Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

ТРИ СТУПЕНИ, КО ГОСПОДУ ВЕДУЩИЕ

Есть три ступени любви, которые ведут нас к Богу. А на какой ступени находимся мы: ты, я, всякий из нас? И что надо делать, чтобы шагнуть на следующую ступень? Размышляет настоятель храма во имя вмц.Варвары в пос.Рахья о.Олег ПАТРИКЕЕВ.

Давайте рассмотрим, что это за ступени. Итак, первая ступень — ступень раба Божия, т.е. когда мы боимся наказания своего Господина. Мы боимся наказания, и поэтому наша душа, наше тело, наша воля заставляют нас из-за боязни наказания идти в храм, стоять службу, делать добрые дела. Затем мы приезжаем домой и засыпаем, немножко страшась: а что скажет Господин? Ведь сегодня я, возможно, был не так хорош, как мог бы быть… Так мы и проживаем свою жизнь, постоянно страшась наказаний. Вроде бы совершаем добрые дела, ходим в храм, молимся, причащаемся, каемся в грехах, называем себя рабами Божиими, но любви в нашей душе мало. Почему? Потому что у раба любви к своему господину практически и нет. Ну за что его любить? Ну кусочек хлебушка он бросит ему — и за то спасибо…

Вторая ступень — наёмник. Наёмник — неплохой человек, который знает законы, знает, как работать и как заставить других ударно работать, — это у него хорошо получается. Но он — наёмник, он приходит на работу в офис или в храм служить для того, чтобы только отработать, отслужить — и в ответ что-то получить. Такой торговый обмен: я Тебе, Господи, свечку, а ты мне — то, то и ещё вот это. Поэтому мы и читаем Евангелие, жития святых, чтобы понимать, что настоящий пастырь, настоящий верующий человек подражает Христу. Он не убегает, когда нападает страх, когда волк нападает на стадо (на церковное стадо), он стоит за своих овечек, грудью защищая их, до конца, до крови, до смерти. Хотя проще убежать… ну съест волк пару овец — главное, что не меня… Так порою поступают наёмники, но не истинные добрые пастыри.

Ещё одна ступень… Но давайте сначала постараемся честно ответить на вопрос: «Почему мы стараемся исполнять заповеди Господни?» Потому ли, что боимся наказания за их нарушение, или оттого, что ожидаем что-то в обмен за их соблюдение? Или есть ещё какая-то причина? Да, есть. Мы исполняем заповеди Божии потому, что мы любим. Посмотрите, как искренно дети любят своих маму и папу. Неужели только за получаемый сладкий пряник или из боязни кнута? Нет, они любят нас потому, что мы их родители, за сам факт нашего существования. Вот такая же сыновняя любовь должна быть и у нас к Богу. Это, конечно, большая высота, и для нас ещё, возможно, недосягаемая. Но любить Отца Небесного, любить Его творение, любить все Его проявления — это всё проявления нашей любви к Создателю. Надо любить Господа так, как наши дети любят нас, — просто так, за то, что мы есть, а не потому что… Ведь послушный, любящий сын исполняет волю отца, какова бы она ни была. Какова бы ни была! Воля Господа была, чтобы Христос умер за всё человечество, за каждого из нас, искупив тем самым наши грехи. И Христос умер. Он исполнил волю Отца Своего Небесного, ибо умереть — это была не Его воля. Иисус, как мы помним из Евангелия, молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…», но тут же смиренно добавил: «…впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26,39).

Нам тоже было бы трудно и непонятно, почему мы должны умереть за грешников, пьяниц, убийц, прелюбодеев… Это же безумие! Мы согласны помочь деньгами, одеждой, напоить-накормить бедолагу… но отдать за него свою жизнь, претерпеть поругание и крестные муки?! Нет, не можем. А Христос смог. Это и есть Любовь и истинное послушание Отцу — до крови, до смерти.

Нам хотя бы чуточку приблизиться, прикоснуться к этой Любви, потому что это — Любовь доверительная. То есть мы должны не просто верить, что Бог существует и что есть Его промысл обо всём на свете… мы должны научиться безоговорочно доверять Богу. Способны мы на это? Нет, мы молимся, просим о чём-то, но когда начинает вершиться Промысл Божий о нас, мы вдруг со страхом понимаем, что это не совсем то, что мы бы хотели для себя. Мы хотели жить в довольстве, иметь то и это, но вдруг оказываемся в нищете, с целым букетом болезней, без работы. Мы скорбим: «Как же так, Господи, и это Твоя воля?» Да, и такой может быть воля Создателя, когда мы должны чем-то пожертвовать — отдать часть своего богатства, времени, порой даже жизнь. Если мы не выполняем волю Отца Небесного, то уходим далеко от тропы, ведущей в Царство Небесное. Но, осознав это, мы можем вернуться и двинуться в нужном направлении. Осознав это, мы можем воздохнуть: «Господи, всю жизнь я, оказывается, шёл не туда, не к Тебе, а к себе. Я искал себя, я любил себя… но я всё понял и хочу ещё хотя бы несколько лет прожить, чтобы всё исправить и в меру своих слабых сил прославить Тебя».

До последнего нашего вздоха Господь ждёт нашего обращения к Нему. Какая любовь безмерная! Ко всем одинаковая — к грешнику и праведнику, к уборщице и к президенту, к Патриарху, к монаху и мирянину. А грешников Господь любит даже больше, так же как мать любит своё болящее дитя и особо старательно и преданно ухаживает за ним, стремится почаще приласкать и дать что-то вкусненькое, отняв у себя. Потому что она понимает: здоровый сам сможет о себе позаботиться, а болящий ждёт помощи и любви.

Это называется — любовь к ближнему.

Научиться бы нам всем такой любви (хотя бы стремиться к ней!) — и тогда все вокруг были бы счастливы. Так будем к этому стремиться, чтобы прославить Господа всеми делами своими, всей жизнью своей. И Господь дарует нам вечную жизнь с Ним.

ПРОСИТЕ, И ДАСТСЯ ВАМ

«…Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк.11,9). Господь слышит нас и всегда спешит на помощь. Надо только, чтобы сами мы были живыми, деятельными, неравнодушными, а не уподоблялись «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23,27).

Мы похожи на механизмы, которые исправны, всё у нас налажено, надо только нажать нужную кнопку, чтобы мы заработали наконец-то и взяли курс на Царствие Небесное. Но нет, не нажимаем. Почему так происходит? Чтобы понять это, представьте себе космонавта, который готовится к полёту в космос: какую перегрузку он испытывает при взлёте ракеты? Его тело вжато в кресло, он не может шевельнуть ни рукой, ни ногой. Тело, которое весит всего лишь 70—80 кг, земля не отдаёт, держит крепко. Вот так же и грехи держат нас, не отдают Богу. Мы раздражаемся: «Я купил машину, дачу, затеял ремонт в квартире, задумал жениться… некогда мне в храм ходить. Да что же мне теперь, не жениться, на машине не кататься, на даче урожай не выращивать, а всё время в церкви находиться?..»

Всё можно и нужно делать, но при этом помнить и соблюдать четвёртую Заповедь Божию: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему». Если мы нарушаем заповедь, то мы преступники. Многие говорят: «У меня Бог в душе, зачем в храм ходить?» Но Бога не может быть в вашей душе, если вы не исполняете Его заповеди. Вспомним две первые заповеди, данные нам Спасителем: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,37—39). «Возлюби Господа Бога твоего…» Но как мы можем Его возлюбить, если мы даже в Дом Божий не ходим? Сейчас не те времена, когда действующих храмов было мало, многие были в запустении, а другие и вовсе разрушены. Сейчас храмов много, и они открыты, и Господь ждёт нас. Но мы не торопимся, мы придумываем себе отговорки: «Пойду, но не сегодня, дел много. Потом как-нибудь схожу…» Но может наступить такое время, что некуда будет идти. Что тогда делать? Где, кому исповедаться в грехах, чтобы облегчить душу и совесть? Где причаститься Тела и Крови Христовых? Где детей крестить? Где меня будут отпевать?.. Вот предстану я пред Создателем своим и что скажу Ему? Что не было у меня времени прийти в храм, помолиться, причаститься? И будем мы слёзно молить: «Господи, дай мне ещё толику времени, открой храмы, и я точно приду туда и буду молиться…» И ответит Господь: «Всё это было у тебя. Почему ты не воспользовался Моими дарами? Как ты распорядился Моей любовью к тебе, Моей энергией, Моим Промыслом о тебе? Почему от тебя пахнет перегаром, почему ты смердишь страстями, которым предавался на земле? Я всё сделал для твоего спасения. Я Своего Сына отдал на муки и смерть за тебя. Ты не оценил этого. Я звал тебя, но ты не пришёл. Отойди от Меня, Я не знаю тебя».

Вот так же Господь звал когда-то в раю Адама. Но тот, согрешивший непослушанием и попробовавший плод от запретного древа, скрылся от лица Бога среди деревьев рая. Так и мы грешим и прячемся, не желая идти в храм каяться. Мы говорим: «Я сам разберусь с Богом, я сам поговорю с Ним». Это самообман, дорогие мои. Вы разговариваете не с Богом, а сами с собой, со своим умом. Вам кажется, что вы молитесь Богу, а оказывается, что молились-то не Ему. Потому что самое главное в молитве что? Первое — это покаяние, второе — исполнение заповедей Божиих. Но если я молюсь, а заповедей не исполняю (в храм не хожу), то кому же я молюсь? Исповедь является очистительным средством для каждого из нас. На исповеди мы вытаскиваем из своих — не из чужих! — глаз брёвна, каемся в своих грехах, т.е. отдаём их Христу, не тащим после исповеди домой снова. Да, с иными грехами тяжело расставаться, сроднились за многие годы, что грешили, но это надо сделать. Надо изменяться, надо просить Господа о милости, и Он даст, надо искать Бога, и тогда обрящете Его, стучитесь в Его двери, и они отворятся. Придите к Господу, доверьтесь Ему, и вы увидите, как легко станет жить, а главное — как легко будет умирать, когда настанет время уходить в мир иной. Ведь если вы будете жить с Богом здесь — значит, будете и там жить с Ним.

УМЕЙ ПРОЩАТЬ ВРАГОВ СВОИХ

Мы часто при встречах обнимаемся, целуемся, приветствуя друг друга. С ещё большим удовольствием обнимаем всяких котиков, зайчиков, гладим их по головке — это так приятно, они такие нежные, пушистые. А вот попробуйте ёжика колючего погладить, чтобы не уколоться, или волка обнять… зубы-то у него острые. И возникает вопрос: как же нам быть с теми, кто нас кусает, колет, обижает? Ответ есть в Евангелии. Оказывается, их тоже надо любить, несмотря на их клыки, когти и колючки. Любить и молиться за них. Тяжело? Да, тяжело. Но подумайте вот о чём: иногда эти обиды и гонения бывают правильными и даже необходимыми. Потому что человек — такое существо, что может возгордиться и попытаться вознестись над всеми остальными. А гордость обуздывается именно таким отрезвляющим способом.

Например, хозяйка выбивает половичок. Сколько усилий она приложит, чтобы выбить из него всю грязь и пыль. Больно половичку, ой как больно! Но вся эта боль именно для того, чтобы половичок стал чистым. Так и мы должны не обижаться, когда нам делают больно, а, поразмыслив, принять эту боль, которая ведёт к очищению. Порою Господь и болезни посылает нам, чтобы у нас было время и возможность остановить свой бег по жизни, подумать, раскаяться в чём-то и смиренно принять болезнь, боль не как наказание, но как средство очищения нашей души от скверны.

Однажды к св.Силуану Афонскому пришёл ученик для беседы. Старец спросил его: «Есть ли у тебя враги?» — «Конечно, есть», — ответил тот. На что старец заметил: «Если у тебя есть враги — значит, ты не совершенен. Ты ещё не можешь любить врага своего как брата. Вот когда ты скажешь: «У меня нет врагов, я всех люблю», — тогда ты сможешь стать совершенным. Потому что только любовь к врагам делает тебя истинно человеком Божиим».

Смысл христианства в том, чтобы уметь прощать врагов своих.

следующая