Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Воспоминание чуда святой Евфимии Всехвальной

ДВА ПОДВИГА ОДНОЙ ДЕВУШКИ

Это было в Римской империи, в царствование императора Диоклетиана, которого — может быть, помните? — так жарко восхваляет Гоша из фильма «Москва слезам не верит» и с повеления которого были зверски замучены, растерзаны, изощрённо запытаны тысячи христиан. Нечеловеческий садизм диоклетиановских палачей, не знаю, был ли превзойдён в истории, зато, как заметил всё тот же Гоша, капусту император выращивал отменную.

Впрочем, что нам до него и до его поклонника Гоши? Мы хотим рассказать о том, как однажды в римском городе Халкидоне местная христианская община — всего 49 человек — собралась на литургию. Надо сказать, что служить литургию именно в этот день уже само по себе было подвигом, ибо от местного правителя вышло повеление: всем до одного жителям города присутствовать на празднестве в честь языческого бога Ареса и непременно участвовать в жертвоприношениях. То, что христиане не просто не пошли на праздник, но и устроили в этот день собственное богослужение, говорит о том, что все они прекрасно понимали, что их ждёт, и сознательно шли на мучения.

Не раз говорилось: то были особые времена. Тогда приверженцы веры Христовой не знали иного способа послужить Господу, как только принять за него мучения и смерть. К ним готовились с самого момента крещения, их ждали ежедневно, в готовности к ним воспитывали своих детей. И, видимо, в те времена это действительно было единственно возможным образом поведения для христианина. Нам страшно об этом думать. Нам, которые, испугавшись одной только смутной тени никому не ведомого недуга, одного только приглушённого начальственного рыка, сочли возможным забыть и о Пасхе, и о Светлой Седмице, и о всех пасхальных днях.

Но христиане в Халкидоне не боялись ни воображаемой заразы, ни вполне реальных пыток и казни. Они собрались на литургию и не успели ещё отслужить её, как в храм ворвались вооружённые воины. Все собравшиеся были арестованы, и 19 дней подряд их подвергали всевозможным истязаниям, а затем, так и не добившись отречения от Христа, отправили в столицу, надеясь, что тамошние палачи окажутся изобретательнее.

И была среди арестованных совсем юная девушка по имени Евфимия. С ней вышла небольшая загвоздка: она была не просто какая-то там безвестная девушка, но дочь римского сенатора. Правителям Халкидона с сенатором ссориться не хотелось. Лучше бы всего было потихоньку отпустить Евфимию совсем — но тогда пришлось бы поссориться уже с императором: ведь и Евфимия, как и её товарищи, от Христа отрекаться не желала. Тогда придумали хитрость: её не отправили в Рим вместе со всеми, но оставили в халкидонской тюрьме: дескать, не укрепляемая собратьями, не боясь упасть в их глазах, она легко согласится на предательство, и можно будет с извинениями вернуть дочь отцу.

Ничего не вышло из этой затеи: даже оставшись одна, Евфимия держалась твёрдо и лишь непрестанно молилась Христу, чтобы Он поддержал её в подвиге терпения.

И вот как Господь явил на ней свою милость: Евфимия прошла все приготовленные для неё мучения, но ни одно из них не причинило ей вреда. Она невредимой выходила из раскалённой печи, она не провалилась в выкопанный для неё ров, утыканный копьями, и пыточные орудия не оставляли следа на её теле. Мы знаем, что далеко не всем мученикам Господним выпадала такая участь — как правило, они принимали страдания полной мерой. Но бывало и такое: когда сердце у человека было твёрдо, но плоть особенно немощна, Господь по милости Своей мог и от мучений его избавить, и мученического венца притом не лишить.

И даже когда юную Евфимию бросили на съедение диким зверям, хищники не подошли к ней — лишь одна медведица нанесла девушке неглубокую рану, и мученица сразу преставилась.

История эта весьма удивительна, но ещё удивительнее то, что на этом земное служение Евфимии не кончилось. Дело было так. Со временем, после победы христианства, над могилой святой девушки воздвигли огромный храм, и однажды — в 451 году — в этом храме собрался IV Вселенский Собор, посвящённый обличению монофизитской ереси…

Стоит сказать немного и о самом этом лжеучении. Монофизиты утверждали, что во Христе было не две природы — Божественная и человеческая, но только одна — Божественная. Прежде ариане говорили, что Христос был только человеком, пусть и не простым, а обожествлённым; а теперь эти еретики решили, что Он был только Богом. Звучало это, на первый взгляд, более благочестиво, чем речи ариан: в самом деле, монофизиты же поклонялись Христу как Богу, — а человек?.. Ну что такое человек?

Но духовно зоркие люди понимали, что и в этом случае вера Христова уничижалась ничуть не меньше, а едва ли не больше, чем уничижалась она Арием! Ведь тогда выходило, что всё дело Боговоплощения не более как простая ложь, что и Рождество, и жизнь среди людей, и перенесение всех людских невзгод — голода, жажды, усталости — не более чем фикция, иллюзия. Бог не может голодать и жаждать, следовательно, Иисус просто притворялся, просто лгал! Более того, страшнее того: по монофизитству выходит, что и сами крестные муки Он тоже претерпел лишь для виду, Он просто играл в страдания и смерть, ибо Бог никогда не страдает и смерть Ему чужда.

Приняв монофизитскую ересь, мы стали бы поклоняться не Вочеловечившемуся Богу, а некоему лжецу, притворщику, вселенскому комедианту! То есть, собственно, отцу лжи…

Сейчас это кажется очевидным, а тогда многие впали в монофизитскую ересь, целые монастыри её придерживались. Более того: из монахов-еретиков со­здавались особые террористические отряды, которые вламывались в православные храмы и с воплями: «Рассечём надвое тех, кто рассекает Христа на Бога и Человека!» — тяжёлыми секирами рубили собравшихся.

Вот в такое то страшное время и собрался IV Вселенский Собор. После долгих споров и препирательств Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому. А поскольку святая Евфимия, у могилы которой заседали соборяне, была несомненной носительницей Святого Духа, то решили спросить у неё, покойной, что она думает по данному поводу. Православные святители и их противники написали своё исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу великомученицы и оба свитка положили на её груди. Потом в присутствии императора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у её ног, как бы попираемый с презрением. Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток патриарху. После этого-то чуда многие из еретиков приняли православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.

Так святая мученица, милостью Божией не претерпевшая вреда от палачей, засвидетельствовала истинность крестных страданий Вочеловечившегося Бога.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая