Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Вопрос общения — трудный. Чтобы он не стал на пути к цели христианской жизни камнем преткновения, необходимо усвоить культуру общения. Она корнями своими уходит в христианскую нравственность. Основа её — заповедь любви. Заповедь трудная, и мы должны заботиться о том, чтобы не усложнять друг другу её исполнение. Так в чем же эта культура общения?

Заповедь любить друг друга потому трудна, что требовать любви надо от себя, а не от другого. Другому оставляется свобода выбора: отвечать на любовь или нет. Значит, с другого мы не имеем права спрашивать, почему он не любит в ответ. Это его право. Мы должны по примеру Господа оставить человеку свободу.

Это значит:

1. Не неволить его, задавая лишние вопросы.

2. Не стараться добиться желанных сведений, что называется, «не мытьём, так катаньем добить».

3. Не считать себя вправе требовать отношения, которого хотелось бы.

4. Не забывать, что любой может не захотеть доверить что-то своё, может быть, он не надеется на того, кто хочет всё знать о нём.

5. Не утверждаться в мыслях о своём праве на чьё-то внимание, а тем более на требование этого внимания.

Почему так сурово? Почему все время надо себе твердить о праве другого на свободу? Потому что в Церкви «где Дух Божий — там свобода». Всё, что несёт в мир разделение, раздоры, несогласия, давление, принуждение, — всё от злого духа. Он мутит в человеке сознание, опираясь на не истреблённую в душе гордыню. В Церкви главная забота каждого христианина — смириться. Если мы эту цель будем ставить себе, то сразу отпадут все требования к другим, возрастут — к себе. Обычно требует тот, кто себя считает (хотя бы втайне) достойным внимания, уважения, доверия. Если мы будем просто честны перед собой, то не надо будет себя сдерживать в желании узнать что-то, потому что встанет другой вопрос: а надо ли этого добиваться? Если мне надо знать — узнаю, а если мне не полезно — лучше не надо. И такой подход не принесёт душе смущения, которое сразу возникает, стоит только допустить мысль: почему это от меня что-то скрывают? Почему со мной не откровенны? Почему мне говорят неправду?

Может быть, потому, что не хотят участия. — В правде? — Да. — Почему? — А что оно принесёт? Всегда ли мы добры в оценках кого-то? Всегда ли только доброжелательны? Уверены ли в себе, что не вспыхнет зависть, раздражение, досада, а может быть, и злоба? А гордость, тщеславие, превозношение когда о себе заявляют? Не чаще ли в оценках, перебирании чужих дел, копании в ненужных подробностях? Всё это очень серьёзно и требует ответственного отношения. Что это так, душе скажет мир — если человек смиряется, учитывая свои несовершенства. Скажет и смущение — откуда все обиды, требования, раздражение. Даже решение: никому ничего говорить не стоит — откуда? — От смирения ли? Всё подряд говорить не стоит, даже узнавать не стоит, помнить — тоже не стоит. Что касается других, то очень осторожно и говорить, и спрашивать. Лучше заняться собой, чтобы очистить душу от всякого самолюбия и гордыни. Тогда Господь расширит сердце добротой и чуткостью, тогда другие с жаждой поведать, помочь разобраться придут сами. И ещё нужно — устоять в терпении и любви, чтобы принять к сердцу тревогу каждого, уметь с ним погоревать и порадоваться, уметь о нём помолиться. Это возможно не ранее, чем человек научится забывать о себе, и тогда не встанет вопроса о правах своих. Будет без слов ясно, что великое чудо на земле — встретить человека, для которого любовь к ближнему не слова, а существо всей жизни, её наполнение, её свет, её постоянное пребывание в Боге. Вот к чему мы все должны стремиться, и тогда не будет горьких вопросов о том, почему ко мне не относятся с той любовью и доверием, которого, естественно, всем хочется.

Монахиня ВАРВАРА, «Православная вера»

предыдущая    следующая