Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Спасти русский язык!

НИЩИЙ НА ЗОЛОТОМ СТУЛЕ

Недавно в Санкт-Петербургском отделении Союза писателей России состоялось собрание, посвящённое защите русского языка. Первым на нём выступил наш постоянный автор доктор исторических наук профессор СПбГУ протодиакон Владимир Василик. Мы записали его выступление — вот оно.

Русский язык сейчас оскверняется везде, где только возможно: на телевидении, в Интернете, в названиях различных компаний, в уличных вывесках… Повсюду мы видим совершенно бессмысленные заимствования из иностранных языков, постепенно вытесняющие наши русские слова.

Но давайте обратимся хотя бы к примеру греков. Греки не приняли в свой язык иностранное слово «компьютер». Они придумали для него замену: υπολογιστής, что значит «считающее устройство». То же самое мы видим у сербов: они вместо «компьютер» говорят «рачунар». Одни лишь мы, как глупые рыбы, проглатываем всё, что нам кидают, не понимая, что за вкусной и красивой наживкой таится жёсткий, беспощадный крюк, — крюк, изготовленный даже не англосаксонской цивилизацией, а бездушным и безличным глобализмом.

Все вы согласитесь со мной, что за русский язык сейчас надо биться! Биться изо всех сил! Биться так же, как сербы в 1941­м бились за кириллицу, которую усташи — фашиствующие наймиты Третьего рейха — запрещали под угрозой смертной казни. Биться, как наши отцы и деды на Пулковских высотах, на Невском пятачке бились против тех, кто хотел позволить нам пользоваться русским языком в урезанном варианте — как языком для рабов.

За родной язык надо сражаться всеми доступными для нас средствами! Надо контролировать деятельность тех комиссий, что отвечают у нас за русский язык. Я, конечно, не хочу судить покойников — Царствие Небесное Людмиле Алексеевне Вербицкой… Но я вспоминаю, что одной рукой она поддерживала русский язык, а другой продвигала на своей кафедре защиту диссертации по русскому мату, которую написала некая Катя Подвальная. Я думаю, пора покончить со всем этим лицемерием, с этим двойством смыслов.

Нам надо верить в великий и могучий русский язык, которому мы клялись в верности со школьной скамьи! Надо понять, что он сейчас попал в оптический прицел к глобалистам, а равно и их наймитам — людям, готовым продать всё за сладкую жвачку в красивой упаковке, людям, которые стремятся к сиюминутному комфорту, не думая даже о собственной дальней перспективе, тем более не думая о перспективе страны. Этих людей можно только пожалеть… Однако — именно из жалости! — их необходимо немножко отодвинуть от управления русским языком, чтобы они играли со своими игрушками где-то на стороне, — и пусть на их место придут люди дела, люди, о которых сказано в надписи на Косовском кресте: «Мужи добрые, мужи храбрые, мужи воистину в слове и деле».

Нам надо спасать наш язык — и в первую очередь, разумеется, личным примером: нашими произведениями, в которых не будет слов-заимствований, и конечно, системной, постоянной общественной борьбой за чистоту, за красоту русского языка, за его избавление от ненужных варваризмов… Борьбой за спасение языка от той страшной психологической революции, которая разрушает нашу духовную безопасность, когда через языковые средства порок не только реабилитируется, но и прославляется. Примеры тому знают все: «убийца» на новоязе превращается в едва ли не почтенного «киллера», «блудница» становится таинственной «путаной» — и так далее.

Спасение языка — это тяжелейшая работа, дорогие друзья, работа глубокая, работа последовательная. Это не на баррикаду выскочить, не на Болотной площади покрасоваться под фотоаппаратами зарубежных фоторепортёров. Это работа упорная, и к этой глубинной духовной работе я бы призвал вас.

Нам необходимо понимать, на чём строится богатство русского языка: на великом Кирилло-Мефодиевском наследии, которое даровало нам такие свойства, такую глубину, которой нет, пожалуй, ни в каком ином языке. Возьмём слово «воскресение». Скажите, пожалуйста, какой корень этого слова? Вы не знаете? Корень — «крест»! Древние русские слова — «кресало», то есть огниво, «кресити», то есть высекать огонь, — доносят до нас образ огненного воскресения! Вдумайтесь, какая тут открывается глубина христианской мистики и вообще всей народной жизни, которая видит Пасху действительно красной, и не только в отношении красоты, но и цвета. Наш язык позволяет нам видеть Пасху огненной, видеть Пасху всех просвещающей!.. Разве есть что-либо подобное в другом языке? Да возьмите мир русских пословиц, мир поговорок — они непереводимы на другие языки. Дословный их перевод ничего не даст — тут необходимо понимание души русского человека.

У нас огромные богатства, а мы делаем вид, что не видим их! Мы сидим на золотом стуле и при том клянчим подаяние, как нищие. Пора кончать с этим воображаемым нищенством, пора защищать наш золотой стул от мародёров, которые хотят его разломать, опоганить, оплевать. И как никогда актуальны слова Анны Андреевны Ахматовой, сказанные в далёком, страшном 1942 году:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

предыдущая    следующая