Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ТВОЙ ВРАГ ГОЛОДЕН? НАКОРМИ ЕГО!

БЛАГОТВОРЯЩИЙ БЕДНОМУ, ДАЁТ ВЗАЙМЫ ГОСПОДУ

Помощь ближнему — это не обязанность христианина, это показатель, христианин ты или нет. Верующий не только обложен обязанностью совершать дела милосердия и любви. Он станет истинным христианином только тогда, когда это служение будет неотъемлемой частью его. Когда в этом он будет находить радость, когда счастье ближнего станет его счастьем. Необходимо, чтобы каждый верующий видел свою обязанность заниматься делами милосердия. Ни один христианин не может быть по-настоящему членом Тела Христова и спастись, не поучаствовав в жизни ближнего.

В Священном Писании Ветхого и Нового Заветов есть множество наставлений верным о необходимости участвовать в жизни и несчастьях других людей и о том, как это следует делать. Из этих отрывков можно вывести следующие принципы милосердия.

1. Милостыня должна быть тайная, не ради славы среди людей: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (см. Мф.6,1—4). Конечно, христианин не обязан прятаться, помогая другому, но главное — не помогать ради людской славы. Не провозглашать о своём добром деле во всеуслышание. Благотворитель только тогда угоден Богу, когда совершает дело милосердия от чистого сердца, добровольно, не ради корысти или славы. Об этом говорится в Послании апостола Павла к Коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (см. 2Кор.9,7—15).

2. Размер милостыни определяется не величиной поданного, а мотивацией благотворителя и актуальностью поданного. В повествовании о двух лептах вдовицы показан принцип о размере милостыни (см. Мк.12,41—44), а в притче о Страшном Суде говорится об актуальности: жаждущему нужна вода, голодному — еда, странникам — приют и прочее (см. Мф.25,31—46). Истинный христианин не может сказать, что он бедный и не может заниматься благотворительностью. Каждый человек имеет что-то, чем может поделиться с ближним. Главное, что есть у каждого, — это способность любить. Возлюбить тех, кто рядом с нами, — вот главная заповедь Иисуса Христа.

3. Милостыню необходимо подавать всем нуждающимся. Нет более достойных милостыни или менее. Все нуждающиеся имеют право получить от христианина помощь. Об этом в Ветхом Завете сказано в поучении Товита своему сыну: «Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие» (Тов.4,7). А в Новом Завете данную мысль подтверждает известная притча о добром самарянине (см. Лк.10,25—37). И даже врагам своим, находящимся в нужде, необходимо благотворить: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою…» (Притч.25,21—22).

4. Христианин не может достичь желаемого спасения, если не будет совершать дела милосердия. Самым ярким доказательством такого положения является притча о Страшном Суде, где Господь делит всех людей на тех, кто благотворил своим ближним, нуждающимся, и тех, кто этого не делал. Так же и в Ветхом Завете Соломон говорит: «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его» (см. Притч.3,27—28). А в другом месте прямо называет бездействие в отношении нуждающихся грехом: «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» (Притч.14,21).

5. Не исполняющий заповеди о благотворительности будет наказан от Господа. Соломон предупреждает: «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан» (Притч.21,13).

6. И наоборот — исполняющий заповедь о милосердии приобретает всяческое благословение и воздаяние от Бога. Милостыня и благотворительность благословляются Богом: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20,35).

И ещё сказано: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13,16). Так же и в Ветхом Завете написано: «Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Гос­подь» (Пс.40,2—3). И ещё: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч.19,17). Милостыня в ветхозаветном учении очищает от грехов: «Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи» (Сир.3,30).

7. Получающие благотворения тоже должны следить за собой, не эксплуатировать напрасно тех, кто им благотворит. Нет необходимости, чтобы благотворитель помогал из последних сил, но столько, сколько может. Об этом говорит апостол Павел: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (см. 2Кор.8,13—15).

Много ещё указаний можно найти в Библии о благотворительности, но очень важно, чтобы каждый верующий осо­знавал, что благотворительность и милосердие — это не те добродетели, которые можно исполнять, а можно и не исполнять. Милосердие теснейшим образом связанно с христианским учением. Можно сказать, тот, кто не благотворит, тот, кто не обращает внимания на страдания ближних, не пытается помочь ближнему, — тот и не христианин.

Митрополит Антоний Сурожский в проповеди о молитве говорит, что молитва о попавших в беду без помощи с нашей стороны похожа на то, что мы обращаемся к Богу с такими словами: «Господи, я заметил много неладного в том мире, который Ты создал, а Ты как будто не обращаешь на это никакого внимания; взгляни, Господи, — в Индии голод, в Персии землетрясение; происходит революция, страдание, страх, насилие, жестокость: что Ты со всем этим делаешь?»

Христианин не может только молиться за ближних, как не может и оставить молитву и полностью заниматься социальными проблемами. Во всём должна быть гармония и разум.

Также нужно понимать, что любовь — это первое, что необходимо каждому человеку, и каждый может поделиться любовью с ближним. Для этого требуется только быть способным любить и сопереживать. «Радуйтесь с теми, кто радуется; печальтесь с теми, кто печалится» (см. Рим.12,15). Верующий не только обложен обязанностью совершать дела милосердия и любви. Он станет истинным христианином только тогда, когда это служение будет неотъемлемой частью его. Когда в этом он будет находить радость, когда счастье ближнего станет его счастьем.

Помощь ближнему — это не обязанность христианина, это показатель, христианин ты или нет.

Николай АМБАРЦУМОВ, иерей храма св.Евгении на Парашютной ул.

предыдущая    следующая