Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Рождество Христово 2021 года

МЫ ВРАЩАЕМ ЗЕМЛЮ

…И если перечислять песни группы «АББА», которые нам особенно нравились, никак нельзя пропустить прекрасную «Happy New Year!» — такую милую, уютную, тёплую… Помню, каким удивлением было для меня узнать перевод этой песни. Удивление — это ещё слабо сказано, я был по-настоящему поражён её словами, полными горечи и безнадёжности, столь, казалось бы, не подходящими для этой нежной, красивой мелодии:

Выпито шампанское, фейерверки погасли… Мы стоим, ты и я, одинокие и грустные… Пусть нам видится — хоть время от времени! — исполнение наших желаний, иначе нам ничего не останется, кроме как лечь и умереть — тебе и мне. Порой я вижу, как наступает Новый Мир, я вижу, как он поднимается из пепла наших жизней. О да, человек самоуверен!.. Он думает, что всё будет хорошо, только потому, что жизнь его скучна и однообразна, и даже не подозревает, что давно уже сбился с пути, — но он всё равно идёт… Мне кажется, то, о чём мы раньше мечтали, умерло; теперь это просто конфетти на полу. Десятилетие заканчивается, и кто может сказать, что ждёт нас в следующие десять лет? Что там впереди, в конце 89-го?..

Есть ли сейчас хоть один человек, который всерьёз пытается угадать, что там впереди, в конце 2029-го? По-моему, после того, что мы пережили в уходящем году, никто такими вопросами уже не задаётся, максимум, на что мы решаемся, — это сделать робкие предположения о конце наступающего 2021-го.

Ведь то, что произошло в уходящем году, было настолько неожиданно, настолько непредсказуемо, настолько внезапно, что вкус к предсказаниям заметно поубавился в народе. Все записные предсказатели, астрологи, экстрасенсы и т.д. скромно помалкивают сегодня, ибо никто из них, таких прозорливых, почему-то не смог предугадать того, что творится сейчас; и те шарлатаны, что, прикидываясь православными, стращали нас всевозможными «пророчествами» неких «старцев», тоже не возвышают голос — по той же причине. Скоро все они опомнятся и сочинят задним числом «предсказания» прошлого, — дескать, мы об этом давно говорили! — но сейчас они только испуганно молчат.

И даже не важно, как вы относитесь к этим событиям: верите ли в реальность пандемии или считаете её чудовищной всемирной аферой, — всё равно. Потому что и в том и в другом варианте ничего подобного мир ещё не видел: ни такой пандемии, ни такой аферы. Поистине, пришло время усомниться в словах Екклезиаста: «Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас». (Еккл.1,10). Нет, ничего подобного происходящему сегодня в веках ещё не бывало.

Мы пережили немало горьких дней, из которых горчайшими были, наверное, дни обнулённой Пасхи. С чем сравнить это бедствие? И где найти ему оправдание? Можете ли представить себе, чтобы древние христиане рассуждали так: «Ну ничего, можно иной раз и жертву идолам принести, и в храм языческий сходить для виду… Главное — не ссориться с властями! Главное — уберечь своё драгоценное здоровье от рук палача!»

Этот год принёс в русский язык новое слово — «обнуление», и, несомненно, оно лучше всего характеризует всё, что случилось в эти дни. Два нуля 2020 года покрыли землю от запада до востока, от севера до юга. На наших глазах рушатся образование и предпринимательство, медицина и наука… Даже пресловутые «права человека», о которых нам столь яростно трубили ещё вчера, сегодня благополучно забыты, и вспоминать о них стало попросту небезопасно. Стали по-новому своевременны слова из песни «Happy New Year!»: «Я вижу, как наступает Новый Мир, я вижу, как он поднимается из пепла наших жизней».

И вот среди всеобщей растерянности, страха перед будущим, среди всеобщего разделения и новых поводов к вражде мы вступили в Рождественский пост, мы готовимся к Рождеству Христову. Как мы проведём его? Неужели опять будем мелочно разбирать, что в этот пост можно кушать, а что нельзя, и, разобрав, готовить на наших кухнях безупречно постные лакомства? Неужели опять не вспомним, что пост — это время исправления души, время молитвы, время подготовки к великому празднику Христову? В минувший Великий пост мы, очевидно, забыли об этом, отнеслись к посту, который вовсе не в шутку назван Великим, как к очередному «месячнику перемены пищевого рациона», а в результате остались без Пасхи… Нет, видимо, времена наступили такие, когда праздники не приходят сами собой, и если мы хотим привычно, достойно, радостно встретить Рождество Христово, его нам нужно будет вымолить.

И это относится не только к встрече Рождества. Видимо, времена пришли такие, что только мы, православные христиане, можем своей молитвой вытащить мир из той страшной ямы, в которую он нежданно закатился. Мы видим глубокую растерянность всех властей земных: никто из мировых правителей не желает взять на себя ответственность за исправление положения — добро, если они по крайней мере не способствуют разрушителям. Правота библейских слов «не надейтеся на князи и на сыны человеческия» сегодня очевидна, как никогда. Времена пришли такие, когда Господь не хочет посылать народу вождя, способного повести за собой к победе. Почему это так? Не потому ли, что Он желает, чтобы мы следовали непосредственно за Ним Самим? И как мы можем следовать за Ним? Только в молитве, только в общей, соборной, единодушной молитве, и пост — наилучшее время, чтобы в такой молитве упражняться. В молитве за себя и в молитве за ближнего — не важно, как он относится к нам и нашей вере: в том, что он остался непросвещённым, есть доля и нашей вины — мы вкладывали недостаточно любви в молитву о нём. Ибо, как сказал старец Никон (Воробьёв), «молитвы во гневе Господь не принимает и предаёт такого молящегося немилосердным служителям, т.е. демонам, которые от пира духовного, от молитвы, изгоняют с брачного пира во тьму разных пустых, иногда и скверных помыслов. И это будет до тех пор, пока не смиримся и не восплачемся пред Господом от всего сердца, и пока не стяжем мира душевного, ибо сказано: в мире (душевном) место Божие. Где немирствие — там враг и тьма, и тягота душевная, и прочие начатки ада».

Поводов для гнева на самых разных людей сейчас больше, чем обычно, больше чем достаточно. Более того: этот гнев изо всех сил подогревают в нас те, кто возводит на наших костях Дивный Новый мир. Для нас находят всё новые и новые поводы к разделению, и всё чаще на улицах можно видеть людей, яростно сцепившихся в схватке, — пока лишь словесной. Пост — отличное время для того, чтобы вспомнить о любви к ближнему и наполнить этой любовью молитву о ближнем. Только так мы и сможем вымолить Рождество — и для себя, и для всего мира.

Нам придётся вымаливать Рождество, потому что без Рождества 2021 года, — настоящего Рождества, не подпольного, не в пустых храмах, где Чаша выносится для никого, а народ Божий отлучён от Причастия, — мир спустится ещё одной ступенью ниже, и подняться вновь будет ещё сложнее. Такова суть вещей: мир непременно должен восторжествовать при напоминании о Рождении Спасителя, и торжество это должно заключаться не в праздничных столах, не в подарках и не в беготне по магазинам, а в службе Божией; только таким торжеством мир оправдывает своё существование. Но нам придётся усиленно помолиться, чтобы это торжество нас не миновало.

Мне ни в коем случае не хочется разводить дешёвую, доморощенную «эсхатологию»; я верю, что милость Божия по-прежнему над нами, и Господь по-прежнему милостиво ждёт от нас обращения, от всех нас — земных людей, и в первую очередь от нас — православных христиан. Он посылает нам непростые времена, как школьникам задают трудные задачки, чтобы, решив их, они стали умнее. Если мы сейчас решим эту задачу, если благополучно достигнем Рождества Христова 2021 года, то мы тоже станем умнее, — но сердцами, а главное — мы станем ближе к Нему, и души наши окрепнут, и мир замедлит своё движение туда, куда его усиленно толкают враги этого мира.

Но мир всегда был в наших руках, просто раньше мы этого почти не понимали, не замечали. Нам говорили, что история продолжается, пока на земле служится Божественная литургия, и мы принимали это к сведению, — но не к сердцу. Нам говорили, что мир живёт, пока за него есть кому молиться, — и мы думали, что речь идёт только о неких неведомых праведниках, о неких «старцах». И кто спорит: много может молитва праведника, — но дело-то в том, что в число этих праведников призваны и мы с вами! И наша молитва учитывается! а в том, что она слаба и недостойна, никто, кроме нас, не виноват. Вот перед нами лежит обширный Рождественский пост, — давайте же используем его для работы над нашей молитвой!

Мир застыл накануне Рождества. Через пост, через труды и отречения мы должны добраться до этого праздника и тем самым довести до него всё остальное человечество. Прежде праздник приходил как бы сам собою. Мы говорили: «Рождество пришло! Пасха пришла!» — и искренне полагали, что иначе и быть не может. Сейчас — не то, сейчас мы должны до них добраться. Я надеюсь, у нас получится. Получится, с помощью Божией! Помолимся друг за друга, — чтобы у нас получилось.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая