «Это в первую очередь Таинство исповеди и Святое Причастие, а Таинство исповеди, вернее метанойя, — это не просто перемена умонастроения, но открытие новых духовных горизонтов, мотиваций и перспектив». И не важно, с какого места вы начинаете или продолжаете свой путь к Богу. Важно, чтобы вектор движения был правильный.

 † † †

Я внимательно слушала разъяснения о.Григория, и мне вспомнился недавно прочитанный рассказ митрополита Владимирского и Суздальского Тихона (Емельянова) о бывшем духовнике трёх патриархов, старце всея Руси архимандрите Кирилле (Павлове). Рассказ этот подтверждает каждое слово, сказанное о.Григорием.

«ЛЮБОВЬЮ ПОКРЫВАЙТЕ ВСЁ!»

Помню, когда я ещё был в Лавре, смотрим как-то с одним братом, что другой брат ходит к отцу Кириллу каждый вечер на исповедь, откровение помыслов.

— Давай и мы будем ходить? — говорю.

— Да ну, надоедать батюшке...

— Да ладно! Солнышко сколько людей обогревает. Ему всё равно. Плюс-минус двое...

Приходим к отцу Кириллу и так осторожно стучимся:

— Молитвами святых отец наших...

— Аминь, — тут же распахивает дверь о.Кирилл и так ласково говорит: — За благодатью пришли? Заходите.

Мы всё-таки опасались: а вдруг он скажет, что устал? А такого, чтобы он сказал: «Я устал», никогда не было. Настоящий воин. Никого не обличал, не осуждал...

Я знал Тамару из Переславля-Залесского. Она году в 1954­м приехала ещё совсем девочкой в Лавру с одной мыслью: «Хочу найти себе духовника». И вот загадала: «Какой первый иеромонах утром выйдет от преподобного Сергия, того и попрошу». Выходит отец Кирилл, она — к нему. «Я ещё никого не исповедовал, я не знаю, как и что», — отвечает он. Но всё-таки взял её как-то на попечение. Она потом всегда с ним ездила на Кавказ, когда батюшка там был на отдыхе. И вот она рассказывала, что батюшка её никогда не обличал: «Были у меня детские грехи, и я стеснялась о них на исповеди рассказать, года два мучилась, не зная, как такое вообще рассказать можно. Потом думаю: нет, надо сказать об этом. Вслух не решаюсь. Написала на записке. «Я, мол, батюшка, сказать не могу, вы прочитайте…» Он прочитал и отвечает: «Лучше пять минут перед Богом покраснеть, чем потом всю жизнь и вечность. Не так и сложно. А ты два года мучилась». То есть он все эти два года чувствовал, что она не может сказать об этих своих грехах, но не обличал её, не торопил.

Отец Кирилл в основном исповедь всегда просто выслушивал, но если что-то и говорил, то очень кратко и по делу. И всегда старался очень аккуратно, тактично что-то человеку сказать. Ведь чем выше по своей внутренней жизни духовник, тем больше трепета и страхов, когда идёшь к нему на исповедь. Я, помню, прочитал: был такой князь Владимир Серпуховской, участник Куликовской битвы, у него во владении жил преподобный Пафнутий Боровский. И этот князь пишет: «Великий старец отец Пафнутий! Идёшь к нему на исповедь — коленки подгибаются». Вот так князь пишет! В XV веке! Вот и отец Кирилл точно так же. Ты вроде и знаешь, что он милостивый, а всё равно идёшь к нему на исповедь — и всего тебя дрожь пробирает.

Как-то у нас в Лавре одного брата рукоположили (сейчас он уже экзарх), а тогда его впервые исповедовать поставили, а он встретил отца Кирилла и говорит:

— Батюшка, переживаю, как я исповедовать буду?

— А что такое? — удивляется старец Кирилл.

— Да я даже не знаю, за какой грех кому какую епитимию давать…

А батюшка его вдруг обнял:

— Ну какая епитимия?! Ну какая епитимия?! Любовью покрывайте всё. Люди у нас и так настрадались. Они такие несчастные, души у них исковерканные. Какая им ещё епитимия?!

ПРОСИТЕ ПОМОЩИ У БОГА

Вопрос: — Случается, что люди всю жизнь борются с чревоугодием, многоядением, тайноядением и так далее. Как побороть это пристрастие?

Отец Григорий: — Здесь могут быть и гормональные причины, и, конечно, всегда это связано с перенапряжением от стрессов. Пока мы не повысим свою стрессоустойчивость, бороться с этим будет крайне трудно. Да и не бороться надо, надо на Бога уповать, приближаться к Богу: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11,28). Это ведь нам с вами сказано, это нас зовёт к себе Господь. А если человек начинает активно «бороться», то борьба только фиксирует и усиливает эту тягу. Но лично я борюсь с чревоугодием голодом. Голодайте раз в неделю целые сутки и голодайте каждый пост по 5–7 дней. А там, если захотите, можно будет и подольше поголодать, особенно летом, когда жара и есть не хочется. Самый лучший способ бороться с избыточным весом и чревоугодием — совсем прекратить поступление пищи (на время!), и тогда станет легче. Понимаю, что задача непростая, но она возможна к выполнению. Читайте книгу профессора Юрия Сергеевича Николаева «Голодание ради здоровья». Я надеюсь, она вас вдохновит на этот подвиг. И благодарите Бога за всё и просите Божией помощи: «Господи, помоги мне избавиться от такой-то страсти!» Но главное — благодарите за всё, не ропщите, — благодарите.

Вопросы задавала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая