Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Проф. А.И.Осипов

ЧТО ТАКОЕ АСКЕЗА?

Иногда создают превратную картину, что христианство отнимает радости жизни у человека. Какая ложь! Тот, кто читал хотя бы один раз Евангелие, тот помнит, с чего начал Христос свою проповедь, — со свадьбы в Кане Галилейской. И как начал?

Представьте: на свадьбу пригласили аскета. Ясно, что он должен был сделать: «Ишь, как много пьют!» — взял бы и превратил вино в воду. Только заиграли инструменты — раз, а у них струны лопнули. Только запели — и охрипли. Правда же, это должен был сделать аскет? Вот какую примерно карикатуру часто представляют в образе христианства.

Нет! Мать подходит к Нему и говорит: «Вина нет». Что такое в деревнях свадьба? Все приглашены, не надо никого звать, каждый может прийти и выпить, прославить молодых. А здесь вдруг вина нет — позор. Что делает этот аскет Иисус Христос? Слугам говорит:

— Наполните водоносы водой.

Это каменные, толстенные водоносы, которые около домов стояли. Слуги наполнили.

— А теперь почерпните и несите распорядителю пира.

Понесли. Распорядитель пира вскипел — и к жениху:

— Ты что? Дал поначалу нам какую-то дрянь, а теперь, под конец, такое великолепное вино нам предлагаешь!

То есть Христос воду сделал вином по любви к человеку.

Вот что говорит христианство: «Пей, но не напивайся! Ешь, но не объедайся! Женись и выходи замуж, но не блуди». Христианство призывает к красоте человеческой жизни. Вот что такое православие. Можно вести эту жизнь? Иногда говорят: «Мы не можем вести христианскую жизнь, это нам не по силам».

Нет, каждый может в меру своих сил, в меру своих возможностей. История христианства показывает нам изумительные примеры жизни не только в пустынях и монастырях, но и в миру, здесь, в наших условиях. Каков принцип христианского отношения к жизни? Хоть немножко жалейте друг друга. Ведь основной принцип христианства — любовь. И речь идёт не о том, чтобы влюбиться во всех на свете, а о том, чтобы относиться по правде к человеку, относиться с жалостью к человеку. Пусть он мне не нравится, но он глубоко страдает, я должен ему помочь, а не оттолкнуть его. Вот это и называется любовью.

†††

Если кто-то вдруг заявит: «Я сейчас подниму 200 кг», — его засмеют. Потому что прежде нужно потренироваться. В духовной жизни так же. Тренируйся! Аскет — это духовный спортсмен, подвижник. По-гречески «аскео» означает «упражняюсь». Аскетика — наука о правильном подвижничестве. А ничего не понимающие думают: какая разница — святой, не святой, если предсказывает! Да? Ну тогда иди к слепому хирургу — тут и поймёшь, в чем разница! Только уже поздно будет. Кстати, святые отцы единогласно пишут, что самым великим чудотворцем будет Антихрист. И все примут его за Христа — вот беда легковерия и невежества!

†††

Ни один святой не оскорбится, если человек пожелает выяснить достоверность всех обстоятельств, связанных с его пророчествами или чудесами. А вот находящийся в прелести, то есть возомнивший себя святым — да! И этим себя выдаст! Святые учили: «Если даже и действительно явился бы тебе ангел или даже Сам Иисус Христос, не принимай это легковерно, но скажи: я, живущий во грехах, недостоин видеть ни ангела, ни, тем более, Господа! И Господь не только не осудит тебя, но, напротив, похвалит за смирение». Есть повествование про великого подвижника Симеона Столпника. Этот аскет достиг вершин духовной жизни. И вот к нему явился демон, принявший вид ангела, на огненной колеснице и сказал: «Симеон, Господь послал меня к тебе, чтобы взять тебя на небо, как был восхищен на небо пророк Илья». Симеон Столпник поверил лгуну и уже занёс ногу, чтобы ступить на колесницу. Но перекрестился — и колесница вместе со всем дьявольским наваждением исчезла. Симеон Столпник потом всю жизнь каялся за своё превозношение. То есть нужно с большой осторожностью и рассудительностью относиться ко всем сообщениям о видениях, чудесах, пророчествах, от кого бы они ни исходили. А у нас как: потекло по иконе — уже Божье чудо, благодать, ажиотаж! Особенно в перестройку такое творилось! Потому что большинство рассматривает всё как Божье чудо.

предыдущая    следующая