Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Церковь в современной России

СТРОИТЕЛИ СВЯТОГРАДА

Такого в храме города Коммунар я ещё не видал! Весь двор храма св.равноап. кн.Владимира (Гатчинская епархия) заполнен народом: люди толпятся вокруг церковного дома, о чём­то оживлённо переговариваются, но не шумят, а ведут себя спокойно, с достоинством С трудом проникнув в церковный дом, вижу ещё более удивительную картину: повсюду стоят аккуратные пакеты с продуктами, лежат стопки одежды, белья, отдельно сложены детские игрушки Это похоже на раздачу подарков под Новый год, и, как выяснилось, раздача действительно идёт, хотя ни к какому празднику она не приурочена: просто на приходе организована помощь малоимущим жителям города. Вот что рассказали мне настоятель Владимирского храма свящ.Алексей Дудин, его секретарь Марина Анатольевна Николаева и его помощник Лада Владимировна Кашапова.

ОТЕЦ АЛЕКСЕЙ ДУДИН:

— Вы у нас не в первый раз бываете, писали о нашем реабилитационном центре… А вот теперь у прихода забот прибавилось — с тех самых пор, как владыка Митрофан назначил меня руководителем социального отдела Гатчинской епархии. Хотя социальные проекты для нас являются скорее приложением к богослужебной жизни. Заповедовал нам Господь служить Господу и служить ближним, потому что это тоже опосредованное служение Господу. Сейчас известно, что из­за кризисов минувшего года народ очень обеднел, людям становится всё тяжелей жить. И раз есть такая беда, то мы милостью Божией стараемся с ней бороться. А уж если бороться, так не от случая к случаю, а планомерно. А вот как мы это сделали, об этом расскажет Марина Анатольевна.

МАРИНА НИКОЛАЕВА:

— Есть такая вещь, как Фонд президентских грантов, который объявляет различные благотворительные конкурсы. Направления конкурсов такие: социальная помощь неимущим, охрана здоровья и т.д. Наш приход принял участие в таком конкурсе: во главе с отцом Алексеем мы разработали проект, назначили тех, кто будет в этом проекте работать, и составили проектную смету… И мы выиграли. Сейчас у нас идёт грант под названием: Антикризисный семейный центр «Помоги ближнему». Он направлен на оказание психологической и материальной помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию из-за пандемии коронавируса. У нас тут заявлены нуждающиеся многодетные и малообеспеченные семьи, которые остались без работы и без средств к существованию. К тому же, чтобы проект достаточно был богатым, мы добавили к нему мастер­классы по столярному и пекарному обучению, а также психологическую помощь. Но основное направление — это раздача материальной помощи: продуктовые пакеты, наборы бытовой химии, а теперь сюда присоединилась и вещевая помощь.

ЛАДА КАШАПОВА:

— Продуктовая помощь у нас оказывается минимум четыре раза в месяц — хорошие, серьёзные наборы, постоянно выдаётся свежий хлеб. Есть среди наших благодетелей один мясоперерабатывающий завод, который отдаёт нам великолепные кости — из них отличные холодцы получаются, и наши многодетные мамочки их очень хорошо разбирают. Капусту, морковку раздаём… Вы же понимаете: когда детей в семье много, то сколько бы денег ни было, всё равно их не хватает. Сейчас у нас очень серьёзный приток многодетных мам: начинали мы с 15 семей, сегодня уже около двухсот.

МАРИНА НИКОЛАЕВА:

— По гранту мы заявили, что берём 80 семей, а уже на сегодняшний день выявлено более 200 семей, которым и оказывается помощь. А что будем делать в конце — не знаем.

ЛАДА КАШАПОВА:

— К нам стучатся из Павловска, из Пушкина, со Славянки… Отовсюду просят помощи, со всех сторон слышен плач… И как тут откажешь — особенно если в семье 6—7 детей. Когда у нас есть возможность, мы оказываем помощь семьям числом до 500: это уже захватывая Сланцы, Кингисепп, Тосно — куда только не уезжают наши наборы!.. И на мастер-классы многодетные мамочки охотно собираются — им интересно.

МАРИНА НИКОЛАЕВА:

— Обучением пекарскому искусству тоже Лада руководит: проводит раз в неделю мастер-класс. Она ведь мало того что сама чудесный кулинар, но прошла и дополнительное обу­чение в Александро-Невской Лавре. К тому же, как было сказано, у нас заявлено обучение столярному делу. Здесь два направления: одно — плотницко-столярное, а другое — каркасно-строительное. И на этой базе с удовольствием проходят обучение мужчины.

Что за люди к вам идут? Можно ли какой­то усреднённый портрет нарисовать?

ЛАДА КАШАПОВА:

— Вот вам не усреднённый, а конкретный портрет: у нас есть бабушка, которая имеет дочку, а та — семь детей… Мы им помогаем постоянно, например, недавно окна вставили в их доме. Они приходят к нам в храм причащаться и деток сюда привозят. Ещё одна история: в Вырице стоит дом, в нём живёт семь детей, а печка у них прохудилась, не согревает помещение. Чтобы поставить хорошую русскую печь, нужно было собрать порядка 150 тыс. рублей. И нашёлся благотворитель, который захотел помочь…

Как определить, действительно нуждается человек или это просто попрошайка?

ЛАДА КАШАПОВА:

— Есть ведь документы, справки о заработной плате… Но иногда по справкам явствует, что зарплата у человека 50 тыс., а при этом у него ипотека на 30 тыс.! Мы помогаем и таким семьям. Или если один мужчина тянет всю семью, где трое-четверо детей, — это в любом случае нуждающаяся семья. Учтите ещё, что многодетной семье без машины очень тяжело жить, а когда они берут машину в кредит, то она съедает большую часть бюджета. И конечно же, мы в этом случае тоже помогаем.

Ваши волонтёры, что это за люди?

МАРИНА НИКОЛАЕВА:

— В основном это многодетные мамы. Они выкраивают время, пока дети в саду, в школе, чтобы самим себе организовать распределение этих благ. Они, получая помощь сами, при этом помогают и другим. Очень хорошая практика! Наши мамочки и сами понимают, что им это полезно. А потом посредством их «сарафанного радио» привлекаются и новые люди.

Нельзя ли назвать несколько благодетелей?

МАРИНА НИКОЛАЕВА:

— В первую очередь мы хотели бы назвать Синодальный отдел Московского Патриархата. Он проводит акцию «Дари еду»: всякий желающий помочь голодным может послать эсэмэску на их номер и тоже стать благотворителем, я очень советую вашим читателям принять участие в этой акции.

Надо назвать и таких наших благотворителей, как хлебозавод «Дарница», — благодаря им у нас всегда есть хлеб. Существует такой завод — «Микеланджело», который выпускает сыры по итальянским технологиям. Там директор — православный человек, его бы надо от души поблагодарить. И давайте Фонд «Русь» тоже упомянем: они тоже не оставляют нас без помощи.

ОТЕЦ АЛЕКСЕЙ ДУДИН:

— Потихоньку мы наращиваем обороты на нашем приходе и поддерживаем подобные начинания по всей нашей епархии. Вы знаете, что на местах есть великое множество людей, которые готовы творить добрые дела, — и ведь эти люди зачастую не связаны с Церковью. Лада Кашапова привлекла к нашей работе мамочек, которые раньше и в храм-то не ходили, но занялись волонтёрством и потихоньку начинают воцерковляться. Важно этот процесс организовать и направить в православное русло, потому что традиции православной благотворительности имеют в России глубокие корни. Но нам очень важно не перенимать западный образ благотворительности. Ведь с точки зрения западного благотворителя, главная польза, которую он от этого получает, — это удовольствие от сознания, что делаешь добро. Но в нашей-то традиции такое чувство называется тщеславием и гордостью! Поэтому очень важно, чтобы традиции благотворительности на Руси-Матушке оставались православными и церковными.

Мы не хотим брать на себя функции государства по обеспечению малоимущих. Наша цель — задать тон добрым делам, чтобы каждый человек, который к нам приходит, получал не только материальную помощь, но и духовную пользу, чтобы его встретили с добротой, с теплом, чтобы он эту доброту и тепло дальше нёс в этот мир. Согласитесь: лишь то дело может быть названо добрым, которое не только помогает телу человека, но и душу его согревает.

Каким же образом вы добиваетесь, чтобы работа волонтёров не стала подпитывать их тщеславие?

— Те люди, которые здесь находятся постоянно, — мои главные помощники, — они регулярно исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин, ведут христианский образ жизни. А те, которые сюда приходят от случая к случаю, тоже потихоньку этому учатся. Конечно, я прежде всего выполняю задачу духовника: я этих людей учу, объясняю, какое дело действительно доброе, а какое дело ещё требует правильного осо­знания. Я именно эту миссию для себя вижу главной: что-то достать, привезти, рассортировать — это всё могут сделать волонтёры, а чтобы это было сделано по-христиански, с добрым сердцем, — вот задача священника, который такую работу окормляет.

Каково место Церкви в социальной работе государства? Приносит ли Церковь действительную пользу на этом пути?

— Конечно, приносит. Мы не конкурируем с государством, и мы не идём туда, где государство само справляется; мы идём туда, где оно по какой-то причине не поспевает. А причины эти могут быть многоразличны и связаны с некой косностью бюрократического аппарата… Мы же можем действовать быстро и толково: мы просто выходим на место и разбираемся в той нужде, какую имеют люди. И ещё: у нас есть возможность проверить, насколько человек действительно нуждается и в чём он нуждается. Мы всегда стараемся человека вывести из состояния нужды: например, в рамках нашего гранта мы ведём мастер-классы по столярному делу. Любой человек, если он, не дай Бог, потерял работу, может прийти на эти уроки и приобрести новые рабочие навыки. У нас есть мастер-классы по хлебопекарному делу: человек может научиться печь хлеб, пироги и потом подвизаться на этой стезе. К тому же у нас кроме духовной помощи — а вы всегда можете обратиться к священнику! — есть и помощь психологическая: при нашем центре работают два психолога — один в рамках грантового пространства, другой на добровольных началах. Наша задача — вывести человека из той ямы, в которую он попал. Конечно, ямы бывают разные, но мы всегда стараемся разобраться и даём ему те средства, те лекарства, стараемся удовлетворить те его потребности, которые помогут ему в дальнейшем встать на ноги. Вспомните известное высказывание: если ты хочешь помочь человеку, то ты ему не рыбу давай, а удочку. Это верно, но ведь голодный человек и рыбы сам наловить не сможет!.. И, понимая это, мы даём и то и другое: и рыбку даём, и удочку тоже.

Отец Алексей, насколько могу судить, ваше священническое служение всегда сопровождает социальная деятельность. Это ваше призвание? Вы сам ищете такой путь?

— Я этого не искал. Это сложилось по воле Божией. У нас сейчас два главных социальных направления: во-первых, трезвенничество, которое разработано очень широко. И во-вторых, это социальная помощь обездоленным. В принципе, у нас есть планы и по дальнейшему развитию. О чём я говорю? Прежде всего, об окормлении молодёжи. Это крайне необходимо, потому что молодёжь у нас всё время остаётся в стороне. У меня есть православный тренер по самбо, и я бы хотел устроить с ним полноценный спортзал. Есть идея завести что-то вроде группы продлённого дня, где ребёнок мог бы спокойно поделать уроки, спокойно поиграть в присутствии воспитателя: современные родители работают днём и ночью, а ребёнок остаётся без присмотра. Может быть, попробуем создать православную богадельню, изучать миссионерский английский на дистанционной основе, у нас есть православный рок-музыкант, который ведёт уроки гитары… Все добрые дела, с моей точки зрения, должны находить себе основу в храме. Если мы будем этими делами не то чтобы руководить, но давать им правильную, православную систему координат, то они в своё время дадут великие плоды. Слава Богу, у России есть оружие и мы держим оборону и готовимся защищать нашу Родину, но у нас пока нет твёрдой национальной идеологии, — а в России она должна быть только православной, иначе страна наша станет колоссом на глиняных ногах, а это очень опасно!.. Я очень рад, что мы имеем возможность хотя бы частично, хотя бы вмале эту проблему решать.

У нас есть и такой проект, который называется Святоград. Дело в том, что мы хотели бы рассматривать все наши проекты как построение некоего города, — не выходящего за пределы российского общества, а существующего в рамках нашего законодательства и в то же время опирающегося на русские православные духовно-нравственные законы. И именно исходя из этой общей идеи мы стараемся развивать наши проекты. Так всегда проще: когда ты хочешь сделать большую вещь, лучше, чтобы она находила себе основу в доброй большой идее. Сейчас это идея города Святограда. Очень хочется построить в нашей Гатчинской епархии такой Святоград! А если подобные ему Святограды будут возникать по всей России, то я уверен, что никакие кризисы нам не будут страшны!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая