Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

ЧТО «УВИДЕЛ» СОТНИК ЛОНГИН?

Мало кто из нас задумывается над тем, что означает слово гумус — почва. Собственно, от этого древнегреческого слова — «гомелитио» — происходит понятие «покаяние». Значит, покаяние — это восстановление почвы нашей души, её способности выращивать добрые плоды. Грехи — это сорняки, которые занимают благодатную почву души человеческой, подавляя всё хорошее. Стало быть, покаяние — это прополка души от грехов-сорняков, восстановление благодатной почвы. Откуда берутся сорняки в нашей душе? Мы их сами же и насаждаем, с большим усердием и старанием. И демонов, искушающих нас, мы развязываем сами. А вот связать их может уже только Господь Бог.

Мне невольно вспоминается сотник Лонгин (центурион Гай Кассий, родом из Каппадокии) — один из первых канонизированных Церковью мучеников за Христа. Помните, в Евангелии от Иоанна содержится эпизод прободения тела Христа: «Один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19,34). Сотник был командиром воинского подразделения, которому была доверена охрана «особо важного преступника», которого надлежало распять. То есть сотник Лонгин — человек, который видел Христа, сопровождал Его на Голгофу, охранял место казни и видел всё, что там произошло.

Можете себе представить, что же такого особенного, удивительного он увидел на Голгофе в тот день, если после этого события полностью изменил своё мировоззрение?! Возможно, Лонгин чувствовал, что Правда на стороне этого Человека, а не беснующейся толпы, из которой раздавались язвительные и на первый взгляд разумные слова: «…спаси Себя Самого и сойди со креста… других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем» (Мк.15,30—32). Казнь, происходившая в ту страшную пятницу, наводила на мысль, что он присутствует перед лицом Тайны, и когда Иисус «возгласив громко, испустил дух» (Мк.15,37) и померкло небо среди дня, Лонгин воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк.15,39). Спустя время Лонгин сам подошёл к кресту и, запретив перебивать Христу голени, зная, что Он уже мёртв, ударом своего копья пронзил Ему рёбра. От крови Христовой, брызнувшей сотнику в больные глаза, он получил физическое исцеление и духовное прозрение и уверовал.

После смерти Христа Лонгин вернулся в Каппадокию, в имение своего отца, где вёл довольно уединённую жизнь. Но он ни на минуту не забывал о том, чему стал свидетелем на Голгофе. Не забыли о нём и те, кто был причастен к смерти Спасителя. По их настоянию новый римский наместник Иудеи (спустя 15 лет!) отправил отряд в Кесарию Каппадокийскую с приказом убить Лонгина.

Сотник принял мученическую кончину за Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, потому что безстрашно свидетельствовал о чудесах, которые произошли на Голгофе. О том, что с часу шестого по девятый исчез свет мира, «и завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Мк.15,38), и случилось землетрясение…

Вы представляете, сколь благодатная почва души была у Лонгина сотника, если он за время казни, присутствуя при позоре и унижении Человека, Которого иудеи считали за самозванца, почувствовал и понял, что перед ним Сын Божий, спасения нашего ради сошедший с Небес. Он настолько уверовал в это, что с радостью, не колеблясь, отдал за Него жизнь, свидетельствуя о Нём как о Боге.

Если вдуматься в это, то мы поймём, что то, что произошло на Голгофе, было событием из ряда вон выходящим. Ведь несомненно, что это была не первая подобная казнь — через распятие, — свидетелем коей был Лонгин. И вместо того чтобы окончательно разувериться в Иисусе, отказаться от Него, после того как Тот был казнён и умер на кресте, он, наоборот, уверовал в Него настолько, что отдал за Него свою жизнь. И что ещё удивительнее: не только сотник Лонгин, но и многие другие воины за ним последовали и были казнены за свидетельство того, что они видели. Сколь благодатной была почва их душ, если смерть они восприняли как средство для достижения вечной Жизни, а казнь — как прощение грехов! Все сорняки их душ, посеянные языческими верованиями и римскими императорами, мгновенно исчезли. В их душах проросли семена Истины. Ибо Господь — сеятель в духе Любви, взявший на Себя грехи всего человечества, дабы освободить его от власти сатаны и смерти.

Конечно, всё, что они видели и о чём свидетельствовали, было скрыто от людей и сотни лет находилось под запретом от разглашения. Но Истина восторжествовала, ибо мы с вами живём по новому летосчислению, берущему своё начало от Рождества Христова.

Нам иногда трудно представить, что всё, что описано в Евангелии, именно так и происходило на самом деле. Но канонизация мученика Лонгина нам об этом прямо свидетельствует. Ибо если бы не был распят на кресте за грехи мира Господь и Бог наш Иисус Христос, то никогда бы не отдали эти воины за Него свои жизни. Вот и сравните гумус своей души с почвой душ тех древних воинов и их начальника святого Лонгина. И просите Бога, чтобы ваши души стали почвой столь же благодатной, чтобы мы имели мирные и благие лета, чтобы велика была к нам Божия милость. Но если наступит время свидетельствовать о Господе Боге и Спасе нашем Иисусе Христе, и свидетельствовать даже жизнью своей, то вспомним Лонгина сотника и его воинов, и это укрепит нас.

Настоятель храма Рождества св.Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

А что же стало с копьём сотника, которым тот пронзил грудь распятого Сына Божиего? Копьё хранится в древнем храме Эчмиадзина в Армении. Монахи берегут его как величайшую святыню (верующие, помолясь перед ним, получают исцеление от различных недугов, даже от онкологических заболеваний). За прошедшие две тысячи лет копьём Лонгина пытались завладеть цари и императоры, считая, что оружие, на котором Кровь Спасителя, даст им возможность управлять миром.

По мнению специалистов по древнему оружию, тот удар не мог быть нанесён длинным и тяжёлым римским копьём пехотинца («хаста») или копьём кавалериста — «пилумом». Это след от копья «лонхе», употреблявшегося легионерами военных гарнизонов, а, как известно из Евангелия, солдаты, осуществившие казнь, были легионерами. Копьё, которое хранится в Эчмиадзине, точно соответствует размерам раны: на знаменитой Туринской Плащанице на желтовато-белом фоне кроваво-бурым цветом отпечатались очертания Лика и фигуры Христа со следами от ран. Эксперты-криминалисты, изучавшие Плащаницу, установили, что завёрнутый в ткань Человек получил рану от копья размером 4,5 сантиметра между рёбер. Позднее на его наконечник был наклёпан крест, но само оружие было выковано ещё до казни Христа! (Другие копья-реликвии, хранящиеся в Ватикане, Кракове, Вене, — лишь копии). Настоящая же реликвия никогда не была в руках тиранов, желающих поработить человечество.

предыдущая    следующая